Украинские производители автотранспортных средств в январе-октябре увеличили выпуск автомобилей (легковых, коммерческих) и автобусов на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. – до 86,488 тыс. ед. Согласно статистическим данным сайта ассоциации “Укравтопром”, таким образом, по итогам десяти месяцев динамика прироста производства к прошлогодним показателям продолжила замедление (по итогам шести месяцев прирост составлял 55%, семи – 50%, восьми – 48%, девяти – 44%). При этом в октябре по сравнению с сентябрем автопроизводство сократилось на 2,4% – до 9,563 тыс. ед., что также на 1,6% ниже показателя сентября-2010.
По данным ассоциации, в легковом сегменте впервые отмечено падение к аналогичному месяцу прошлого года – на 1,6% до 8,873тыс. ед., а выпуск грузовых автомобилей продолжил тенденцию к сокращению – по отношению к октябрю-2010 падение составило 43,7%, до 300 ед.
Положительную динамику с ростом в 2,1 раза в октябре продемонстрировали только автобусы – их выпущено 406 ед.
В то же время по итогам десяти месяцев наибольший прирост производства по-прежнему демонстрирует самый большой легковой сегмент, в котором этот показатель увеличился на 42% – до 80,702 тыс. ед., аналогичная динамика и у производства автобусов – рост на 41% до 3,002 тыс. ед.
Производство грузовых и коммерческих авто по-прежнему демонстрирует отрицательную динамику – за январь-октябрь их выпуск сократился на 36%, до 2,784 тыс. ед.
Лидеры автопроизводства в Украине по итогам января-октября неизменны: ПАО “ЗАЗ” (50,991 тыс. ед. автотранспорта), корпорация “Богдан” (17,586 тыс. ед.), ЗАО “Еврокар” (8,588 тыс. легковых авто).
Лидер отрасли – Запорожский автозавод – нарастил производство автотранспортных средств на 50%, в том числе легковых – на 60%, до 49,791 тыс. ед. При этом выпуск грузовых авто сократился на 59% – до 1,028 тыс., автобусов – вдвое, до 172 тыс. ед.
Корпорация “Богдан” в январе-октябре нарастила производство на 12% – до 17,635 тыс.ед. (ассоциация же показывает прирост в 7% – до 17,585 тыс.)
Еще один входящий в тройку лидеров производитель “Еврокар”, по данным “Укравтопрома”, за указанный период выпустил 8,588 тыс. автомобилей (выпускает только легковые авто Skoda), что на 52% выше показателя десяти месяцев 2010 г. При этом в октябре их производство выросло на 63% по сравнению с октябрем прошлого года и на 38% к сентябрю текущего – до 1,385 тыс. ед.
Входящий в группу компаний “АИС” Кременчугский автосборочный завод, собирающий китайские легковые автомобили Geely и корейские внедорожники Ssang Yong, за январь-октябрь выпустил 5,509 тыс. автомобилей – на 6% больше, чем за аналогичный период 2010 г.
Единственный украинский производитель большегрузных автомобилей ХК “АвтоКрАЗ” за десять месяцев выпустил 816 автомобилей – на 3% больше, чем за аналогичный период 2010 г., в том числе в октябре – 80 ед. (на 4% меньше, чем в октябре-2010).
Лидером по производству автобусов в Украине по итогам 10 месяцев по-прежнему остается входящий в корпорацию “Эталон” Бориспольский автозавод, выпустивший 1,136 тыс. автобусов – на 95% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Входящий в эту же корпорацию Черниговский автозавод увеличил выпуск автобусов на 93% – до 440 ед. (в том числе 67 ед. в октябре).
В то же время ООО “Львовские автобусные заводы”, по данным ассоциации, за январь-октябрь выпустило только 96 автобусов – на 63% больше, чем за 10 месяцев 2010 г. В компании считают статистику ассоциации неправильной, однако своих данных не предоставляют.
Выделенное из структуры корпорации “Богдан” АО “Черкасский автобус” за январь-октябрь выпустило 736 автобусов, что на 17% больше, чем за аналогичный период 2010 г. и 27 грузовых авто, “Завод “Часовоярские автобусы” (бывший “Черкасский ремзавод”) – 480 ед. (на 67% больше), ООО “Автомобильный завод “Анто-Рус” – 83 ед. (в прошлом году 7 ед.), но в октябре, как и в предыдущие несколько месяцев, завод автобусы не производил.
В 2010 г. украинские автомобилестроители выпустили 82,814 тыс. автотранспортных средств, что на 19% больше, чем в 2009 г. (69,534 тыс. ед.). При этом в среднем уровень загрузки мощностей заводов не превысил 20%, а численность работников сократилась в 3,5 раза.
Как отмечали в ассоциации, автопроизводство в стране возросло не за счет внутреннего рынка, а за счет роста экспорта.
Эксперты “Укравтопрома” ориентировочно оценивали возможный прирост автопроизводства в 2011 г. на 25% к 2010г. за счет обновления модельного ряда и выпуска новых авто (в частности, ZAZ Forza на ЗАЗе), автобусов и троллейбусов корпорациями “Эталон” и “Богдан”.
В то же время украинский автопром по-прежнему ожидает н государственной поддержки и шагов по стимулированию рынка. (Укррудпром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)