Индия выразила недовольство в связи с малым уровнем участия в совместной российско-индийской программе по созданию истребителя 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), несмотря на юридически равный статус обеих сторон и на предполагаемый заказ этих самолетов на $30 млрд. Индийский министр обороны Акапарамбил Энтони в ходе визита в Москву заявил, что доля Индии в разработке и производстве истребителя 5-го поколения, который в настоящее время находится на уровне прототипа, должна составлять 50%. Об этом сообщил американский еженедельник “Дифенс ньюс” со ссылкой на заявление индийского Министерства обороны, которое уделяет особое внимание развитию этой программы, а также российско-индийскому проекту создания многоцелевого транспортного самолета, считая их достаточно важными.
В настоящее время доля Индии в разработке истребителя 5-го поколения составляет 15%. Как заявили представители российского МИД, это связано с ограниченными индийскими возможностями в сфере разработки военной авиации и общем уровне развития промышленности страны. Предполагается, что по мере роста индийских возможностей, доля страны в программе по созданию нового истребителя будет увеличиваться.
В 2007 г. Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке истребителя 5-го поколения, который будет использоваться в ВВС обеих стран. В декабре 2010 г. ОАО “Рособоронэкспорт”, компания “Сухой” и индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали предварительный контракт общей стоимостью $295 млн. Ожидается, что общая сумма окончательного соглашения по совместной разработке самолета превысит $10 млрд. Эта сделка в настоящее время еще не заключена.
По сообщению российской стороны, задержка в подписании окончательного контракта в малой степени отразится на темпах развития программы. В настоящее время созданы 5 летающих прототипов перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), также известного как истребитель 5-го поколения.
Индийское Министерство обороны, напротив, заявило, что соглашение будет, вероятно, подписано после смены руководства страны в результате выборов, которые пройдут в начале 2014 г. Было заявлено о приверженности нового руководства Индии всем международным обязательствам. Вместе с тем, отметили представители военных кругов этой страны, многое будет зависеть от доли страны в этом проекте.
В настоящее время предполагается, что индийские ВВС закажут свыше 200 истребителей 5-го поколения с двумя двигателями, созданных на базе самолета компании “Сухой” Т-50 (ПАК ФА) и которые будут удовлетворять требованиям военно-воздушных сил этой страны.
Официальный представитель ВВС Индии заявил, что прототип российского самолета 5-го поколения совершил полет в этом году, однако сделал упор на то, что участие Индии в развитии проекта является минимальным. Малозаметный истребитель 5-го поколения массой в 30 т будет многоцелевым самолетом с усовершенствованной авионикой, высокотехнологичными вооружениями и самой современной электроникой.
Ввод в строй финальной версии этого самолета перенесен с 2020 г. как минимум до 2022 г., сообщают представители индийских ВВС. Индия рассчитывала получить три версии самолета в 2014 г., 2017 г. и 2019 г., причем окончательная версия истребителя 5-го поколения должна была поступить на вооружение в 2020 г.
По мнению индийских аналитиков, Индия не должна упускать возможность участвовать в высокотехнологичных проектах, подобных упомянутому выше. (АРМС-ТАСС/Машиностроение Украины, СНГ, мира)