Машиностроение Украины и мира

Китай: экспортная экспансия автомобилестроителей

Как отмечает «Financial Times», в китайском автомобилестроении происходят кардинальные изменения: в условиях замедления роста продаж на внутреннем рынке наблюдается значительный подъем в экспортной сфере, в 2011 г. поставки за рубеж выросли на 75%. Китай пытается воспользоваться сложным положением в мировых финансах и перейти от выпуска дешевой продукции к производству товаров с высокой долей добавленной стоимости. Некоторые аналитики, внимательно следящие за ситуацией на рынке автомобилей, полагают, что данная страна находится на пороге реализации амбициозного плана по превращению в “мировую фабрику” по выпуску этой техники.

В обстановке быстрого расширения экспорта многие эксперты на Западе и Востоке пытаются ответить на вопрос, не станет ли такая экспансия угрозой для известных автомобилестроительных фирм – General Motors, Volkswagen, Toyota – на рынках развитых стран, в частности американском и западноевропейском, или же КНР останется производителем дешевых автотранспортных средств, предназначенных в основном для стран с формирующимся рынком. Недавно топ-менеджер известных фирм Fiat и Chrysler С. Маркионне посоветовал глобальным игрокам на автомобильном рынке всерьез относиться к китайским амбициям. На конференции автомобилестроителей, проходившей в августе 2011 г. в шт. Мичиган (США), он отметил, что даже в случае поставок за рубеж лишь 10% выпускаемых в стране автомашин (к 2015 г. их производство в КНР вырастет до 30 млн. шт., а к 2020 г. – до 40 млн.) риск, с которым приходится сталкиваться на национальных рынках, представляется огромным.

По мнению аналитика компании IHS Automotive (Шанхай) Н. Чоу, настойчивость китайских продуцентов по продвижению автодорожных транспортных средств на иностранные рынки становится все более ощутимой. Одна из ведущих государственных автомобилестроительных компаний Chery добилась роста экспорта в 2011 г. более чем на 80%. Она планирует построить сборочный завод в Бразилии, вложив в реализацию проекта $400 млн. Производственные мощности должны появиться и в других латиноамериканских странах. Китайские компании JAK и Lifan разработали амбициозные планы по увеличению выпуска автотехники за рубежом; производитель грузовых автомобилей Beiqi Foton намеревается организовать производство в Индии.

Наличие избыточных мощностей в самом Китае заставляет китайских продуцентов расширять экспортные поставки. Однако подобная тактика не гарантирует успеха на рынках за пределами уже освоенных – латиноамериканском, ближневосточном и российском. По мнению главы автоконсалтинговой компании Synergistics (Пекин) Б. Руссо, хотя марка made in China привлекает состоятельных китайцев, нереально ожидать, что китайские производители автомобилей сумеют добиться благосклонности весьма искушенных и разборчивых покупателей на более “зрелых” рынках. Пока этого не случилось, им придется ограничиться продажами главным образом потребителям, ориентирующимся в первую очередь на приемлемые цены.

Даже недавнее резкое увеличение экспорта оценивается некоторыми аналитиками, как весьма “обманчивый” фактор, так как подъем отчасти обусловлен низким уровнем исходной базы, связанной с начавшимся в 2008 г. глобальным финансовым кризисом. Большинство экспертов решающим фактором считают стремление китайских продуцентов обеспечить динамичный рост продаж в условиях слабеющего внутреннего спроса. В период замедления экономики последним приходится терять долю на рынке в пользу глобальных производителей оригинальной техники (OEM – original equipment manufacturers), т. е. изготовленной на заводском оборудовании с соблюдением технологии, из протестированных, испытанных материалов, с патентованными узлами, деталями, механизмами, проверенными и одобренными различными аттестующими организациями. (Неоригинальные изделия лишь имитируют оригинал, они делаются по качественным образцам, но с отступлениями по ряду критериев.)

Аналитики из FT полагают, что глобальным продуцентам автомобилей пока не следует проявлять беспокойство по поводу резкого усиления конкуренции со стороны китайских производителей, по крайней мере на рынках развитых стран. По мнению экспертов консалтинговой фирмы Roland Berger (Шанхай), даже на внутреннем рынке автодорожные транспортные средства, произведенные в КНР, не могут конкурировать с европейскими или американскими аналогами, не говоря уже о рынке США или рынках европейских стран. В государствах с формирующимся рынком китайские OEM сталкиваются с усиливающимся соперничеством европейских, американских и японских компаний, стремящихся диверсифицировать рынки сбыта в условиях слабого роста национальных рынков. По мнению эксперта консалтинговой фирмы Synovate (Шанхай) К. Паура, в долгосрочной перспективе успешный бизнес за рубежом станет реальностью лишь после достижения безоговорочно позитивных результатов на национальном рынке. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version