Машиностроение Украины и мира

Россия: авторынок в 2011 году

На автомобильном рынке потребительская активность в ушедшем году была исключительно высока. Объемы продаж легковых машин в РФ в 2011 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по сравнению с 2010г. скакнули аж на 39% и достигли 2,6 млн. единиц. Такого бурного роста не ожидал никто. Та же АЕБ в начале прошлого года прогнозировала, что автомобильный рынок в России в 2011 г. будет медленнее оживать после кризиса и едва достигнет 2,2 млн. единиц.

Однако автомобили в прошлом году в России расхватывали буквально с колес автовозов. Спрос стимулировало несколько факторов: это и государственная программа утилизации, и ожившие после кризиса финансовые институты, охотно предлагающие сейчас широкий выбор кредитных схем. Но главным драйвером роста рынка стал отложенный спрос. В прошлом году характерные для кризиса выжидательные настроения улетучились. Во многом на это повлиял рост цен. В кризис машины продавались с существенным дисконтом, потом стоки закончились, поползли вверх курсы валют, вместе с ними начали расти и цены на автомобили. Видя это, люди бросились в автосалоны, чтобы успеть сделать покупку до очередного подорожания. А некоторые, даже не без оснований, рассматривали приобретение машин как выгодное вложение средств – для дальнейшей перепродажи.

В результате “живых” автомобилей в салонах часто не хватало. Покупателям приходилось или записываться в очередь, или выбирать из того, что было в наличии. Не упустили возможность получить дополнительную прибыль в данной ситуации и дилеры. Формально они не имеют права повышать цены даже в условиях ажиотажного спроса. Вместо этого они часто продавали автомобили с так называемыми допами – дополнительно установленным оборудованием, стоимость которого могла составлять еще 10-15% от первоначальной цены модели. Хочешь – покупай автомобиль с дорогим парктроником, магнитолой и другими опциями, нет – и не надо, машину в любом случае купит кто-то другой.

Однако участники автомобильного рынка говорят о том, что в последнее время даже в условиях дефицита российский потребитель стал разборчивее: он более придирчив к функциональным особенностям машины, стал задумываться о расходах на сервисное обслуживание, внимательнее относиться к тому, насколько надежна конкретная марка и модель и сколько он потеряет при перепродаже через несколько лет на вторичном рынке.

Все покупатели автомобилей – и россияне здесь не исключение – делятся на два основных типа: тех, кто покупает машину впервые, и тех, кто хочет поменять автомобиль на новый. В первом случае покупатель – и российский, опять же, не выпадает из общей закономерности – обычно выбирает бюджетный автомобиль подешевле. Во втором – российский потребитель отличается от покупателей других стран. “Интересно, что в России если человек меняет машину, то он старается приобретать новый автомобиль более высокого класса и уровня комфорта, – говорит Дэвид Томас, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, глава представительства Volvo в России. – В Европе же, например, человек может много раз менять старый автомобиль на новую машину такого же класса и примерно таких же характеристик”.

Кардинально различается потребительское поведение в сегменте автомобилей бюджетного класса и в секторе дорогих машин. В бюджетном сегменте для покупателя, прежде всего. важна цена, и поэтому он не будет разоряться на модификацию с самым мощным мотором, а из комплектации выбирает, как правило, автоматическую коробку передач из-за пробок в крупных городах и – по возможности – кондиционер. На другие опции типа дополнительных подушек безопасности или обивки салона дорогими материалами люди в этом секторе рынка предпочитают не тратиться.

Покупатели машин среднего и премиум-класса более охотно доплачивают за то, чтобы оснастить автомобиль опциями комфорта. Дополнительные преимущества в продажах в прошлом году получили те производители, которые предлагали комплектации, специально созданные для российского потребителя. Например, представители марки Mercedes-Benz утверждают, что в ушедшем году на российском рынке им удалось занять первое место в списке продаж машин премиум-класса именно потому, что они создали для России “особую серию”: начали продавать модели в комплектациях, созданных специально для российских потребителей с учетом специфики их запросов.

Развитие интернет-торговли вот уже третий год остается одним из главных трендов на потребительском рынке. Самая любопытная тенденция прошлого года – это перетягивание покупателей между обычной розницей, всерьез взявшейся за развитие своих интернет-магазинов, и магазинами, “рожденными в сети”. Еще год назад крупнейшие офлайновые продавцы заявляли, что пока интернет – очень маленький брат обычной торговли, чтобы воспринимать его всерьез, ведь для них продажи в сети были сопоставимы с оборотом одного обычного магазина. Однако, несмотря на то, что доля интернет-торговли в середине года составляла менее 2%, ее рост по итогам года впечатляет и оценивается в 35-40%.

Судя по всему, в 2011 г. традиционная розница осознала обидный факт, что, не пожиная плодов роста интернет-торговли, она тем не менее этому росту способствует. Как показывают исследования, в обычные магазины покупатели часто приходят как в шоу-рум. Покупку же некоторые клиенты делают в интернете, где цены процентов на двадцать ниже, нет очередей, можно сравнить цены в разных магазинах, посмотреть отзывы и получить товар на дом. Правда, так, если верить опросам Consumerbarometer.eu, поступает пока всего 10% российских покупателей, но опыт западных стран показывает, что их будет больше: в США таких 32%, а в Европе – 39%.

Не замечать роста популярности интернет-торговли опасно. Поэтому многие традиционные магазины придумывают способы комбинировать традиционные и интернет-продажи. Дальше всех идут магазины бытовой техники, электроники и компьютеров, ведь именно на эти товары в 2010 г. приходилось около 70% онлайн-продаж, посчитали в InSales. Например, “М.Видео” собирается выделить “кластеры” из магазинов, находящихся в одном районе, и отслеживать в этом районе продажи как из обычных магазинов, так и из интернета. Цель – избежать недостатка товаров и товарных излишков в обычных магазинах и на складе, откуда производится доставка интернет-заказов, кроме того, в магазинах покупатели смогут воспользоваться электронным каталогом и сразу оплатить товар. Об использовании терминалов или планшетов с доступом в интернет заявили и в “Техносиле”; интернет-магазин – последним из крупных продавцов электроники – открыл Media Markt-Saturn. Ритейлеры стремятся нивелировать такое преимущество интернет-магазинов, как широкий ассортимент: выставляя в зале лишь часть товара, через электронные каталоги или терминалы можно продавать гораздо больше позиций.

Впрочем, интернет-магазины страдают от обычных магазинов гораздо больше, чем наоборот. Россия лидирует по количеству покупателей, которые выбирают в интернете, а покупают в обычных магазинах, их 88% (в Европе таких покупателей 72%, а в США – 51%). Все потому, что в России рынок интернет-торговли до сих пор не консолидирован, все игроки относительно слабые. По результатам 2010 г. у лидера рынка – гипермаркета “Утконос” – всего 2,3% рынка, а у топ-30 – 24%. Дело в том, что российские интернет-магазины пока не вызывают доверия у покупателей. Часто возникают проблемы с доставкой или наличием товара на складе. Около двух третей заказов отменяется из-за того, что интернет-магазины не обладают товаром, выставленным на витрине. Эти проблемы возникают из-за отсутствия собственной логистики. Так что, например, Wikimart, который решил из интернет-платформы превратиться и в интернет-ритейлера, начал выстраивать свою логистику. Пока таковая в масштабах страны имеется только у Ozon.ru, и важный ее элемент – пункты самовывоза. Именно физическое присутствие добавляет покупателю уверенности в том, что магазин надежен.

Уже с учетом этих трендов розничная сеть “Связной” запустила новый проект Enter. Помимо основного канала продаж – интернета-магазин представлен и в стандартной рознице. Обычные магазины служат и пунктом самовывоза товара. Также заказать товар можно по каталогу, через терминал и по телефону. Магазины-склады с терминалами для заказа товаров развивают также “Ситилинк” и “Юлмарт”, торгующие электроникой, и в 2011 г. они экспериментировали с форматами. “Ситилинк” запустил формат “Ситилинк-midi” для городов с населением менее 1 млн. жителей. Это магазин-склад для самовывоза товаров и заказа, а также отдел гарантии и отдел по работе с клиентами b2b. Компромисс между скоростью развития интернет-торговли и затратностью, но надежностью в глазах покупателей обычных магазинов должен помочь таким ритейлерам развиваться в регионах. Ведь пока Москва и Санкт-Петербург – главные рынки для Интернет-торговцев. (Эксперт/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version