Грузинский Генштаб принял решение продать половину из состоящих на вооружении двенадцати штурмовиков марки “Су” различных модификаций. Об этом сообщает тбилисский еженедельник “Палитра недели”.
По данным издания, это мотивируется невозможностью их ремонта по месту производства или получением из России запасных частей. Также военные ссылаются на дороговизну обслуживания в случае обращения на этот счет к ВПК Украины. Выручку от реализации, которая оценивается экспертами предположительно в $15 млн., планируется направить на насущные нужды грузинской военной авиации.
Пока Минобороны воздерживается от комментариев про самолеты. Главный редактор грузинского военно-аналитического журнала “Арсенали” Ираклий Аладашвили заявил, что возможная продажа половины штурмовиков станет “серьезной потерей для оборонной мощи страны”. По его словам, тогда будет излишне говорить об эффективной поддержке с воздуха обеих существующих в Вооруженных силах оперативных группировок на востоке и западе Грузии. В Тбилиси есть собственный авиазавод, который собирал “Су” с 1978 г. После обретения независимости в 1990-е годы здесь открыли совместную с израильскими специалистами программу по модернизации Су-25. Назвали их “скорпионами”. Даже направили такой экземпляр на авиасалон Ля-Бурже во Францию. Однако в серийное производство самолет в итоге по разным причинам не пустили. Ираклий Аладашвили утверждает, что в Тбилиси возможно проводить профилактику “Су” и сейчас, за исключением замены реактивных двигателей. По его словам, капитальный ремонт штурмовика с приобретением двигателей за рубежом обходился бы военному бюджету в $700 тыс.
Прекращение эксплуатации самолетов “Су” станет не единственным испытанием для грузинской военной авиации. Министр обороны Грузии Ираклий Аласания сообщил, что в течение 2014 г. будет перевооружен вертолетный парк. Грузия сменит советские и российские “Ми” американскими BellUH-1 Iroquois. Это часть программы полной замены в грузинских Вооруженных силах техники и перевода ее на стандарты НАТО. Потом на очереди – танки.
Причины, по которым Грузия отказывается от вертолетов “Ми”, аналогичные. Их ремонт в России после конфликта 2008 г. невозможен. Раньше помогала с этим Украина. Однако в Тбилиси посчитали, что обслуживание американских вертолетов обойдется дешевле. Кроме того, США еще с периода пребывания у власти Эдуарда Шеварднадзе претворяет программы обучения грузинских военных летчиков.
По словам Ираклия Аласания, много вертолетов Грузии не нужно, имеющиеся же должны соответствовать стандартам Североатлантического альянса. Грузия ожидает прогресса в плане интеграции в NATO на Уэльском саммите блока в сентябре. Министр отметил необходимость “оптимизации расходов”. “Кроме того, мы не должны зависеть от ограничений по поводу закупок комплектующих”, – сказал глава грузинского оборонного ведомства. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)