Кабинет министров намерен кардинально реформировать налогообложение грузовых автомобилей в 2015 г. и ликвидировать налоговые “лазейки” с переоборудованием авто. В поправках правительства в Налоговый кодекс предлагается вернуть акцизный сбор на переоборудованные авто, который был отменен в апреле под давлением общественности. Теперь же акцизный налог все равно придется уплатить при переоформлении автомобиля, если ранее он был растаможен как грузовик (фургон) без уплаты акциза.
Последствия данной инициативы можно оценить хотя бы по первым 4 месяцам 2014 г., когда данная норма действовала. В итоге, импорт б/у грузовиков для последующего переоборудования сократился в несколько раз. Однако уже осенью 2014 г. поток б/у фургонов вновь обрел былую силу. В октябре-ноябре ежемесячно импортировалось около 5 тыс. фургонов для последующего переоборудования в пассажирские версии. Для сравнения, в марте и апреле их ввозилось 350-450 шт. в месяц. Всего же за 11 месяцев 2014 г. в Украине было реализовано 33700 подержанных коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 т.
Но для сегмента подержанных авто это еще не все новости. В проекте Налогового кодекса с целью компенсации отмены сбора за первую регистрацию транспортных средств предлагает повысить ставки акцизного сбора на авто, а также включить в перечень подакцизных товаров грузовые автомобили и автобусы. Тем самым, данным налогом будет регулироваться импорт б/у грузовиков и фургонов в Украине, ведь его сделают диференцированным от года выпуска. Ставки уже известны. На новые грузовые автомобили в зависимости от полной массы ставки акцизного сбора предлагается, в частности, установить в 0,01-0,016 евро/куб. см двигателя, на подержанные – ставки удваиваются, а на авто старше 8 лет – увеличиваются в 20 раз.
Если ранее при импорте грузового фургона уплачивалась лишь пошлина 10% и НДС, то теперь к ним добавился и акцизный сбор. Этим налогом сделают экономически не выгодным поставки в Украину грузовиков старше 8 лет. А для переоборудования их теперь тоже не будет смысла импортировать.
Изменятся и ставки акциза на автобусы – на новые автобусы в 0,003 евро/куб см двигателя, на подержанные – 0,007 евро/куб см. На автобусы, которые эксплуатировали более 8 лет, ставка сбора возрастает в 20 раз.
В довершение налоговой картины, Кабмин еще и предложил ввести временный сбор в 5% на ряд импортных товаров, в том числе автомобили, грузовики, автобусы. Из общего числа 38 тыс. штук импортных подержанных грузовиков, автобусов и легковых авто, которые были проданы на украинском рынке за 11 месяцев 2014 г., львиная доля в следующем году уже к нам не приедет. В этом будет позитив для рынка новых официальных авто. которые смогут занять часть освободившейся ниши. Но, к сожалению, и новые автомобили и грузовики также подорожают. (Auto-Consulting/ Машиностроение Украины и мира)