Участники состоявшегося в июне ежегодного заседания Европейской арендной ассоциации (European Rental Associatuion – ERA) констатировали, что оживление, начавшееся после двух лет застоя на европейском рынке аренды оборудования, оказалось не столь значительным, как ожидалось, и не носит повсеместного характера. Об этом свидетельствуют не только финансовые результаты крупных компаний отрасли за 2010 г., но и недавние опросы ряда арендодателей, проведенные ERA и журналом International Rental News (IRN). Они, в частности, показывают, что в ФРГ, Франции и Скандинавских странах подъем на указанном рынке ощущается в значительно большей степени, чем в Великобритании, Бенилюксе, Италии и Испании.
Наименее оптимистично настроены арендодательные компании в Испании, где их доходы за последние три года сократились примерно на 70%. В текущем году они могут понизиться еще на 10%, так как предложение на арендном рынке по-прежнему превышает спрос, а подъема в строительстве все еще не наступило. К этому следует добавить, что начавшиеся в мае переговоры о слиянии HUNE и GAM (двух самых крупных в стране арендодателей) пока не завершены.
В прошлом году совокупные доходы 100 крупнейших арендодательных компаний мира практически не увеличились, что можно воспринимать позитивно, ибо в 2008-2009 гг. они падали (в частности, в 2009 г. сокращение выразилось в 15%). Радует, по мнению журнала Construction Europe, и то обстоятельство, что европейские арендодатели правильно среагировали на кризис: они закрыли ряд складов и уволили часть занятых (среди крупных фирм это сделали 20-30%), а также уменьшили парки оборудования.
Как следует из последнего обзора IRN по 100 крупнейшим арендодательным компаниям мира, в 2010 г. у 25 лидирующих по закупкам оборудования фирм совокупные инвестиции составили 2,7 млрд. евро, что более чем в 2 раза превышает уровень 2009 г. Среди указанных 25 фирм 9 относятся к европейским.
В текущем году капиталовложения арендных компаний в Европе продолжают расти, что приводит в ряде случаев к удлинению сроков поставки оборудования его продуцентами и делает актуальным сотрудничество сторон в прогнозировании спроса. По мнению ERA, объединение усилий арендодателей и продуцентов могло бы быть полезным и при рекламировании достоинств новейших машин; оно содействовало бы росту арендных ставок и облегчало повышение цен изготовителями.
Еще одним свидетельством оживления на европейском арендном рынке является возобновление консолидационных процессов. Покупку других компаний осуществляют сейчас окрепшие в финансовом отношении Ramirent, Loxam, Boels Verhuur, Algeco Scotsman и Cramo. Так, последняя приобрела германскую Theisen Baumaschinen, норвежскую Stavdal и шведскую Tidermans, а действующая в основном в ФРГ фирма MVS Zeppelin (дочернее предприятие германской Zeppelin) пытается в настоящее время налаживать арендный бизнес в России, Словакии, Чехии и Австрии.
Несмотря на происходящую консолидацию, европейский арендный рынок остается весьма раздробленным: cамые крупные пять фирм отрасли обеспечивают лишь около 10% ее общих доходов. Этот фактор вместе с наблюдающимся в настоящее время в Европе долговым кризисом заставляет арендодателей региона быть сдержанными в своих прогнозах. В то же время отсутствие четких экономических перспектив способствует росту привлекательности аренды как менее рискованного способа получения оборудования. Об увеличении по этой причине числа арендных сделок сообщают, в частности, Ashtead Group, Sunbelt Rentals и United Rentals. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)