За все выпускаемые в странах Таможенного союза автомобили при их ввозе в Россию нужно платить утилизационный сбор, считает российский Минпромторг. Это следует из разработанного министерством законопроекта о внесении изменений в Закон “Об отходах производства и потребления” (опубликован на сайте министерства). Документ отменяет систему гарантий по утилизации автомобилей – таким образом Россия “исполнит свои обязанности члена ВТО по уравниванию в правах отечественных производителей и импортеров”.
Принятие такого решения потребует ряда мер по сохранению единого рынка автомобилей внутри Таможенного союза, отмечает представитель Евразийской экономической комиссии.
Разработанный Минпромторгом законопроект еще не поступал на согласование в Минэкономразвития, сказал его представитель. В Минфине на вопросы не ответили. Поправки планируется внести на рассмотрение в правительство до конца апреля, говорил ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров. В случае утверждения поправки вступят в силу с 1 июля, следует из текста законопроекта.
Сбор теперь будут выплачивать все импортеры, включая страны Таможенного Союза. Базовая ставка для легковых автомобилей – 20000 руб., для грузовиков и автобусов – 150000 руб. Ранее продукция автопроизводителей из Беларуси и Казахстана, которые взяли на себя гарантии по утилизации, сбором при импорте в Россию не облагаются.
В прошлом году в Россию из Беларуси было ввезено более 76000 машин, по данным “АСМ-холдинга”. Для сравнения: из Казахстана в январе-ноябре 2012 г. ввезено менее 40 шт.
Основной автопроизводитель Беларуси – МАЗ. В 2012 г. он выпустил около 22854 грузовых автомобилей и более 2000 автобусов. Представители МАЗа и белорусского Совета министров на запросы не ответили. На российский рынок приходится около 80% всех продаж МАЗа, отмечал в декабре 2012 г. в интервью “Ведомостям” гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Госпакеты МАЗа и КАМАЗа могут быть внесены в российско-белорусское СП (условия еще не утверждены). Помешает ли проекту необходимость уплаты сбора при поставках МАЗа в Россию, представитель КАМАЗа не стал комментировать. “Переговоры об альянсе продолжаются, и для нас МАЗ остается конкурентом”, – замечает он.
В случае, если эти изменения вступят в силу, украинская продукция получит шанс доступа на российский рынок, но теперь наступят сложности для автозаводов Казахстана и Беларуси. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)