Машиностроение Украины и мира

Китай: производство самолетов для коммерческой авиации

Практически все производимые в КНР коммерческие пассажирские самолеты, а также их двигатели и пропеллеры изготовляются корпорациями Aviation Industry Corporation of China (AVIC) и Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC). Первая была создана в 1993 г. из подразделений бывшего Министерства авиакосмической промышленности, в 1999 г. ее разделили на две корпорации – AVIC I и AVIC II, которые в 2008 г. были вновь объединены.
В настоящее время в КНР выпускаются два вида разработанных в стране самолетов для коммерческой авиации – турбовинтовой MA60 и реактивный ARJ21 для региональных линий (последний пока не запущен в эксплуатацию). Кроме того, в КНР осуществляется окончательная сборка узкофюзеляжных лайнеров A320 (западноевропейской компании Airbus) и производятся самолеты для региональных рейсов ERJ-145 (по лицензии бразильской фирмы Embraer).
MA60 – 60-местный турбовинтовой самолет, который изготовляет Xi’an Aircraft Corporation (XAC), дочернее предприятие AVIC. Это усовершенствованная версия машины Yun-7 (Y-7), созданной в КНР в 1982 г. на базе советского самолета Aн-24. Первый полет прототипа MA60 cостоялся в марте 2000 г., а в декабре того же года он был разрешен к производству.
Cогласно заявлениям официальных представителей КНР, к сентябрю 2008 г. в стране было изготовлено 52 самолета MA60, а портфель заказов на эти машины в марте 2010 г. превышал 150 ед., из которых 50 были заказаны иностранными авиатранспортными фирмами. Однако по состоянию на конец 2009 г. в КНР эксплуатировалось только 4 самолета MA60; из-за проблем, связанных с надежностью, первые 11 экземпляров этой машины были к 2006 г. выведены из эксплуатации. Производство усовершенствованного варианта MA60 (MA60-100, иногда называемого MA600) началось в 2008 г.
Производственные мощности XAC рассчитаны на производство 12-15 самолетов в год; в это число входят машины XAC MA60, “Aнтонов Ан-24”, Xian (“Антонов”) Y-7.
Cамолет ARJ21 находится в испытаниях с ноября 2008г. Его продуцентом является COMAC, сотрудничающая с Bombardier (Канада) и сконструировавшая указанный самолет на базе McDonnell Douglas MD-90, несколько экземпляров которого было выпущено в КНР в 1990-егоды на совместном с McDonnell Douglas предприятии. Все основные подсистемы для ARJ21 были поставлены североамериканскими компаниями, включая GE, Rockwell Collins и Honeywell, а планер был спроектирован АНТК им. Антонова (Украина).
По состоянию на октябрь 2010 г. было заказано 257 самолетов ARJ21. Практически все эти заказы поступили от небольших китайских авиатранспортных компаний, в число которых входят Chengdu Airlines (она получит указанные машины первой в конце 2011 г.), Henan Airlines, Xiamen Airlines, Joy Air и Shanghai Airlines.
Два самолета ARJ21 заказала лаосская флагманская авиакомпания Laos Airlines, а частная индонезийская горнодобывающая фирма Merkukh Enterprises подписала с COMAC меморандум о взаимопонимании, который предусматривает покупку девяти таких машин.
В ближайшие 20 лет COMAC надеется построить 850 самолетов ARJ21, при этом в первые годы будет выпускаться по 11 машин, а к 2015 г. их производство возрастет до 30 ед.
В 2009 г. корпорация COMAC разработала программу строительства узкофюзеляжного 130-170-местного самолета COMAC-919 (С919), призванного конкурировать с Boeing-737 и Airbus A320. Его производство планируется начать в 2014 г., а продажи – в 2020 г. По состоянию на конец 2010 г. было заказано около 100 указанных машин, т. е. меньше, чем ожидалось; кроме того, в это число входили не связывающие покупателей опционы.
Только по 5 самолетов C919 заказала “большая тройка” китайских авиакомпаний, 20 – Hainan Airlines, 10 – General Electric Commercial Aviation Services и 10 – лизинговое подразделение Китайского банка развития, который финансирует COMAC. Двигатели для указанных самолетов поставит CFM International, одним из партнеров которого является General Electric.
COMAC планирует производить в конечном счете около 150 самолетов C919 в год и удовлетворять примерно 30% внутреннего спроса на самолеты соответствующего класса и 10% – мирового.
В сентябре 2008 г. в Тяньцзине открылось совместное предприятие Airbus и AVIC, призванное осуществлять окончательную сборку самолетов A320. Сборка первого A320 была закончена в июне 2009 г., а по состоянию на август 2010 г. было собрано 20 машин A320 и 5 A319. В 2012 г. ежемесячное производство на предприятии планируется довести до 4 ед., и все оно будет предназначаться для китайского рынка.
Самолет ERJ-145 изготовляется в Китае компанией Harbin Embraer Aircraft Industry (HEAI), которая является совместным предприятием фирм Embraer и Harbin Aircraft Industrial Group (последняя входит в структуру AVIC). Компания была создана в 2003 г. и свой первый самолет (на 50 мест) построила в феврале 2004 г. По состоянию на август 2010 г. отгружено только 36 ЕRJ-145, хотя производственные мощности рассчитаны на 24 самолета в год. Такую ситуацию аналитики объясняют тем, что китайские авиалинии не торопились с размещением заказов, а поставка самолетов по уже подписанным контрактам по различным причинам часто переносилась на более поздние сроки. Заказчиками всех поставленных машин были авиатранспортные компании КНР. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version