Как сообщается в Korean Shipping Messenger, из-за низкого притока новых заказов многие мелкие и средние судостроительные фирмы Республики Корея значительно ухудшили позиции в мировой табели о рангах за 2011 г. Более того, некоторые из них совсем исчезли из списка 100 крупнейших судоверфей (общее число имеющихся в мире судоверфей составляет примерно 560).
В указанную табель аналитической компании Clarkson попали только 13 южнокорейских фирм, тогда как в списке крупнейших за 2010 г. их было 18. Сохранить свои позиции удалось лишь тем верфям (включая “большую” четверку), которые строят в основном суда с высокой добавленной стоимостью или предназначенные для обслуживания морских нефтегазовых месторождений. Более того, из-за проблем с новыми заказами и корпоративным управлением прекратили свое существование Samho Shipbuilding, Sekwang Heavy Industries и некоторые другие продуценты судов.
В начале года положение с заказами у южнокорейских фирм также было напряженным. В январе-феврале они подписали контракты на строительство судов общим тоннажем 1,24 млн. cgt (cgt – уравнительная тонна), что на 53% меньше, чем за тот же период 2011 г. По стоимости приток заказов составил $3,99 млрд. или сократился по сравнению с январем-февралем 2011 г. на 62%.
Экспорт судов из Республики Корея за первые два месяца 2012 г. уменьшился на 23% до $8,41 млрд.
По данным Clarkson, мировой портфель заказов на суда в начале марта равнялся 349,4 млн. двт, что на 7% меньше, чем в январе того же года, и на 30% ниже уровня января 2011 г. Из указанных 349,4 млн. т 45% (158,8 млн. двт) должны быть поставлены к концу года. Это означает, что судоверфям мира срочно необходимы новые заказы.
Тем временем цены на заказываемые новые суда продолжают падать. На 26 марта индекс цен на такие суда, рассчитываемый фирмой Clarkson, равнялся 135, т. е. уменьшился за неделю на 1 пункт, а по сравнению с концом февраля – на 1,3 пункта. Эти данные свидетельствуют о том, что падение цен на новые суда не прекращается уже в течение девяти месяцев подряд.
В условиях общего вялого спроса на новые суда крупные верфи спасаются заказами на плавучие средства с высокой добавленной стоимостью или предназначенные для разработки месторождений на континентальном шельфе. Значительное же число мелких и средних судостроительных фирм, судя по всему, лишится в текущем году работы.
Что касается китайских судоверфей, то, помимо скудного притока заказов, на их деятельности в текущем году должны отрицательно сказаться высокий курс юаня и рост стоимости рабочей силы. Противостоять этим неблагоприятным факторам они намерены путем активного проникновения на рынок судов с высокой добавленной стоимостью и получения на эти цели значительной финансовой поддержки от правительства.
Кроме того, чтобы минимизировать циклические риски, некоторые китайские верфи диверсифицировали бизнес, включив в него производство ветроэнергетического, горного, складского, железнодорожного и некоторого другого оборудования. Они также идут на стратегическое сотрудничество с судовладельцами и разрабатывают эффективные стандарты управления задолженностью и капиталом.
Полагают, что в текущем году в КНР возрастет число аннулируемых заказов на суда. В январе-феврале покупатели отказались от поставки судов совокупным дедвейтом 1,18 млн. т, что составило 0,8% общего портфеля заказов в китайском судостроении на конец февраля и 61,1% тоннажа, контракты на сооружение которого были отозваны в 2011 г. Из указанных 1,18 млн. т 72% приходилось на навалочные суда и 27% – танкеры.
По мнению Ассоциации китайских судостроительных компаний, медленное восстановление мировой экономики после глобального кризиса и низкие текущие цены на новые суда не будут содействовать широкомасштабной реструктуризации судостроения КНР. Большинство новых судов, отгрузки которых ожидаются в текущем году (общий дедвейт – 70 млн. т), были заказаны после мирового финансового кризиса по низким ставкам, что также не улучшит экономических показателей отрасли. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)