Машиностроение Украины и мира

Влияние кризиса на развитие мирового рынка автомобилей

По данным Ubifrance, мировой экономический и финансовый кризис, развернувшийся в середине 2008 г. и оказавший крайне негативное влияние на ситуацию в мировом автомобилестроении, привел к тому, что производство продукции этой отрасли в указанном году сократилось на 4%, а в 2009 г. – на 13%, составив около 62 млн. шт., или на 11,5 млн. меньше, чем в 2007 г. Правда, в различных регионах мира ситуация при этом развивалась по-разному. В частности, в отличие от КНР, где отмечалось ее полномасштабное улучшение, в традиционных центрах автомобильной промышленности, как правило, наблюдалось противоположное явление (например, в США производство автомобилей в 2009 г. оказалось почти на 50% ниже, чем в 2007 г.).

Это привело к ускоренному перераспределению географической структуры отрасли, выразившемуся в усилении роли развивающихся стран, доля которых в мировом производстве автомобилей поднялась с 16% в 2000 г. до 46% в конце 2009 г. Кроме того, произошли важные изменения и в товарной структуре производства, в частности после налаживания серийного выпуска электромобилей и машин с гибридной силовой установкой. По мнению многих экспертов, такие машины призваны еще долго оставаться одним из основных стимулов развития автомобильного производства, хотя в последнее время все большую силу набирает противоположная точка зрения, сторонники которой полагают, что у электромобилей вряд ли есть будущее.

Совокупный объем международной торговли автомобилями, рассчитанный на базе данных таможенной статистики, в 2009 г. оценивался в $639 млрд. Ведущим импортером являлись США ($110,41 млрд.), на втором месте находилась ФРГ ($64,87 млрд.), на третьем – Франция ($42,12 млрд.), затем следовали Великобритания ($35,70 млрд.) и Италия ($35,52 млрд.). Одновременно крупнейшим экспортером была ФРГ ($144,74 млрд.), вторым по значимости – Япония ($93,26 млрд.), третьим – США ($42,95 млрд.), четвертым – Франция ($40,97 млрд.), пятым – Испания ($33,23 млрд.). Все страны-экспортеры в 2009 г. зарегистрировали снижение зарубежных продаж, исключая Индию (+16,4%) и Румынию (+32,7%).

С 2006 г. лидерство в производстве удерживала группа Toyota, которой удалось опередить второго по значимости продуцента – General Motors и закрепившуюся в 2007 г. на третьемместе группу Volkswagen, которая вытеснила с него cвернувшую производство машин Jaguar и Land Rover компанию Ford. Пятое место в последующие годы сохраняла за собой Hyundai-Kia. Шестой в перечне основных продуцентов в 2009 г. была PSA Peugeot Citroen, чье производство сократилось по сравнению с предыдущим годом на 8,5% – до 3 млн. шт., но на деятельности которой, как и на показателях другой французской фирмы – Renault (-5% – до 2,3 млн. шт.), мировой финансовый кризис, согласно утверждениям французской печати, отразился все же в меньшей степени, чем на позициях Daimler и BMW. Совокупный удельный вес европейских компаний в мировом производстве в 2009 г. определялся в 8,7% против 9,1% в 2001 г.

Фирменная структура производства автомобилей ведущими продуцентами (тыс. шт.)

2008 г. 2009 г.
Toyota-Daihatsu-Hino 9238 7234
General Motors* 8283 6459
Volkswagen 6437 6067
Ford** 5407 4685
Hyundai-Kia 4172 4646

* – Включая Opel, Vauxhall и GM Daewoo; ** – включая Volvo Cars.

Ведущими поставщиками автомобильных комплектующих в 2009 г. являлись (млрд. евро): южнокорейская Denso (28,73), германская Bosch (25,1), японская Aisin Seiki (20,58), германская Continental (18,74) и канадская Magna (17,36). (БИКИ/Машиностроение Украины)

Exit mobile version