Депутат Верховной Рады от группы “Воля народа” Ярослав Москаленко стал лоббистом интересов коллеги по фракции – харьковского миллионера и президента группы “УПЭК” Анатолия Гиршфельда, который владеет Харьковским подшипниковым заводом “ХАРП”.
В начале апреля Москаленко направил сразу три депутатских запроса – премьер-министру Арсению Яценюку, секретарю СНБО Александру Турчинову и главе Министерства инфраструктуры Андрею Пивоварскому. В них Москаленко подверг жесткой критике руководство государственного железнодорожного монополиста “Укрзализныци” за “осуществление государственных закупок товаров у государства-агрессора и игнорирование интересов отечественного товаропроизводителя”, назвав это антигосударственной политикой. “Я был на подшипниковом заводе в Харькове. Он модернизирован, оснащен самым современным оборудованием, а государственного заказа нет. “Укрзализныця” работает с Россией – я не могу этого понять, просто не укладывается”, – заявил раздосадованный Москаленко, комментируя эту тему.
Кроме него, за предприятие Гиршфельда заступился и глава МВД Арсен Аваков. 6 апреля во время заседания правительства он также раскритиковал “Укрзализныцю” за то, что она покупает подшипники в России и при этом игнорирует отечественного производителя. По словам Авакова, представители Харьковского подшипникового завода сообщили ему о закупке товара Минобороны России. “Считаю это невозможным при любых обстоятельствах и думаю, что каким-то образом эту ситуацию нужно привести в соответствие”, – многозначительно заметил министр, который хорошо знаком с Гиршфельдом уже много лет. Еще в 2008 г. Аваков, будучи губернатором Харьковской области, ввел его в состав коллегии областной государственной администрации.
По данным гендиректора Харьковского подшипникового завода Владимира Коханова, Центр обеспечения производства ПАО “Укрзализныця” закупил почти 25,33 тыс. подшипников более чем на 3,4 млн. грн. в январе. Победило в тендере ООО “Дефенд Компани”, которое поставляет продукцию предприятия “ЕПК-Степногорск”. Оно входит в российскую корпорацию “ЕПК” – крупнейшего в своей стране производителя подшипников, которую контролируют депутат Государственной думы России Олег Савченко и миллиардер Роман Абрамович.
В “Укрзализныце” эти обвинения называют манипуляцией. Сепараторы к роликовым подшипникам, которые планируется поставлять в 2016 г., производятся на Степногорском подшипниковом заводе, а он расположен в Казахстане. А “Дефенд Компани” выбрали, потому что та предложила меньшую цену, чем харковчане. В данном случае цена вопроса в 3,4 млн. грн. не должна вводить в заблуждение – в действительности речь идет о рынке в сотни миллионов гривень.
В частности, нп ХАРПе утверждают, что в 2014-2015 гг. в Украину завезли для нужд железной дороги 25 тыс. подшипников, произведенных в том числе в РФ, на 100 млн. грн. Поставщики – ООО “АПК – Новые технологии”, ООО “ЕПК-Волжский”, АО “ЕПК-Самара”, ОАО “ЕПК-Саратов”, АО “ЕПК-Степногорск”, ООО “ЕПК – Бренко подшипниковая компания”, ООО “ТД ЕПК”, ИП “ЕПК-Запорожье”, ООО “ТД “ЕПК-Казахстан” и ЗАО “Вологодский подшипниковый завод”. Формально продавец находится в Украине – ООО “ЕПК-Украина” в 2015 г. импортировало подшипников почти на 140 млн. грн.
Но в “Укрзализныце” уверяют, что в 2015 г. отказались от российского импорта и с прошлого года используют подшипники исключительно ХАРПа. Например, летом 2015 г. “Укрзализнычпостач” заключил ряд соглашений с “УПЭК Трейдинг” на поставку подшипников на 154 млн. грн. Нынешнее беспокойство Гиршфельда связано с появлением на тендерах, помимо структур ЕПК, новичка в лице уже упомянутого “Дефенд Компани”. Эта компания, принадлежащая ее директору Валентину Гордиенко, на проверку оказалась партнером все той же ЕПК. Поэтому помощь Гиршфельду в лице родной фракции и главы МВД, чтобы окончательно выбить из седла ЕПК, будет не лишней. (Деловая столица/uaprom.info/Машиностроение Украины и мира)