После 56%-ного прироста в 2010 г. продажи строительного оборудования в КНР в 2011 г. увеличились, по данным аналитической фирмы Off-Highway Research, только на 5%. При этом в I квартале прошлого года спрос значительно возрос, а в последующие 9 месяцев сильно сократился (почти по всем видам строительной техники), так как покупатели уже не могли больше находить возможности для капитализации их инвестиций в новое оборудование. Чтобы уменьшить инфляцию, правительство Китая урезало свою амбициозную строительную программу, и продажи новых машин начали падать.
Резкое изменение за последние два года экономической политики властей КНР (от стимулирования инвестиций до их сдерживания) оказало негативное влияние на строительное машиностроение страны. Если год назад компании отрасли едва успевали за небывало высоким спросом, то сейчас многие из них столкнулись с растущими уровнями товарных запасов, сильно сократившимся притоком новых заказов и падающими ценами на их продукцию.
Считают, что последствия текущей рецессии для отрасли будут гораздо более серьезными, чем те, которые имели место после стагнации 2004-2005 гг., так как созданы производственные мощности, намного превышающие реалистичные уровни будущего спроса. Многие продуценты с трудом изыскивают в настоящее время средства, необходимые для поддержания производства и создания достаточной наличности в условиях нарастающих товарных запасов.
Целый ряд ведущих китайских изготовителей строительного оборудования намеревались в прошлом году получить значительную наличность от продаж своих акций на фондовых биржах, но из-за падения их стоимости вынуждены были эти планы приостановить. Надежды на доступные кредиты также не оправдались, ибо банки ужесточили свои условия.
Увеличение экспортных поставок помогло китайским продуцентам компенсировать часть их потерь от продаж на внутреннем рынке, но, по мнению аналитиков, полагаться на заграничных покупателей в своем будущем развитии отрасли не стоит.
Среди строительных машин, продажи которых в КНР в 2011 г. возросли, следует прежде всего назвать колесные погрузчики и гусеничные экскаваторы, совокупная доля которых в общем видимом потреблении строительного оборудования в Китае составила в указанном году 77%; прирост продаж этих двух видов машин выразился соответственно в 7% и 10%. Благоприятно развивался спрос также на компактное оборудование; в частности, на мини-экскаваторы он увеличился на 8% и на погрузчики с обратной лопатой – на 20%. Прирост продаж асфальтоукладчиков, необходимых для завершения уже начатых проектов, равнялся 16%.
Наоборот, вялым спрос был на трамбовочные машины и дорожные катки, автогрейдеры, гусеничные бульдозеры, колесные экскаваторы, самоходные краны и самосвалы.
Согласно прогнозам, в текущем году продажи строительного оборудования в КНР сократятся на 5%, что будет обусловлено незначительным числом осуществляемых новых проектов и большими парками новой техники у компаний. Однако в 2013 г. спрос вернется к росту, ибо есть ожидание того, что после небольшого замедления темпы развития китайской экономики вновь увеличатся. Правда, это будет скромный рост, далекий от того, который стал нормой в недалеком прошлом.
Если за время действия 11-го пятилетнего плана (2006-2010 гг.) продажи строительного оборудования в Китае возросли на 174%, то за последующие 5 лет прирост может не превысить 15%. Тем не менее объемы видимого потребления этого оборудования в стране останутся довольно значительными. Они будут обусловлены развитием западной части КНР, расширением строительства в сельских районах, сооружением новых объектов энергоснабжения и горной промышленности.
Продажи строительного оборудования в КНР в 2007-2011 гг. (ед.)
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Автогрейдеры | 1398 | 1464 | 1967 | 2528 | 2337 |
Асфальтоукладчики | 1020 | 945 | 1491 | 2480 | 2880 |
Гусеничные бульдозеры | 5245 | 5239 | 6900 | 11495 | 9646 |
Гусеничные погрузчики | 10 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Гусеничные экскаваторы | 49053 | 58152 | 78874 | 143220 | 158000 |
Колесные погрузчики | 149730 | 149100 | 137870 | 201630 | 215000 |
Колесные экскаваторы | 806 | 798 | 1120 | 1850 | 1300 |
Мини-экскаваторы | 16850 | 19030 | 22250 | 35900 | 38600 |
Погрузчики с бортовым поворотом | 230 | 260 | 299 | 698 | 639 |
Погрузчики с обратной лопатой | 590 | 630 | 400 | 585 | 700 |
Самосвалы с жесткой рамой | 713 | 749 | 810 | 745 | 755 |
Самосвалы с сочлененной рамой | 91 | 59 | 53 | 66 | 43 |
Самоходные краны | 18254 | 19163 | 27010 | 34842 | 34810 |
Скреперы | 2 | – | 2 | 3 | – |
Телескопические манипуляторы | 50 | 100 | 250 | 250 | 200 |
Трамбовочные машины, дорожные катки | 7509 | 6740 | 13748 | 22701 | 17890 |
Итого | 251551 | 262449 | 294064 | 459013 | 482820 |
Прогнозируемое снижение темпов расширения продаж строительной техники в КНР частично будет связано с уменьшением спроса на колесные погрузчики, доля которых в общем видимом потреблении этой техники, очевидно, уменьшится до 35% – с 45% в настоящее время. Спрос же на экскаваторы (особенно грузоподъемностью до 15 т) останется оживленным, и их удельный вес на рассматриваемом рынке может увеличиться до более 50%. Сохранятся на высоком уровне и общие продажи оборудования для сооружения дорог. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)