Машиностроение Украины и мира

ПРОГНОЗ: российские вагоностроители в 2012 году ждут насыщения рынка

Вагоностроители уже в 2012 г. ждут насыщения рынка производства вагонов. Основная причина этого – стабилизация спроса на подвижной состав. Если в 2010 г. вагоностроители произвели только 90 тыс. вагонов и не смогли покрыть потребности рынка (120 тыс. вагонов), то уже к концу следующего года уровень спроса на вагоны упадет.

Аналитик INFOLine Иван Федяков видит основную причину падения спроса на вагоны в насыщении рынка. “Перевозчики десять лет практически не закупали вагоны, а сейчас они наверстывают упущенное”, – полагает эксперт. Глава торгового дома Тихвинского вагоностроительного завода Максим Куземченко говорит, что к 2014 г. объемы производства превысят спрос на 45%, к этому времени спрос стабилизируется на уровне 75 тыс. вагонов в год.

Максим Куземченко видит причины сегодняшнего роста ажиотажного спроса на подвижной состав в том числе в неэффективности использования парка. “В 2010 г. из-за восстановительных посткризисных явлений объем грузооборота упал на 4% относительно 2007 г., а с другой стороны, парк вырос на 5%, и при этом вагонов продолжает не хватать, – констатирует он. – Объяснений этому достаточно много – это и изношенный состав, и большое количество соб­ственников подвижного состава. И чем больше вагонов выпускает отрасль, тем тяжелей становится управлять парком, используя диспетчеризацию вагонов огромного количества собственников”. С этим согласен и коммерческий директор НПК “Уралвагонзавод” Андрей Шленский. По его мнению, с появлением частных операторов порожний пробег вагонов вырос до 40-50%.

Вторая причина избытка вагоностроительных мощностей, по мнению г-на Шленского, – появление новых производственных площадок. “С введением вагоностроительных и литейных мощностей вагоностроительных мощностей будет больше на 40%, литейных – на 30%”, – говорит он. К концу 2011 г. планируется пуск Тихвинского вагоностроительного завода. Мощность предприятия составит 13,5 тыс. вагонов и 90 тыс. т стального литья (30 тыс. вагонокомплектов) в год.

Эксперты и участники рынка рассчитывают, что с появлением на рынке избытка вагонов снизится цена на подвижной состав. “Рост цен на вагоны связан в том числе и с подорожанием литья, – отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. – С падением спроса на вагоны будут снижаться и цены на литье. Сократится число поставщиков, и в итоге основными производителями станут сами вагоностроители”. “Но говорить о том, что все предприятия переориентируются на свое литье, не приходится – в литейные мощности нужны огромные инвестиции”, – добавляет Иван Федяков.

По словам Андрея Шленского, число игроков на рынке вагоностроительного литья хоть и сократится, но не сильно. “Когда упадет спрос на новые вагоны, вырастет спрос на ремонт подвижного состава”, – говорит он. С сокращением поставщиков литья проблема некачественного литья вряд ли решится полностью, полагает Максим Куземченко. “Проблемы качества имеют и игроки из числа крупнейших поставщиков. В отличие от имеющих собственные литейные линии вагоностроителей, их позиции останутся сильными”, – подчеркивает эксперт. (Metalmonitor/Машиностроение Украины)

Exit mobile version