Машиностроение Украины и мира

Украина: машиностроение в 2012 году

Согласно оптимистичным планам Кабмина в 2012 г. машиностроительная индустрия Украины может увеличить производство на целых 20%. Такого смелого прогноза не удостоилась больше ни одна из базовых отраслей. Основной акцент при этом делается на авиастроение и связанные с ним производства. Они же могут рассчитывать и на самую ощутимую экономическую поддержку со стороны государства.

В авиастроении хороший настрой был задан еще в прошлом году. Три основных самолетных предприятия страны (ГП “Антонов”, “Мотор-Сич” и “Ивченко-Прогресс”) нарастили объемы производства на 20-30% и пополнили портфели заказов значимыми контрактами. Одного только их выполнения достаточно для того, чтобы и в 2012 г. поддержать тренд роста в прошлогоднем тонусе. А обвалить его могут даже не экономические, а разве что геополитические факторы. Например, если наш нынешний газовый спор с Россией перерастет в широкомасштабную торговую войну, или же напряжение в отношениях между США и Ираном выльется в вооруженный конфликт.

Именно Россия и Иран пока являются главными клиентами украинских авиастроителей на внешних рынках. В частности, в прошлом году ГП “Антонов” подписало договор с российской компанией “Ильюшин Финанс Ко” на поставку 10 новых самолетов Ан-158 и с опционом на покупку еще 10 таких же крылатых машин. 20 аналогичных самолетов согласился приобрести у “Антонова” в прошлом году и Иран. Кроме того, подписаны документы об организации в будущем их совместной сборки в иранском Исфахане.

Прорывом на российский рынок можно считать и контракт между компаниями “Мотор-Сич” и “Вертолеты России” на поставку запорожских двигателей российским производителям геликоптеров. В целом только по этим договорам отечественные авиастроители должны заработать $2-2,5 млрд. Без них же зона сбыта моментально ограничивается внутренним рынком и одинокими заказами из других стран.

Однако работая над проектом программы социально-экономического развития на 2012 г., специалисты Кабмина руководствовались правилом “Думай о хорошем”. В итоге по их расчетам в год Дракона с конвейера ГП “Антонов” должно сойти 12 самолетов новых моделей Ан-148/158 и 6 добрых знакомых Ан-140. В свою очередь, ориентир для “Мотор-Сичи” – 505 новеньких авиадвигателей и 590 отремонтированных. Наконец, главное задание для КБ “Ивченко-Прогресс” – разработка и подготовка к серийному производству нового поколения турбореактивных двигателей Аи-28. Потенциально наладить промышленное производство таких агрегатов в Запорожье готовы в 2015 г. Но просят у государства порядка 2 млрд. грн. финансовой поддержки на этапе внедрения.

С поддержкой “Прогресса” вопрос пока не решен. А вот “Антонову” Кабмин готов выделить из бюджета 600 млн. грн. Речь, впрочем, идет не о прямых дотациях, а о более рыночных инструментах. В частности, два самолета у ГП “Антонов” правительство согласно просто купить – за 440 млн. грн. для госкомпании “Лизингтехтранс”. А еще 160 млн. грн. – направить на компенсацию процентов по кредитам, привлекаемых частными компаниями на закупку украинских самолетов. По состоянию на начало 2012 г. в эксплуатации транспортных компаний Украины и России находились 11 машин Ан-148. Обновленная модификация Ан-158 начнет выпускаться только в текущем году. В течение 12 следующих лет ГП “Антонов” планирует построить 680 самолетов этих марок, т. е. выйти на производительность 40-50 единиц за год. Хотя сейчас даже половина из этого количества – высота для “Антонова” недосягаемая.

Но и другие виды транспорта не останутся в долгу перед машиностроителями. Тут в первую очередь надежды стоит возлагать на “Укрзализныцю”, и на города, принимающие Евро-2012. В частности, администрация железных дорог намерена закупить 8300 новых грузовых вагонов общей стоимостью почти 6 млрд. грн. И если она реализует свою мечту хотя бы наполовину, то такие вагоностроительные заводы страны, как Стахановский, Крюковский, “Днепровагонмаш” и “Азовмаш”, без работы сидеть не будут. Впрочем, они и так плотно обеспечены заказами из той же России.

На российских железнодорожников ориентируются и отечественные производители тягловых электровозов – холдинг “Лугансктепловоз”. Тем более что в прошлом году права на владение предприятием окончательно оформил российский капитал, что негативно сказалось на его деловых отношениях с “Укрзализныцей”. Тепловозостроители упрекают железнодорожников несвоевременной уплатой, а те их – игнорированием отечественных заказов. В то же время российский портфель контрактов “Лугансктепловоза” на 2012 г., по предварительным оценкам, уже определен в 1,2 млрд. грн.

Зато производители автобусов к отечественному рынку относятся намного лояльнее. По оценкам Кабмина, в нынешнем году их будет изготовлено и продано заказчикам более 2 тыс. штук. Основными покупателями станут муниципальные власти, принимающие участников европейского футбольного чемпионата 2012 г. Основными поставщиками – Львовский автобусный завод и черкасский “Богдан”. Объем этих заказов оценивается в 340 млн. грн.

Не забыт и водный транспорт. По правительственным расчетам, прирост производства в судостроительной отрасли может составить в 2012 г. даже 35%. На верфях страны предстоит построить около 30 различных новых плавсредств и еще около сотни старых отремонтировать. Основная лепта государственных инвестиций в судостроение в 2012 г. пойдет на создание серии военных кораблей класса “корвет” на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Первый из “корветов” был заложен на ЧСЗ в 2011 г. А под конец прошлого года Кабинет министров принял целевую программу строительства судов данного типа суммарной стоимостью свыше 16 млрд. грн. Освоить эти деньги предполагается в течение 10 лет.

Третий крупный сегмент, где машиностроители в год Дракона могут основательно подзаработать, – энергетика. В частности, Кабмин прогнозирует, что в реконструкцию и строительство объектов энергетики будет вложено свыше 11 млрд. грн.: из них атомной – порядка 6 млрд. грн., тепловой – порядка 7 млн. грн. Правда, в пакете атомных инвестиций львиная доля (4,7 млрд. грн.) приходится на строительство 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС. Но данный проект достаточно уязвим в плане реализации, поскольку, с одной стороны, против достройки выступают ряд общественных организаций и местных общин, с другой – еще не утрясены все вопросы с российскими кредиторами и партнерами. К тому же, если установку реакторов будет опекать российский Атомстройэкспорт, значительная часть его заказов осядет на предприятиях РФ.

В тепловой энергетике инвестиции в модернизацию распылены по разным объектам более равномерно. А активно стартовавшая в конце прошлого года приватизация активов в этой отрасли дает надежды на то, что новые собственники будут щедрее на обновки, чем прежний владелец – государство. В ближайшее время реконструкции подлежат по три блока на Криворожской и Запорожской ТЭС, по 2 – на Приднепровской и Бурштынской, по одному еще на ряде станций. По капиталовложениям получается в среднем 300 млн. грн. ежегодных вложений на один блок.

11 января Кабинет министров своим распоряжением уже утвердил проекты реконструкции блока №8 на Добротвирской ТЭС и блока №5 на Бурштынской ТЭС (обе входят в состав генерирующей компании “Захидэнерго”). В Добротвире тендер на модернизацию тубрины уже выиграл харьковский “Турбоатом”. Он же в будущем претендует и на осуществление подобных работ на седьмом блоке этой же станции, а также на двух блоках Приднепровской ТЭС. Стоимость реконструкции турбины только на блоке №8 оценивается примерно в 800 млн. грн. В Бурштыне же тендер на обновление турбины пятого блока выиграл Полтавский турбомеханический завод (стоимость работ – 150 млн. грн.), а на обновление электромеханического оборудования – корпорация “Союз” (более 80 млн. грн.). Ремонты намечено завершить до конца 2013 г.

На других ответвлениях украинского машиностроения (космическое, сельськохозяйственное, высокоточное, выпуск оборудования для угольной промышленности, альтернативной энергетики и т. п.) также есть свои свежие наработки и позитивные ожидания. Однако пришедший Дракон все же будет опираться на тех трех китов, о которых мы писали выше – авиастроение, производство транспортных средств и энергетического оборудования. Все остальные – это рыбка помельче. Хотя иногда косяк малой рыбы может прокормить не хуже, чем одна большая. (МинПром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version