Машиностроение Украины и мира

ПРОГНОЗ: рынки строительного оборудования КНР и Индии, 2011-2015 годы

Не вызывает сомнений тот факт, что рынки строительного оборудования КНР и Индии почувствовали на себе отрицательное воздействие недавнего глобального кризиса и ряда последних негативных явлений в мировой экономике. Однако оба они будут в ближайшие годы по-прежнему благополучно развиваться, хотя и несколько более медленными темпами, чем ранее.

В КНР продажи строительного оборудования в 2010 г. увеличились на 56% до 460 тыс. ед., что более чем вдвое превысило уровень 2005 г. В настоящее время эта страна является крупнейшим в мире рынком указанного оборудования, на который приходится более 50% его мирового потребления и производства.

Необычайно высокие темпы развития китайского рынка строительной техники обеспечивались прежде всего значительными государственными инвестициями в инфраструктуру страны, недвижимость и различные строительные проекты. Кроме того, поставщики данной техники активно предоставляли своим покупателям кредиты, которые стимулировали спрос на новые машины, способные справиться с ожидаемыми в будущем высокими нагрузками.

В наибольшей степени воспользовались ростом экономики КНР и активной инвестиционной политикой ее правительства поставщики гусеничных экскаваторов, на которые в настоящее время приходится свыше 30% общих продаж строительного оборудования в стране против менее 20% пятью годами ранее. Значительно увеличился также спрос на мини-экскаваторы, колесные экскаваторы и колесные погрузчики. Тем не менее доля последних в общем видимом потреблении строительной техники в Китае продолжала снижаться, составив в 2010 г. менее 45% по сравнению с 65% в 2005 г.

Продажи в стране гусеничных бульдозеров в 2010 г. впервые превысили 10 тыс. ед., что сделало КНР крупнейшим в мире рынком этих машин. Рекордного уровня достигло видимое потребление асфальтоукладчиков, дорожных катков и автогрейдеров. Существенно возрос спрос на самоходные краны, особенно со стороны компаний, строящих железные дороги. Что же касается погрузчиков с “обратной лопатой” и погрузчиков с бортовым поворотом, то их продажи также увеличились, но с довольно низкого уровня.

Иначе сложилась ситуация на рынке самосвалов, общие продажи которых сократились на 3%. При этом спрос на небольшие машины с сочлененной рамой несколько возрос, а машины с жесткой рамой – сократился, что объясняют, в частности, усилением конкуренции со стороны грузовиков-вездеходов.

Если долгосрочные перспективы развития китайского рынка строительного оборудования расцениваются всеми отраслевыми экспертами как вполне благоприятные, то краткосрочные перспективы после недавнего неожиданного всплеска продаж представляются им не столь определенными. Кроме того, возможны изменения в политике правительства, которые могут негативно сказаться на потреблении. Если власти решат принять меры по охлаждению экономики, то существующего парка строительных машин будет вполне достаточно для удовлетворения значительной части ожидаемого в этих условиях спроса.

Исходя из того, что в 2010 г. деловая активность в строительной отрасли находилась на очень высоком уровне, но темпы расширения работ несколько снизились, аналитики фирмы Off-Highway Research оценивают прирост спроса на строительное оборудование в КНР в указанном году примерно в 10%. В период до 2015 г. видимое потребление, по их мнению, будет по-прежнему расти, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы, ибо, несмотря на планируемые правительством в ближайшие 5 лет охлаждение экономики и сокращение расходов, все сегменты инфраструктурного сектора китайской экономики разработали амбициозные программы развития, а региональные власти увеличат, как ожидают, бюджетные ассигнования на строительство. За 2011-2015 гг. продажи строительной техники увеличатся, согласно прогнозам, еще на 20-30% до 550-600 тыс. ед. в год, что примерно эквивалентно мировым продажам в 2009 г.

Прогноз продаж строительного оборудования в КНР в 2011-2015 гг. (ед.)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Всего 490137 509042 523937 543372 570972
Автогрейдеры 2850 2700 2500 2300 2200
Асфальтоукладчики 2600 2700 2500 2600 2800
Гусеничные бульдозеры 12500 14000 15000 14000 13000
Гусеничные погрузчики 25 30 25 20 20
Гусеничные экскаваторы 160000 180000 190000 205000 225000
Дорожные катки 23000 20000 18000 17000 15000
Колесные погрузчики 205000 200000 203000 205000 210000
Колесные экскаваторы 2000 2100 2200 2300 2400
Мини-экскаваторы 41000 45000 50000 55000 60000
Погрузчики с бортовым поворотом 850 900 950 1000 1100
Погрузчики с “обратной лопатой” 670 790 900 1050 1250
Самосвалы с жесткой рамой 800 850 800 750 700
Самосвалы с сочлененной рамой 60 60 50 50 50
Самоходные краны 38510 39610 37660 36900 37000
Скреперы 2 2 2 2 2
Телескопические манипуляторы 270 300 350 400 450

В Индии продажи строительного оборудования увеличились за 2003-2007 гг. в 4 раза (до 50,7 тыс. ед. в 2007г.). Под влиянием глобального кризиса в 2008 г. они сократились до 46,1 тыс. ед., а в 2009 г. до 40,9 тыс. В 2010 г. спрос возрос на 45% до 59,3 тыс. ед., и в ближайшие 5 лет этот рост продолжится. Он будет стимулироваться высокими темпами развития экономики и инфраструктурного строительства, а также ожидаемой политической стабильностью.

В соответствии с 12-м пятилетним планом Индии, который начнет осуществляться после 31 марта, расходы государства на развитие инфраструктуры страны превысят сумму, эквивалентную $1 трлн, т. е. более чем удвоятся по сравнению с предыдущим пятилетием. Правительство также примет дополнительные меры по привлечению иностранных инвесторов и поощрению государственно-частного предпринимательства в инфраструктурной сфере.

Несмотря на возможный высокий уровень инфляции и коррупции среди политических лидеров и чиновников, компания Off-Highway Research весьма оптимистично оценивает перспективы развития индийского рынка строительного оборудования. В 2011 г. продажи на нем возрастут на 19% (до 70,7 тыс. ед.), а в 2012 г. – еще на 15%. В последующие три года прирост составит 9-12%, и в 2015 г. будет продано 110,6 тыс. ед. Рост спроса коснется всех видов строительной техники, но по-прежнему в видимом потреблении будут доминировать шесть ее видов – погрузчики с “обратной лопатой”, гусеничные экскаваторы, самоходные краны, дорожные катки, колесные погрузчики и передвижные компрессоры. В совокупности на них придется около 95% всех продаж строительного оборудования в Индии в 2015 г.

Прогноз продаж строительного оборудования в Индии (ед.)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Всего 70700 81365 91490 101450 110605
Автогрейдеры 600 700 800 900 1000
Автопогрузчики повышенной проходимости 60 90 130 180 225
Асфальтоукладчики 1000 1150 1250 1325 1400
Гусеничные бульдозеры 800 900 1000 1050 1100
Гусеничные погрузчики 5 5 5 5 5
Гусеничные экскаваторы 15000 20000 25000 30000 35000
Дорожные катки 3200 3700 4200 4600 5000
Колесные погрузчики 3200 3900 4600 5300 6000
Колесные экскаваторы 5 5 5 5 5
Мини-экскаваторы 100 125 150 200 250
Передвижные компрессоры 4000 4300 4800 5300 5800
Погрузчики с бортовым поворотом 500 600 700 800 900
Погрузчики с “обратной лопатой” 30000 32000 33500 35000 36000
Самосвалы с жесткой рамой 750 850 800 725 850
Самосвалы с сочлененной рамой 50 40 50 60 70
Самоходные краны 11500 13000 14500 16000 17000
Скреперы

(БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version