Машиностроение Украины и мира

Россия: рынок автомобильных компонентов в 2011 году

Участники Московского международного форума “Развитие производства и рынка автокомпонентов в России”, организаторами которого стали ОАО “АСМ-холдинг” и Объединение автопроизводителей России (НП “ОАР”) при поддержке Департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторговли России и Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере ТПП РФ, констатировали, что суммарный объем рынка автомобильных компонентов и запчастей в России в 2011г., по прогнозу аналитического агентства “Автостат”, составит $37,5 млрд.

Состояние рынка автомобильных компонентов РФ

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.*
I II I II I II I II
Всего 27,77 100 19,72 100 29,21 100 37,55 100
III 10,99 39,6 4,35 22,0 11,44 39,2 17,03 45,4
IV 16,79 60,4 15,37 78,0 17,77 60,8 20,52 54,6

* – Прогноз.

Примечание: I – млрд. $, II – %, III – первичный рынок, IV – вторичный рынок.

Источник: аналитическое агентство “Автостат”.

Более половины этого объема будет приходиться на вторичный рынок. Структура автомобильного рынка РФ достаточно быстро меняется в пользу иномарок – на их долю приходится около 70% рынка. В то же время основной объем компонентов и запчастей для иномарок импортируется.

В свою очередь, ранее выступая на бизнес-форуме “Автогонки за качеством. Лучшие практики управления бизнесом в автомобильной отрасли”, представитель компании “Силовые агрегаты – Группы “ГАЗ” Н. Гладких заявил, что Россия не сможет сохранить автомобильную отрасль, не подняв качество поставщиков первого и второго уровня до конкурентоспособного уровня, и отметил, что реализация требований стандартов ISO/TS 16949 позволяет добиться улучшения качества, и это путь, который выбирает все больше российских предприятий. Стимулируют этот процесс производители автомобилей, которые включают в договоры с поставщиками требование о наличии сертификата ISO/TS 16949.

В работе бизнес-форума участвовали представители всех звеньев автомобильной цепочки поставок: от производства автокомпонентов до розничных компаний и послепродажного обслуживания, в том числе Hyundai Моtor, “Автофрамос” (группа Renault), “Силовые агрегаты – Группы “ГАЗ”, “Гестамп Северсталь Всеволожск”, “Тольяттикаучук”, “НТЦ МСП”, “ДэйкоФорм”, “Евромолдинг”, Automotive Lighting, “Мэйджор Авто Транс”, Horst Mosolf, ГК “Автомир” и др.

Согласно исследованию Boston Consulting Group (BCG), российский автомобильный рынок ждет вторая волна глобализации. Вслед за зарубежными автомобилестроительными концернами в Россию идут международные поставщики комплектующих. Ряд экспертов полагают, что российским производителям придется закрыть производство или искать возможность кооперации с более крупными конкурентами.

По прогнозам BCG, автомобильный рынок России уверенно восстанавливается и в ближайшие десять лет не только войдет в шестерку мировых лидеров, но и станет одним из основных факторов, влияющих на рост глобальной автомобильной промышленности. Фактически с 2000г. объем продаж новых легковых автомобилей и легких грузовиков в России возрос в 2 раза – до 1,9 млн. шт. Эксперты BCG ожидают сохранения темпов роста автомобильного рынка и прогнозируют продажи на уровне 4 млн. шт. в 2020 г. (в Германии – 3,6 млн. шт.). Составить конкуренцию рынку РФ смогут другие страны БРИКС, а также США и Япония. Похожие выводы представила компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Согласно ее прогнозу, вклад России в мировой рост производства в 2010-2017гг. составит около 7%, уступив только КНР (34%), Индии (13%), США (11%) и Евросоюзу (10%).

Но для достижения подобных результатов необходимы значительные преобразования, считают в BCG. Речь идет о модернизации автокомпонентных производств, а также развитии технологий. Необходима также поддержка со стороны государства с целью способствовать приходу в Россию международных производителей автокомпонентов. Среднегодовые темпы роста автокомпонентного рынка РФ, по оценке BCG, составят 20% в 2010 г. В денежном выражении он более чем удвоится к 2015 г., достигнув 16 млрд. евро.

Совокупный объем рынка автомобильных комплектующих РФ

I II
2007 г. 1,8 4,3
2008 г. 2,1 4,5
2009 г. 2 2,3
2010 г. 2,9 3,8
2011 г.* 3,5 4,5
2012 г.* 4,1 5,8
2013 г.* 4,7 7,2
2014 г.* 5,4 8,5
2015 г.* 6,3 9,5

* – Прогноз.

Примечание. I – стоимость автомобильных комплектующих местной сборки, млрд. евро; II – стоимость импортируемых автомобильных комплектующих, млрд. евро.

Источник: Boston Consulting Group.

По мнению экспертов BCG, “обновление правового пространства (ужесточение правил промсборки) влечет за собой новую волну локализации и способствует образованию партнерств международных и российских компаний”. Но в России более высокая стоимость производства (по сравнению с той же Европой), тормозящая локализацию производства автокомпонентов мировых брэндов. По оценке BCG, местное производство на рабочей силе и логистике экономит 3% и 5% соответственно, но из-за недостаточного качества и масштабов теряет 5% и 15%. Президент АвтоВАЗа И. Комаров считает, что для привлечения в РФ иностранных производителей автокомплектующих необходимо сделать их продукцию на 5-10% дешевле импортной.

По оценке BCG, из 40 крупнейших российских производителей компонентов 80% находится в критическом состоянии; им необходимо существенно повысить качество и провести фундаментальную реструктуризацию. Сделать это можно, создав группы компаний или специализированные компании, либо за счет партнерства с иностранными производителями. Последние получат преимущество за счет разделения инвестиций и увеличения мощностей.

С 2003 г. количество присутствующих в России крупнейших международных поставщиков увеличилось с 12 до 21. Среди них – дизелестроительная компания Cummins (США), создавшая в прошлом году СП с КАМАЗом – “Камминз-Кама” (двигатели); Борский стекольный завод, приобретенный стекольной группой Glaverbel (Бельгия).

Согласно постановлению №566 о новых правилах промышленной сборки автокомпонентов, которое Минпромторг РФ подготовил вместе с основным постановлением о промсборке автомобилей, производители комплектующих получают таможенные льготы на ввоз субкомпонентов до 2020 г. при условии создания производства с уровнем локализации в 45% к 2018 г. Объемы производства определяются индивидуально для каждого вида компонентов.

Директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития РФ Д. Левченков сообщил, что в первые месяцы года министерство подписало около 400 меморандумов о намерениях примерно с 200 компаниями (примерно половина из них – иностранные), которые планируют развернуть в России выпуск автомобильных компонентов. По его мнению, это ведет к углубленной локализации, приходу новых игроков и инвестиций, созданию новых рабочих мест и добавленной стоимости, а также развитию смежных производств. С производителями компонентов планируется подписать окончательные соглашения до конца 2013 г. со сроком действия до 2020 г. и достижением уровня локализации 40%. К 2013 г. автокомпонентные производства в России запустят Continental (Германия), Fuyao Glass (КНР), Gestamp Automocion (Испания), Takata Petri и другие компании. Средний объем инвестиций в автокомпонентное производство составляет 30-50 млн. евро.

В Санкт-Петербурге установлены льготы на выкуп земли под строительство автомобильных заводов и предприятий автокомпонентов. Соответствующий механизм прописан в законе “Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге” (апрель). Для обычных инвесторов цена выкупа рассчитывается, исходя из десятикратного размера ставки земельного налога, а стратегические инвесторы в области автомобилестроения, согласно закону, смогут выкупать землю по девятикратной ставке. Ранее сразу несколько компаний заявили о планах строительства автозаводов в городе. В индустриальном парке “Марьино” Санкт-Петербурга в 2012 г. планируется построить завод электромобилей “Е-Авто”, предприятие “Яровит Моторс” по производству грузовых автомобилей и завод “Техноэксим”, который будет выпускать новые системы, агрегаты и компоненты для автомобилей.

Кроме того, в апреле концерн MAN (Германия) подписал с городскими властями меморандум о взаимопонимании, который предполагает создание в Санкт-Петербурге производства грузовых автомобилей и ряда кузовных компонентов. Производитель намерен инвестировать в проект около 25 млн. евро.

В конце прошлого года был открыт завод по производству штампованных автокомпонентов ЗАО “Интеркос-IV” в Колпино (Ленинградской обл., входит в состав ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат” – ММК). Объем инвестиций в строительство первой очереди завода составил 4,018 млрд. руб., годовой объем производства первой очереди – 252 тыс. т металлопродукции в год. Листовые заготовки, штампованные детали и штампосварные элементы предназначены для строящихся и действующих автомобильных заводов (Ford Motor Company, General Motors Company, Nissan Motor, Hyundai Motor Company, Renault Group и др.). Начало строительства второй очереди завода запланировано на 2011 г.

Прямые поставки современных листовых материалов от ММК и их последующая переработка на новом предприятии наиболее эффективно удовлетворяют спрос металлопотребляющих отраслей. Предприятие сможет обеспечить российских потребителей продукцией с высокой долей добавленной стоимости, что не только повышает конкурентоспособность ММК, но и служит развитию отраслей, смежных с металлургией. Пока у “Интеркоса” нет штамповочного оборудования, он является поставщиком только второго уровня, штамповочное оборудование позволит ему перейти на первый.

В свою очередь, металлургический комбинат “Северсталь” в апреле-сентябре поставил более 3 тыс. т металлопроката российскому заводу южнокорейской компании Hyundai Motor – “Хюндай Мотор Мануфактуринг Рус”. Увеличению объема поставок способствовали результаты состоявшейся в июне пробной штамповки лицевой панели крыши автомобиля Hyundai Solaris из холоднокатаного металлопроката производства Череповецкого металлургического комбината. Из поставляемого автозаводу холоднокатаного и оцинкованного проката будут отштампованы внешняя панель крыши и внутренняя часть багажника. Кроме того, планируется поставка горячекатаного травленого металлопроката.

Петербургский завод Hyundai уже на момент запуска производства в начале года достиг локализации 45%, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей, которая осуществляется на предприятии.

Генеральный директор Sungwoo Hitech Rus (головная компания консорциума поставщиков Hyundai) Бэ Джеонг Су заявил, что в 2011 г. южнокорейский производитель увеличит мощность завода со 150 тыс. автомобилей до 200 тыс. в год. В 2011 г. в технопарке, расположенном на площади 24 га (рядом с предприятием автоконцерна в промзоне Каменка на севере Петербурга), одновременно заработали семь заводов традиционных южнокорейских поставщиков Hyundai – Donghee, Shin Young, Sungwoo Hi-tech, Daewon, Doowon, Sejong и NVH Korea. Инвестиции в их строительство составили 5,87 млрд. руб. Предприятия выпускают сиденья, части корпуса, переднюю консоль, обшивку салона, выхлопные системы и кондиционеры. В настоящее время мощность этих предприятий – 150 тыс. комплектов в год с увеличением в 2012 г. до 200 тыс.

По словам заместителя председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга А. Бунчева, в настоящее время город ведет переговоры по размещению предприятий с другими поставщиками автокомплектующих.

Испанский холдинг Grupo Antolin в марте также открыл во Всеволожском районе Ленинградской области на территории промзоны “Уткина Заводь” завод по производству автокомплектующих с объемом инвестиций 21 млн. евро. Производственные площади составляют 11 тыс. кв. м, первоначальная мощность предприятия ориентирована на производство компонентов для внутренней отделки 2,5 тыс. автомобилей в день с перспективой увеличения в 2 раза. Этот завод станет основой крупного проекта, который Grupo Antolin планирует реализовать в России.

Начальный этап работы предприятия предусматривает производство дверных и потолочных панелей. В настоящее время начато изготовление деталей для Hyundai и Skoda, крыш – для Ford, стеклоподъемников – для Renault (2012 г.). Холдинг намерен обеспечить деталями все пять автомобильных заводов Ленинградской области.

Международный холдинг Grupo Antolin является одним из ведущих производителей автокомплектующих в мире, в состав которого входят 84 завода в 23 странах.

Концерн Mitsui (Япония) заключил соглашение с “Северсталью” о строительстве во Всеволожске (Ленинградская обл.) центра по производству и продаже металлопроката. Mitsui станет первым японским акционером подобного центра в России. Уставный капитал СП составит 970 млн. руб., в том числе доля японской стороны – 25% и российской – 75%. Пуск производства намечен на середину 2013 г., а годовой объем выпуска продукции должен составить 170 тыс. т.

Mitsui сделала выбор в пользу Ленинградской области с учетом имеющихся в регионе автозаводов таких мировых производителей, как Toyota, Nissan и Ford, которые, как предполагается, станут потребителями продукции нового предприятия.

Концерн, проявляющий интерес к российскому рынку, с 2012 г. примет участие в совместном проекте с компаниями Toyota и Sollers по выпуску во Владивостоке легковых автомобилей, объем производства которых планируется довести до 30 тыс. машин в год.

Для работы с АвтоВАЗом поставщики автокомпонентов и узлов создают совместные предприятия с зарубежными производителями автокомпонентов (создание СП – один из путей для российских предприятий остаться поставщиком АвтоВАЗа). Проблема повышения качества производимой продукции является одной из главных во взаимоотношениях автопроизводителя и поставщиков компонентов.

ООО “Металлопродукция” (Тольятти), получившее в 2010 г. награду “За результативность и продуктивность” на конференции поставщиков, стало создавать СП несколько лет назад. В 2005 г. было организовано СП с компанией DAYCO, выпускающее топливные полиамидные трубопроводы, которые поставляются на конвейер АвтоВАЗа, ГАЗа, “Соллерс” и УАЗа.

В 2010 г. создано СП по производству выхлопных систем с французским производителем автокомпонентов Faurecia – ООО “Форесия-Металлопродукция Икзост Системс” (Тольятти), осуществляющее поставки для существующего модельного ряда, а с января 2012 г. – на Lada Priora. СП включено в перечень поставщиков модели RF90 (холодная часть глушителя).

Американский производитель автокомпонентов Johnson Controls планирует организовать производство автомобильных сидений в Тольятти для моделей платформы B0 альянса Renault-Nissan, производство которых серийно начнется на АвтоВАЗе в 2012-2013 гг. Johnson Controls намерена на начальном этапе довести объем производства до 40 тыс. комплектов автомобильных сидений. Компания номинирована на проекты R90 и F90 в качестве поставщика сидений.

По мнению директора Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК) М. Блохина, у автопроизводителей должны быть разные поставщики. Johnson Controls владеет в России заводами по производству автомобильных сидений (пос. Шушары под Санкт-Петербургом), пошиву автомобильных чехлов (Тольятти) и производству центральных кондиционеров и шкафов управления (Химки Московской обл.).

В настоящее время в Тольятти автомобильные сиденья производит российско-словенское СП “ТПВ Рус” и поставляет их для новой Lada Granta. Став резидентом Тольяттинской особой экономической зоны (ОЭЗ), СП заключило с волжским автозаводом контракт на поставку сидений для нового автомобиля Lada Granta. Ежегодно компания будет поставлять на волжское предприятие до 350 тыс. комплектов сидений. Договор о поставках рассчитан на весь жизненный цикл Lada Granta.

“ТПВ рус” создавалась как дочерняя компания словенской TPV, но недавно 50% ее акций приобрела российская компания “Пластиклес”, которая готова инвестировать в проект 7-10 млн. евро.

Руководство Самарской области пригласило также другие словенские компании принять участие в развитии ОЭЗ в Тольятти, являющейся крупнейшим межрегиональным проектом федерального уровня с уникальным объемом льгот и преференций, который предполагается реализовать с участием иностранных партнеров. Делегация словенских предпринимателей посетила Тольятти для переговоров о реализации проекта по созданию ОЭЗ. Объем инвестиций в Тольяттинскую ОЭЗ прогнозируется на уровне 41 млрд. руб.

В настоящее время заключены предварительные соглашения с 11 потенциальными резидентами о намерениях по реализации инвестиционных проектов, ведется подготовка документации для подачи заявок на получение статуса резидента особой экономической зоны. Ключевым инвестором проекта создания ОЭЗ выступит СП итальянского шинного концерна Pirelli и российской корпорации “Ростехнологии”, которое займется строительством завода по производству автомобильных шин с объемом инвестиций в 11 млрд. руб.

Кроме того, германская компания ZF Lemförder готова вложить 430 млн. руб. в создание производства модулей шасси в ОЭЗ; Wheels Production & Trade-Group инвестирует 4,35 млрд. в налаживание выпуска штампованных колесных дисков.

АвтоВАЗ неоднократно заявлял о планах привлечения новых поставщиков автокомпонентов, в том числе российских. Для модели Lada Granta 30% деталей обеспечат новые поставщики. Радиаторы и отопители будет поставлять компания Visteon, стеклоподъемники – Brose, стеклоочистители и замки дверей – Valeo, термостаты – Behr, замки крышки багажника – Kiekert, выхлопную систему – СП Eberspаcher и “АвтоВАЗ-агрегат”. Несмотря на то, что выхлопная система была разработана германскими специалистами, производиться она будет на площадке завода “АвтоВАЗ-агрегат” и поставляться в течение всего жизненного цикла Lada Granta. В настоящее время ведутся переговоры о поставках указанным СП выхлопных систем на автомобили Renault-Nissan, которые в будущем будут производиться на АвтоВАЗе. Также АвтоВАЗ ведет переговоры с генеральным представительством компании Eberspаcher в России – ЗАО “ОТЕМ” о поставках подогрева сидений на Lada Granta.

Испанский производитель автокомплектующих Gestamp рассматривает возможность организации штамповочного производства на территории ОЭЗ.

В мае компания Gestamp и правительство Нижегородской области подписали протокол о стратегическом сотрудничестве, предусматривающем создание предприятия.

В июле 2010 г. в индустриальном парке “Грабцево” (Калужской обл.) введены в эксплуатацию штамповочное производство “Гестамп-Северсталь-Калуга” и металлоцентр “Северсталь-Гонварри-Калуга”. СП “Северсталь” и Gestamp выпускает детали кузова для расположенных в Калуге автозаводов Volkswagen Group Rus, Peugeot и Citroen. В апреле 2009 г. Gestamp открыла во Всеволожске штамповочный завод по производству кузовных деталей вместе с Gestamp Automocion (67,5%), “Северсталь” (22,5%) и Stadco (10%). Мощность предприятия рассчитана на производство 100 тыс. автокомплектов в год для российских заводов Ford и General Motors.

Германская компания Mefro Wheels GmbH учредила в Самарской области дочернее предприятие ООО “Мефро Уилз Руссиа Завод Тольятти” с целью производства колесных дисков, а также деталей и узлов автомобилей и их двигателей.

В апреле Mefro Wheels GmbH и ОАО “КАМАЗ” заключили рамочное соглашение о приобретении германской стороной действующего предприятия по производству колесных дисков, входящего в состав КАМАЗа, – покупке 100% акций ООО “КАМАЗавтотехника” (Заинск, Татарстан). Новое предприятие получило название “Мефро Уилз Руссиа Завод Заинск”. По долгосрочному договору Mefro Wheels гарантирует КАМАЗу поставки колесных дисков и колес в сборе в объеме, необходимом для выпуска грузовых автомобилей.

Российская компания “KATE”, разработавшая автоматические коробки передач (АКПП), планировала наладить их производство в Калининграде. АвтоВАЗ собирается использовать автоматические коробки передач российского производства с 2012 г. и заключил с компанией договор на поставку разработанной ею коробки передач. Разработки АКПП производились “KATE” в том числе для заводов “ГАЗ”, “КАМАЗ” и “УАЗ”. Китай также заинтересован в закупках российских автоматических коробок передач.

Германский производитель автокомпонентов и технологий – корпорация Bosch планирует в течение нескольких лет увеличить локализацию компонентов на российском рынке (возможно, в ОЭЗ Тольятти). Речь идет об участии в программе локализации для поставщиков в рамках постановления правительства №166 о промсборке. В Саратовской области в Энгельсе, где находится один из заводов Bosch, также предполагается повысить уровень локализации.

Группа “ГАЗ”, ее основной акционер “Русские машины” и правительство Нижегородской области заключили соглашение о комплексном развитии автомобильного кластера на территории региона и рассчитывают привлечь в регион максимальное количество производителей автокомпонентов. В 2011-2015 гг. “Русские машины” и Группа “ГАЗ” планируют направить на развитие проектов автомобильного кластера более 7 млрд. руб.

Соглашение предусматривает взаимодействие правительства Нижегородской области, корпорации “Русские машины” и Группы “ГАЗ” по ряду перспективных инвестиционных проектов в сфере автомобилестроения и производства автокомпонентов.

Правительство Нижегородской области намерено оценить потребности кластерных проектов в инвестициях, разработать инструменты их бюджетной поддержки, а также содействовать привлечению средств на развитие инфраструктуры Нижегородской области. Для реализации проекта автомобильного кластера подобрано две площадки – в районе пос. Доскино и на территории завода “ГАЗ”.

Ведутся переговоры о возможности размещения производств с германским производителем промышленного оборудования Bosch, итальянской компанией Danieli, технологическим концерном ThyssenKrupp AG и группой компаний Schaeffler Group (владеет марками INA, LuK и FAG).

Также Группа “ГАЗ” реализует автокомпонентные проекты по развитию производства комплектующих иностранных брэндов на мощностях ГАЗа как для поставок на собственные предприятия, так и для реализации другим автопроизводителям.

Как отметил президент Группы “ГАЗ” Бо Андерссон, в настоящее время она при поддержке регионального правительства открыла ряд перспективных проектов в рамках сотрудничества с международными автопроизводителями. Эти проекты будут не только способствовать развитию Горьковского автозавода, но и должны дать новый импульс к открытию новых автокомпонентных производств в регионе, привлечению инвестиций.

Новые инвесторы могут рассчитывать на сотрудничество с группой, которая в настоящее время реализует в регионе сразу несколько крупных проектов. В частности, в ближайшем будущем компания запустит контрактную сборку легковых автомобилей Skoda Octavia и Yeti, Volkswagen Jetta и Chevrolet Aveo, а также коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter на мощностях Горьковского автозавода. Соответствующие соглашения и меморандумы о взаимопонимании Группа “ГАЗ” подписала с компаниями Volkswagen Group Rus, GM и Daimler AG в конце 2010 г. – начале 2011 г.

Кроме того, планируется расширение производства на Павловском автобусном заводе (ПАЗ) и Арзамасском машиностроительном заводе. В общей сложности до 2015г. Группа “ГАЗ” и ее акционер “Русские машины” заявили о готовности инвестировать в нижегородские проекты 7 млрд. руб.

Правительство Нижегородской области, в свою очередь, обещает будущим инвесторам компенсации по налоговым сборам, льготные кредиты, финансовую поддержку и налоговые льготы. Также власти региона окажут содействие в привлечении средств на развитие необходимой инфраструктуры.

Группа “ГАЗ” в апреле подписала меморандум со шведской фирмой Bulten (входит в группу FinnvedenBulten) о создании на мощностях нижегородского завода производства деталей крепежа, ввод в эксплуатацию которого запланирован на 2012 г. Новое предприятие будет заниматься разработкой и производством деталей крепежа для автомобильной промышленности России и стран СНГ.

Группа “ГАЗ” планирует предоставить имеющуюся инфраструктуру для выпуска и сбыта продукции. Bulten в свою очередь передаст ГАЗу собственные разработки новых продуктов и технологии их выпуска. В настоящее время детали крепежа ГАЗу частично поставляют российские предприятия, а остальное ГАЗ производит сам. Группа в будущем не будет отказываться от сотрудничества с российскими поставщиками, так как СП в большей степени будет ориентировано на внешних клиентов. Bulten является поставщиком таких автокомпаний, как Renault, Nissan, Ford, Volkswagen, Skoda и др.

В рамках сотрудничества с Bulten будет значительно модернизировано действующее оборудование Горьковского автозавода по выпуску деталей крепежа. Исполнительный директор Bulten Т. Андерссон заявил, что существующие в России высокие таможенные пошлины и значительный спрос на качественную продукцию дают местным производствам широкие возможности для развития.

В марте Группа “ГАЗ” и производитель автокомпонентов – фирма Bosal (штаб-квартира в Бельгии) создали СП по выпуску выхлопных систем. Директор дивизиона “Автокомпонент” Группы “ГАЗ” К. Эпштейн уточнил, что продукция недавно созданных совместных предприятий (с Bulten, Bosal и T-RAD) будет использоваться при локализации производств иностранных автомобилей в России.

Нижегородская группа компаний “Автокомпонент” подписала соглашение с испанской фирмой Zanini о создании СП по производству колесных колпаков и эмблем для автомобилей. “Автокомпонент” активно ведет переговоры с международными компаниями и привлекает иностранных инвесторов в Нижегородскую область. Помимо основных заказчиков – ГАЗа и АвтоВАЗа, компания активно работает с европейскими компаниями – Renault, Volkswagen, Faurecia, Valeo и Lear.

Холдинг “Автокомпонент” построит в Нижнем Новгороде еще один завод по выпуску автокомплектующих, инвестировав в проект 1,32 млрд. руб. По оценкам экспертов, срок окупаемости проекта может составить 6-7 лет при рентабельности на уровне 14-15%.

Действующий в городе завод холдинга “Автокомпонент” в 2010 г. выпустил автокомплектующих (зеркала заднего вида, панели приборов, отопительные системы, климат-контроль, рулевые колеса) и газонных решеток почти на 3 млрд. руб. За счет новых мощностей компания к 2016 г. увеличит объем продаж автокомпонентов, газонных решеток и газовых баллонов до 9 млрд. руб., 2020 г. – до 23,2 млрд. Проектирование нового завода займет около года, строительство – примерно 2 года. Ввод в эксплуатацию нового завода позволит создать почти 3 тыс. рабочих мест.

Как считает заместитель губернатора Нижегородской области Д. Сватковский, в будущем это предприятие станет стержнем автомобильного кластера по автокомпонентам в связи с принятым решением о запуске проектов Volkswagen Group и GM на Горьковском автозаводе. “Автокомпонент” подал заявки на все три тендера, объявленных Группой “ГАЗ”, которые пройдут до конца года. Компания поставляет на ГАЗ 75% произведенных комплектующих.

В настоящее время Калужский регион становится крупным центром по производству автокомпонентов. Доля автомобильной промышленности в экономике региона составляет около 20%. Калужский автокластер – это 7 автомобильных брэндов, 3 автопроизводителя, в том числе Volkswagen Group Rus, PSA Peugeot-Citroen & Mitsubishi, Volvo Trucks & Renault Trucks, а также производители автокомпонентов – Continental, Magna, Benteler, Visteon, Lear, Faurecia, Fuyao, HT&L, Yapp Rus, HP Pelzer Rus, Scherdel Rus, Rucker, “Северсталь-Gonvarri”, “Gestamp-Северсталь”, “Бецема” и др.

Кроме того, в июне подписано соглашение о строительстве завода ООО “Фукс Ойл” по производству смазочных и сопутствующих материалов на территории региона. Предприятие, являясь дочерней компанией концерна Fuchs (Германия), будет сотрудничать с производителями автомобилей в Калужской области, прежде всего, с Volvo в калужском индустриальном парке “Росва”. Объем инвестиций составит около 20 млн. евро. Предприятие будет производить широкий спектр смазочных материалов (моторные, тракторные, трансмиссионные, компрессорные масла), а также смазочно-охлаждающие, гидравлические и закалочные жидкости. Ввод в эксплуатацию планируется осенью 2012 г.

Российско-испанское совместное предприятие “Автоком” – CIE Automotive – Doga разместится на Калужском заводе автомобильного электрооборудования. Предприятие, используя европейские современные технологии, будет производить стеклоочистители, включая рычаги и щетки, системы стеклоомывателей, автомобильные климатические установки, в том числе вентиляторы отопителя и системы охлаждения радиатора. Продукция, соответствующая мировым стандартам качества, будет использоваться на российских автосборочных предприятиях Volkswagen, Renault, Sollers, Fiat, PSA, Mitsubishi, GM, Группы “ГАЗ”, а также автобусных заводах. Кроме того, компания Gestamp Automocion (Испания) инвестирует 30-50 млн. евро в производство каркасов грузовиков и шасси.

Минэкономразвития РФ (МЭР) намерено до конца 2011 г. подписать два соглашения с концерном Volvo AB о производстве в Калужской области автомобильных кабин и шасси объемом 100 млн. евро. Глава департамента ОЭЗ и проектного финансирования МЭР Д. Левченков отметил, что соглашение по производству кабин практически готово.

Volvo AB получил в России льготы, аналогичные режиму промсборки, позволяющему беспошлинно ввозить автокомпоненты, однако он заинтересован в получении льгот как производитель компонентов.

Если Volvo будет собирать в России по частям шасси, двигатели и кузова для грузовиков, это практически составит 80% автомобиля. При условии подписания соглашения о промсборке комплектующих концерн будет ввозить детали для них по льготным пошлинам от 0-5% (пошлины на ввоз автокомпонентов для иностранных производителей грузовиков, не работающих в рамках промсборки, составляют 10-12%).

В настоящее время плановая мощность завода Volvo Truck в Калуге составляет 15 тыс. тягачей, грузовых и спецавтомобилей в год, в конце 2010 г. компания объявила, что намерена увеличить ее до 25 тыс. и вложить в расширение производства около 150 млн. евро (в 2010 г. здесь произведено 1300 автомобилей, в I полугодии, по данным АЕБ, было продано 1925 грузовых машин Volvo). Получение льгот на производство компонентов является ключевым условием Volvo для расширения.

Китайская компания Fuyao Glass строит в Калуге завод по производству автомобильного стекла мощностью 3 млн. комплектов в год и инвестициями $200 млн., а Калужская область обеспечит предприятие инженерными сетями и прочей инфраструктурой. Первую очередь завода планируется ввести в эксплуатацию в декабре 2012 г., а на проектную мощность предприятие выйдет в феврале 2013 г. Полуфабрикат для изготовления автостекла Fuyao Glass будет поставлять со своих предприятий, расположенных в КНР, но в перспективе китайская сторона предполагает построить завод по производству полуфабрикатов в России.

Fuyao Glass получает статус резидента индустриального парка “Грабцево” и предусмотренные законом льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль. Среди резидентов “Грабцево” – российский завод Volkswagen, а также производители комплектующих “ЯПП рус автомобильные системы” и ЗАО “Магна технопласт”. Компания Fuyao Glass намерена продавать продукцию российского предприятия АвтоВАЗу, Volkswagen и другим российским автозаводам. Китайская компания уже поставляет более 120 тыс. комплектов автостекла в год на АвтоВАЗ и около 80 тыс. комплектов – на автозавод Hyundai в Санкт-Петербурге.

Германский концерн Continental (производство шин и прочих резинотехнических изделий для автомобилей) построит завод по производству шин для пассажирских автомобилей в Калуге. Инвестиции в проект составят 226 млн. евро. Строительство начнется в конце года, а производство – в конце 2013 г. Кроме того, здесь будет базироваться и другое подразделение концерна по производству автокомпонентов. Мощность предприятия на первом этапе составит 4 млн. покрышек в год с возможным ростом при полной загрузке мощности до 8 млн., а в перспективе – до 12 млн. В первую очередь будут выпускаться летние и зимние шины под брэндами Continental, Gislaved, Barum и Matador. В Continental также отметили, что покрышки будут поставляться как для вторичного рынка, так и для первичной комплектации. В настоящее время компания сотрудничает с Ford, Renault, АвтоВАЗом и Volkswagen.

Согласно заявлению управляющего отделения легковых и коммерческих шин Continental AG Н. Зетцера, в 2012-2015 гг. компания инвестирует в расширение мощностей российского завода более 1 млрд. евро.

Компания Continental владеет заводом “Автэл” в Калужской области, на котором производятся автомобильные электронные системы управления двигателем. На новом заводе планируется также выпускать свечи зажигания и системы подачи газообразного и жидкого топлива. В 2007 г. концерн Continental купил словацкую компанию Matador, которой принадлежала доля в совместном с “Сибуром – Русские шины” предприятии “Матадор-Омскшина”.

Аналитики считают намерение концерна Continental и других европейских производителей выйти на российский рынок абсолютно своевременным, поскольку автомобильный рынок РФ активно восстанавливается после посткризисного спада и выходит на лидирующие позиции в Европе.

Компания “Сибур – Русские шины” (РШ) начала поставлять на калужский завод Volkswagen покрышки Cordiant для первичной комплектации Volkswagen Polo “в кузове седан”. По сообщению “Сибур-РШ”, возможно, шинами Cordiant вскоре будут комплектоваться и другие модели Volkswagen, выпускаемые в России. Совокупный объем поставок Cordiant в Калугу до конца 2011 г. может составить до 100 тыс. шт., а запланированный объем производства только модели Volkswagen Polo седан на 2011 г. составляет 30-35 тыс. Помимо “Сибур-РШ”, поставщиком шин на калужский завод Volkswagen (в том числе для комплектации седана Polo) является “Нижнекамскшина”, которая ведет переговоры с “Сибур-РШ”.

Доля поставок на первичный рынок в структуре продаж “Сибур-РШ” составляет около 11%, и компания планирует развивать это направление. С 2010 г. шинами Cordiant комплектуются собираемые в России Renault Logan и Renault Sandero. Переговоры ведутся с Peugeot и Skoda. Поставки на конвейер не только увеличивают узнаваемость брэнда, но и дают импульс новым научно-техническим разработкам в шинной отрасли.

Для Volkswagen сотрудничество с “Сибур-РШ” выгодно тем, что позволит увеличить долю локализации. Зарубежные автопроизводители, работающие в России в условиях промсборки, получают льготы при импорте автокомпонентов в обмен на обязательство локализации собираемых автомобилей. Согласно информации представителя Volkswagen, в настоящее время доля локализации при сборке модели Polo превышает 40%.

Значительно активизируется производство компонентов и узлов в Татарстане. В июне правительство республики и компания Gestamp подписали меморандум о сотрудничестве в строительстве завода автомобильных комплектующих. Планируется, что производство каркасов грузовиков и шасси (для СП автопроизводителей Sollers и Ford) будет создано в 2012-2013 гг. Предполагаемый объем инвестиций составит 30-50 млн. евро.

Глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Л. Якупов заявил, что будущее производство планируется на территории ОЭЗ “Алабуга”, куда активно привлекаются иностранные компании. В настоящее время здесь уже работают 15 резидентов, в 2012-2013 гг. планируется увеличить их количество до 25, а объем частных инвестиций – до 100 млрд. руб.

Совместное российско-амери-канское предприятие “Федерал Могул Набережные Челны”, входящее в производственный цикл по выпуску грузовых автомобилей “КАМАЗ”, намерено до конца 2011 г. полностью перейти на работу с использованием собственной компонентной базы. В настоящее время уровень локализации достиг 90%. СП выпускает компоненты цилиндропоршневой группы (ЦПГ) для двигателей под брэндом “КАМАЗ” (поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы и гильзы цилиндра для автомобильных моторов уровней от Евро-0 до Евро-4), которые используются для выпуска всего модельного ряда автомобилей “КАМАЗ” и автобусов “НефАЗ”. Совместно с КАМАЗом предприятие также участвует в разработке двигателей одноименного брэнда следующего поколения, соответствующего уровню Евро-5. Конструктивные и технологические меры, которые реализуются на СП, позволяют достичь на двигателях “КАМАЗ” международный уровень по ресурсу – 1 млн. км пробега автомобиля до капитального ремонта. В дальнейшем “ФедералМогул Набережные Челны” намерено стать крупным поставщиком деталей цилиндропоршневой группы не только для КАМАЗа, но и для других автомобильных заводов России и стран СНГ.

В мае под Ульяновском началось строительство завода автокомплектующих германо-японской компании Takata Petri (один из мировых лидеров в производстве автокомпонентов). “Таката” контролирует около 30% мирового рынка систем автомобильной безопасности. Среди основных заказчиков компании – BMW, Audi, Ford, Honda, Mitsubishi и другие ведущие компании. Планируется производство рулевых колес, подушек и ремней безопасности, которое разместится на базе автозавода “УАЗ”. Ввод в эксплуатацию – II квартал 2012 г., первоначальный объем инвестиций составит 500 млн. руб., а в перспективе планируется довести его до 1,5 млрд. Площадь производственных комплексов предприятия – около 9 тыс. кв. м. Ввод завода в эксплуатацию обеспечит создание около 300 новых рабочих мест.

Небольшая инженерная компания “ПГ Финпром-Ресурс” (Саратов) развивает сотрудничество с французской группой Peugeot-Citroеn в области разработки интеллектуальных систем бортовой электроники автомобиля – принципиально новой платформы бортовых систем Automotive Smart Grid (“Автомобильные умные сети”).

В Липецкой области на территории ОЭЗ расположено шинное предприятие японской компании Yokohama – “Йокохама РУС”. Промышленное производство на нем начнется до конца 2011 г. Завод будет выпускать зимние шины радиусом 13-18 дюймов и новейшую модель летних шин Blue Earth. Проектная мощность на первом этапе (конец 2011 г.) составит 1,4 млн. покрышек в год. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version