В январе рынок новых легковых автомобилей составил 2558 единиц, что на 77% меньше чем годом ранее. Спад отбросил украинский авторынок фактически на 17 лет назад в 1998 г., когда также было продано около 2 тыс. новых автомобилей. Однако, эксперты заметили и знаковые отличия в этих результатах.
Если в 1998 г. подавляющее большинство проданных новых авто – это были самые доступные “ВАЗы”, “ГАЗы” и “Ижи”, то в 2015 г. украинцы выбирали только проверенные брэнды. В результате впервые за всю историю украинского авторынка лидером стал Nissan, которому удалось занять 13,5% авторынка. На втором месте – Toyota, которая еще месяцем ранее возглавляла рейтинг продаж. Среди лидеров – Skoda, Renault, Mazda, Volkswagen.
А вот сбыт самых доступных автомобилей на рынке начал снижаться. Такую перемену потребительских предпочтений объясняют новыми ценовыми реалиями. Бюджетный сегмент – самый восприимчивый к росту цен и покупатели долго привыкают к новым прайсам. В то же время покупатели премиальные авто и авто среднего ценового диапазона в меньшей степени страдали из-за колебаний валют. У части из них сбережения хранятся в валюте, что и позволяет им менее болезненно пережить рост гривневых прайсов.
Однако, январский показатель продаж на уровне 2558 штук – это “красный сигнал” и правительству, которое планировало увеличить поступления в бюджет за счет авторынка. В результате с 1 января изменились многие налоги на авто, а рынок показал, что предел давления на авторынок уже пройден. И это еще не вступил в силу 5%-ный дополнительный сбор с импортных авто, который Кабмин может ввести в любой момент.
Увы, авторынок каждый день не досчитывается покупателей и любое налоговое давление на него может привести к окончательному обвалу. Хотя и результат 2558 штук – это и есть обвал. Ведь еще год назад в январе в Украине продавали 10950 новых автомобилей, хотя эмоциональный фон и так уже был негативен. А в рекордном 2008 г. за январь дилеры уже отгрузили клиентам 47169 новеньких автомобилей. По сравнению с этим показателем авторынок уже обвалился в 18 раз.
Фактически, сейчас автодилерам приходится начинать все с начала, с 1998 г. Это был тоже не простой год для автобизнеса. Но тогда еще не было такой инфраструктуры, столько автосалонов, с которых государство также намерено брать налог на недвижимость. А вот выдержат ли такие эксперименты автодилеры и сам автобизнес? Ответ на этот вопрос уже давно пора задать в министерских кабинетах. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)