Можно сколько угодно шутить, что украинские автомобили – это корыта на колесах и ругать правительство за навязывание отечественного производителя на этом рынке – спецпошлинам на авто, анонсированным 14 марта, быть.
Естественно, что украинские автопроизводители “за”. Самый главный плюс, который получит страна, по их мнению – увеличение количества рабочих мест. Мол, такими вещами разбрасываться нельзя, да и вообще на рынке после кризиса произошли значительные подвижки. На запорожском заводе АвтоЗАЗ до кризиса 2008 г. было 20 тыс. работников, а в этом году их осталось меньше 6 тыс.
“То есть 14 тыс. пополнили парк безработных. Мы ведь сейчас не говорим о производстве “Запорожца”, а говорим о том, что у нас есть промспособности, на которых можно производить иностранные брэнды. Мы просим создать условия, чтобы к нам пришел инвестор. Ведь АвтоЗАЗ производил “Ланос”, который продавали на территории РФ под брэндом “Шевроле”, потом “Черри”, – отмечает заместитель председателя правления корпорации “УкрАвто” Олег Папашев.
О положительных сторонах введения спецпошлин говорят и в Минэкономразвития. Директор департамента стратегического планирования развития экономики Евгений Олейников отмечает, что меры по господдержке автопрома активно применяли правительства наиболее экономически развитых стран. “В аналогичной ситуации у правительства США даже вопрос не стоял – нужно ли поддерживать автопром. Когда в 2008-2009 гг. произошел кризис, там просто брали деньги плательщиков налогов и “накачивали” предприятия автомобильной промышленности. Да, с одной стороны, Украина сегодня выпускает продукцию с низким уровнем конкурентоспособности. С другой стороны, это 30 тыс. рабочих мест и потенциальная возможность создать рабочие места в других отраслях экономики”, – отметил чиновник.
В целом, по мнению Олейникова, 3 года работы таких пошлин – отличный шанс для отечественного автопрома показать себя. Достаточно только модернизировать производство, применить новые технологии и найти новых партнеров.
“Все возможные меры поддержки, ограниченные имеющимся реальным ресурсом, будут предоставлены государством. Но если пройдет время, а укравтопром за предоставленные ему три года не выйдет на конкурентный уровень, не нарастит численность рабочих мест и объемы производства, то, извините, скорее всего, речь придется вести о другом, и действовать по другому, как, например, сейчас с угольной промышленностью, когда шахты приходится закрывать… Таким образом, для украинской автомобильной промышленности ближайшие три года – это последний шанс”, – считает Олейников.
Но вот как раз тут возникает загвоздка: автопроизводители тоже хотят ответных действий со стороны государства.
“Примеры? Пожалуйста, это Россия. На сегодняшний день в России производятся модели 32 иностранных брэндов. Турцию возьмите – в прошлом году турецкий автопром произвел 1073 тыс. машин. Если мы возьмем страны бывшего соцлагеря, Чехию, Словакию, Словению, Польшу – там с момента распада Союза вырос целый лагерь европейских и мировых брэндов. KIA и Hyundai построили завод мощностью 600 тыс. производства на территории Евросоюза. Это все потому, что Россия, страны соцлагеря, создали помимо того, что там были защитные меры, пошли на создание специальных условий, чтобы привлечь иностранных производителей.
И сегодня, когда мы говорим о помощи автопрому, мы не говорим что она нужна, чтобы производился конкретный брэнд. Мы говорим о том, что наши производственные мощности сегодня имеют все технологические условия, чтобы производить современные автомобили. А наша просьба правительству заключается в одном – создать такие условия, чтобы заинтересовать иностранного инвестора придти на сотрудничество к нам”, – отмечает Папашев.
По словам главы наблюдательного совета “Еврокара” Олега Боярина, создать новый автомобиль в Украине и конкурировать с миром невозможно. Нужно создать условия, когда на территории Украины будут производиться автомобили мировых брэндов.
В свою очередь старший аналитик по машиностроению инвесткомпании “АРТ Капитал” Алексей Андрейченко заявляет, что все же украинская автопромышленность имеет хорошие перспективы. Это касается также и привлечений иностранных инвестиций. “Показатель автомобилизации в Украине сейчас составляет 150 автомобилей на 1 тыс. человек. Для сравнения, в России – больше 200, в Болгарии – 330, в Польше – 432. Даже с поправкой на зависимость автомобилизации от ВВП этот показатель в Украине должен составлять около 210. Потенциальный инвестор принимает это во внимание”, – отмечает Андрейченко.
По его словам, автомобильная отрасль Украины нуждается в определенном периоде защиты. Но очень важно, чтобы прибыль автопроизводителей в этот период направлялась на внедрение новых технологий.
Остается только напомнить, что на счет всего этого думают импортеры. Несколько дней назад глава Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко заявил, что бесполезно ожидать, что новое введение спецпошлины станет панацеей от всех бед. По его мнению, потери госбюджета от введения спецпошлины превысят $1 млрд., и в целом пошлины еще больше осложнит отношения Украины с миром, где не захотят “создавать прецедент дискриминации их товаров какой-то страной, и реакция ведущих государств мира будет достаточно жесткой”. Мало того – Назаренко прогнозирует и негативной влияние спецпошлин на подписании Соглашения о свободной торговле с ЕС, на отношения с ВТО, а также с Россией. (Finance.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)