Продажи нового и подержанного подъемно-транспортного оборудования в Греции в 2010 г. оцениваются экспертами Министерства торговли США в $185 млн., а доля в них импортной продукции, поступающей главным образом из стран ЕС, КНР и Японии, – в $180 млн. По сравнению с 2009 г. видимое потребление указанного оборудования в стране сократилось на 15%, но в ближайшие два-три года оно, согласно прогнозам, будет ежегодно увеличиваться в среднем на 5-8% в связи с ожидаемым осуществлением целого ряда инфраструктурных проектов.
Рассматриваемая категория оборудования включает грузовые автомобили, портальные погрузчики, буксирные тягачи, погрузчики с вилочным захватом, самоходные краны с электрическими и дизельными двигателями, краны для перегрузки контейнеров с судна на берег, лебедки и подъемные краны, стеллажные краны-штабелеры, подъемно-опускные столы, транспортные системы с автоматическим управлением, круговые транспортеры, вертикальные системы хранения, роботы для подъемно-транспортных операций, компьютеры и другие средства автоматизации, а также части и принадлежности к перечисленным видам оборудования; конвейеры и конвейерные системы в рассматриваемое оборудование не включены.
Приводимые ниже оценочные данные Министерства торговли США характеризуют общую ситуацию на греческом рынке нового и подержанного подъемно-транспортного оборудования; они базируются на информации, полученной от представителей правительства Греции, промышленных экспертов и торговых ассоциаций (млн. $):
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Производство | 20,0 | 30,0 | 25,0 |
Экспорт | 15,0 | 20,0 | 20,0 |
Импорт | 190,0 | 205,0 | 180,0 |
Из США | 12,0 | 15,0 | 15,0 |
Видимое потребление | 195,0 | 215,0 | 185,0 |
В рамках упомянутых выше инфраструктурных проектов будут, в частности, продолжены работы по расширению и модернизации аэропортового хозяйства Греции, при этом упор планируется сделать на развитие и приватизацию 50 региональных аэропортов, на что за период с 2001 г. по 2015 г. предполагается израсходовать $1,5 млрд. Намечено также построить (с помощью схем государственно-частного партнерства) несколько новых терминалов для круизных судов.
В сфере изготовления и торговли подъемно-транспортным оборудованием в Греции занято примерно 85 компаний. В их число входят такие крупные местные продуценты, как METKA S.A., TEMKA S.A., Bioman Ltd., Arkadia Metallic Structures S.A. и SABO S.A., а также ведущие импортеры Eltrak S.A., Viemet G. Titopoulos S.A., Petros Petropoulos S.A., Anateco-Anastassiou S.A., Theocharakis S.A., Eliopoulos Bross S.A., Toyota Hellas S.A., Jungheinrich Hellas Ltd., Sarakakis Bros. S.A., Condellis S.A., D. Sarantopoulos S.A. и Ergon Tzanidakis.
Для большинства конечных пользователей в Греции решающим фактором при покупке рассматриваемого оборудования (импортного или изготовляемого/собираемого в стране) является цена, а для покупателей дорогостоящей продукции иностранного производства – качество и надежность. Послепродажное и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования осуществляют в большинстве случаев местные компании, занятые в сфере его изготовления или торговли.
При импорте подъемно-транспортного оборудования из стран, не входящих в ЕС, взимаются импортные пошлины, ставки которых колеблются в пределах 3,5-5%, а также налог на добавленную стоимость, равный 23%. Все ввозимое оборудование, части и принадлежности к нему должны иметь маркировку “CE”, которая означает их соответствие стандартам и законодательству Евросоюза.
В связи с финансовыми трудностями греческие фирмы-импортеры часто требуют от поставщиков отсрочки платежей на 60-90 или более дней. В свою очередь, правительство Греции старается стимулировать приобретение компаниями нового подъемно-транспортного оборудования с помощью льготных процентных ставок по кредитам, специальных сроков амортизации, скидок с социального и других налогов, а также путем полного освобождения от уплаты некоторых налогов. (БИКИ/ Машиностроение Украины)