В течение последних двух лет в экономике Германии отмечался быстрый подъем после окончания кризиса, отмечается в сообщении исследовательского отдела Deutsche Bank (DB), подготовившего доклад о положении в промышленности страны. Если в 2009 г. ВВП ФРГ сократился на 5,1%, то в 2010 г. он вырос на 3,7%. В 2011 г. устойчивый рост продолжился, хотя его темпы немного замедлились. Согласно оценке экспертов DB, в прошлом году ВВП Германии увеличился на 2,8%.
Экономика ФРГ, подчеркивают авторы доклада, быстрее выходит из состояния кризиса, чем остальные страны Еврозоны, а также США. Основной причиной этого, считают они, является устойчивый рост германского экспорта, темпы которого в 2010 г. достигли 14%, а в 2011 г. были равны 8%. Благодаря стабильному росту производства германские предприятия увеличивают инвестиции в машины и оборудование, что положительно сказывается на развитии компаний, выпускающих товары производственного назначения, а также фирм-поставщиков.
В 2010 г. промышленное производство возросло на 12%, в прошлом году, согласно оценке, оно увеличилось на 10%, что означает, что сокращение производства, отмеченное в период кризиса, будет компенсировано примерно за два года. Темпы роста инвестиций в строительство также быстро восстанавливаются после спада в 2009г. (в 2011 г. их рост составил 6%). Важными основами экономического подъема в Германии, отмечают эксперты, стали эффективная валютно-финансовая политика и программа неполного рабочего дня.
В 2012 г. темпы прироста германской экономики, по прогнозу DB, замедлятся до 0,7%. Благодаря улучшению положения на рыке труда в текущем году ожидается небольшое повышение личного потребления, что окажет положительное влияние на экономический подъем, однако это не заменит полностью предыдущий “двигатель” хозяйственного роста – экспорт. Хотя оживление экономической конъюнктуры в ведущих странах с формирующимися рынками, вероятно, будет способствовать стабилизации спроса на германские промышленные товары, снижение деловой активности в США и странах Еврозоны негативно повлияет на рост экспорта. Вышеназванный факт уже оказал отрицательное влияние на ожидания руководителей промышленных компаний в III квартале прошлого года. Однако в IV квартале положение несколько улучшилось, что частично связано со снижением процентных ставок. Положительную роль сыграло и небольшое уменьшение цен на сырьевые товары.
Согласно прогнозу DB, в 2012 г. промышленное производство в Германии увеличится на 2% благодаря некоторому улучшению положения в секторе выпуска товаров производственного назначения. Однако, подчеркивают эксперты, существуют очень серьезные риски для устойчивого развития экономики, которые повышают степень неопределенности прогноза. К числу этих рисков относятся, прежде всего, обострение проблемы суверенного долга в странах Еврозоны и США, а также замедление экономического развития.
К концу прошлого года автомобилестроительная промышленность Германии, по мнению экспертов DB, поставила новый рекорд. Если в 2010 г. объем производства легковых автомобилей почти достиг 6 млн. ед., то в 2011 г., по оценке экспертов, данный показатель увеличился еще на 7%. Объем экспорта автомобилей также возрос на рекордные 6% благодаря устойчивому повышению спроса со стороны стран, не являющихся членами Еврозоны. В 2011 г., по расчетам DB, число зарегистрированных автомобилей увеличилось примерно на 10%.
В прошлом году реальный рост производственного индекса автомобилестроительной промышленности, по оценке, составил 14% (в 2010 г. – 25,3%). Основным стимулом к продолжающемуся устойчивому росту, отмечают эксперты, является повышение мировой популярности германских марок автомобилей (на всех крупнейших автомобильных рынках германские производители смогли сохранить или увеличить долю). Положительную роль сыграла также благоприятная макроэкономическая ситуация во многих странах – импортерах германских товаров в начале 2011 г. В некоторых странах (например, России и Китае) спрос на легковые автомобили продолжает увеличиваться благодаря правительственным программам. В 2012 г. темпы прироста автомобилестроительной промышленности ФРГ, как ожидают, существенно замедлятся и составят лишь 2%. По мнению экспертов DB, вероятность нового спада в этой отрасли очень невелика.
Основной причиной ожидаемого замедления темпов развития вышеназванной отрасли, полагают авторы доклада, является охлаждение экономической конъюнктуры на ведущих экспортных рынках ФРГ. Спрос на легковые автомобили в США в 2012 г. может снизиться так же, как и в Китае и России (вследствие завершения действия правительственных программ поддержки).
После резкого спада (на 25%), вызванного мировым экономическим кризисом, объем производства в общем машиностроении начал быстро восстанавливаться. Если в 2010 г. темпы прироста составили 9%, то в 2011 г., по оценке экспертов, они достигли 15%. Существенный рост объясняется не только увеличением иностранных заказов (в январе-июле 2011 г. – на 21%), но и ростом заказов внутри страны (в июле прошлого года они увеличились на 20% по сравнению с аналогичным показателем того же месяца 2010 г., в то время как иностранные заказы в тот же период возросли лишь на 3%).
Однако к концу прошлого года ситуация в общем машиностроении начала ухудшаться. В 2012 г., согласно прогнозу, объем производства немецких машиностроительных компаний увеличится лишь на 3%. Инвестиции в машины и оборудование, как ожидают, сократятся. По мнению экспертов, уменьшится объем заказов со стороны Италии, Франции и США, входящих в число пяти стран – основных импортеров германской продукции общего машиностроения. Китай, на долю которого приходится почти 14% общего объема германского экспорта данной продукции, как полагают эксперты, вряд ли сможет компенсировать сокращение заказов со стороны других важных стран-импортеров.
Замедление роста отрасли, по мнению экспертов, послужит стимулом к активному внедрению инноваций действующими в ней компаниями (например, повышению гибкости или оптимизации производственного процесса). Среднесрочные перспективы развития германского общего машиностроения остаются благоприятными.
Немецкая электротехническая промышленность относится к числу секторов, в наибольшей степени пострадавших в результате экономического кризиса. В 2009г. объем ее производства сократился на 22%. Однако эта отрасль получила более существенные преимущества от возобновления хозяйственного подъема, чем промышленность ФРГ в целом. В наибольшей выгоде оказались компании – производители товаров, используемых в быстроразвивающихся секторах (например, в автомобильной промышленности, общем машиностроении).
В январе-июле 2011 г. темпы прироста объема производства в отрасли повысились на 15% по сравнению с тем же периодом 2010 г. Существенно увеличился объем экспорта продукции отрасли в Китай (на 25%) и США (на 21%).
Однако в 2012 г. темпы прироста производства, как ожидают, не превысят 2%, в то время как в 2010 г. они составили 14,5%. Производство отрасли, по мнению экспертов, фактически будет находиться в состоянии стагнации. Деловые ожидания руководителей германских электротехнических компаний снижаются, а экспортные ожидания, по мнению экспертов, уже снизились.
Тем не менее долгосрочные перспективы развития электротехнической промышленности Германии, как полагают авторы доклада, являются благоприятными, что связано с рядом причин. К их числу относится расширение использования коммуникационных технологий в быту и на производстве, что приведет к существенному повышению спроса на бытовую электронику. Стимулом к росту электротехнической промышленности, отмечают эксперты, может стать реализация новых концепций (включая повышение энергоэффективности частных домохозяйств, а также широкое использование транспорта, работающего на электричестве).
Таким образом, делают вывод эксперты DB, промышленность ФРГ быстро восстановилась после недавнего финансово-экономического кризиса. В результате в прошлом году промышленное производство, согласно оценке DB, увеличилось на 10% и превысило докризисный уровень. Однако в 2012 г. деловая активность в Германии в целом, как ожидают, существенно снизится. Экспорт, а также инвестиции в машины и оборудование в текущем году возрастут незначительно вследствие отсутствия существенного положительного стимула со стороны стран Еврозоны, а также США, являющихся основными торговыми партнерами ФРГ. Спрос на германские товары производственного назначения, а также автомобили со стороны стран с формирующимися рынками, по мнению экспертов, будет находиться в состоянии стагнации. В 2012 г. темпы прироста промышленности Германии, согласно прогнозу DB, составят лишь 2%.
Динамика производства основных отраслей промышленности ФРГ (изменение в % к предыдущему году)
2009 г. | 2010 г. | 2011 г.* | 2012 г.** | |
Обрабатывающая промышленность | -17,3 | 12,0 | 10,0 | 2,0 |
Электротехническая | -21,8 | 16,9 | 14,5 | 2,0 |
Машиностроительная | -26,0 | 10,7 | 15,0 | 3,0 |
Автомобилестроительная | -21,7 | 25,3 | 14,0 | 2,0 |
* – оценка; ** – прогноз. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)