“Даймлер” может довести свою долю в КАМАЗе с 15% до контрольной, купив акции у “Ростехнологий” и “Тройки-Диалога”. Для “Даймлера” это было бы удачной покупкой: КАМАЗ – высокоприбыльный актив, а его дилерская сеть позволит “Даймлеру” продвигать в России свои “Мерседесы” и “Унимоги”, отмечают эксперты. Однако ни о каких переговорах неизвестно, “Даймлер” конкретного интереса к контрольному пакету пока не заявлял.
“У нас сейчас 49,9%, смысла держать такой пакет нет. Они готовы в общем-то довести до контрольного пакета. А больше где взять? Только у нас”, – сказал глава “Ростехнологий” Сергей Чемезов (однако конкретных переговоров еще не было, уточнил он). “Ростехнологиям” нет смысла держать 49,9% КАМАЗа, тем более что премьер и кандидат в президенты РФ Владимир Путин призвал к распродаже имущества госкомпаний, отметил аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов.
“Даймлер” купил 10% КАМАЗа в конце 2008 г. за $250 млн. и летом 2010 г. докупил у “Тройки Диалога” 1%. Еще 4% в интересах “Даймлера” купил ЕБРР. Оценка для этих сделок была одинаковой – исходя из $2,5 млрд. за весь КАМАЗ. Сейчас эксперты оценивают текущую стоимость КАМАЗа в $2 млрд., таким образом, “Даймлер” может заплатить за пакет “Ростехнологий” около $1 млрд., получив высокоприбыльный актив.
В 2010 г. основные акционеры объявили о подписании соглашения, предусматривавшего обмен акциями. Предполагалось, что “Тройка” к 2016 г. полностью продаст свои 27,3% акций “Даймлеру”. У “Ростехнологий” планов продавать долю тогда не было. Теперь этот вопрос обсуждается акционерами, но решений нет, рассказал Ведомостям близкий к КАМАЗу источник. Откуда исходит идея продать долю “Ростехнологий”, источник не сказал, но по его информации, не от государства. В конце декабря 2011 г. “Даймлеру” было предложено обсудить возможность выкупа допэмиссии акций КАМАЗа, решение должно быть принято в феврале, добавил другой близкий к заводу источник. По его информации, из-за вступления России в ВТО рыночное положение КАМАЗа ухудшается: пошлины на импортные грузовики, в том числе подержанные, резко снизятся. Чтобы сохранить конкурентоспособность, КАМАЗа придется гораздо быстрее модернизировать производство, его программа модернизации была рассчитана до 2020 г. Перейдя под немецкий контроль, он сможет быстро привлечь средства на инвестпрограмму.
КАМАЗ занимает 11-е место в мире по производству тяжелых грузовиков и 8-е – по объемам выпуска дизельных двигателей. В единый комплекс компании входят 13 крупных спецподразделений по разработке, производству, сборке техники и автокомпонентов, сбыту готовой продукции. Всего в группу компаний входят 96 предприятий. За прошлый год КАМАЗ выпустил почти 48 тыс. автомобилей и машинокомплектов. Каждый 8-й “КАМАЗ” продан на зарубежных рынках, они эксплуатируются более чем в 80 странах – в Европе, Африке, Латинской Америке.
Второй крупный совладелец КАМАЗа, инвесткомпания “Тройка-Диалог”, обладающая 27% акций, заявила, что готова отдать “Даймлеру” около трети своей доли. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)