Если в 2009 г. отгрузки мотоциклов японскими продуцентами на внутренний рынок (в том числе с предприятий, работающих с японскими фирмами по соглашениям OEM) сократились по сравнению с предыдущим годом на 27,1% (до 380,8 тыс. шт.), то в 2010 г. они практически не изменились, составив 380,2 тыс. шт. При этом поставки в 2010г. машин с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и менее, а также 126-250 куб. см сократились соответственно на 9,5 и 26,6% (до 231,2 тыс. и 27,3 тыс. шт.), а с рабочим объемом 51-125 куб. см и 251 куб. см и более – увеличились на 46,3% и 14,5% (до 96,4 тыс. и 25,3 тыс. шт.). Совокупные отгрузки мотоциклов с рабочим объемом двигателя 51 куб. см и более равнялись примерно 149 тыс. шт., что на 16% превысило уровень 2009 г.
В группе мотоциклов и мотороллеров с рабочим объемом двигателя 126-250 куб. см наиболее популярными в Японии являются мотороллеры с рабочим объемом двигателя 250 куб. см, интерес к которым проявляют мотоциклисты всех возрастов. Однако в связи с вялым спросом на спортивные модели общие отгрузки на внутренний рынок машин указанной группы снизились, как уже указывалось, на 26,6%.
В группе мотоциклов с рабочим объемом двигателя свыше 250 куб. см увеличился спрос на крупнолитражные модели, что было обусловлено растущим интересом к спортивным и прогулочным мотоциклам, а также увеличением числа мотоциклистов среднего и старшего возраста.
На рассматриваемом японском рынке доминируют национальные продуценты Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. Их совокупные продажи мотоциклов в 2010 г. составили 2,44 трлн. иен, из которых 150,9 млрд. было получено от поставок на внутренний рынок и 2,29 трлн. – от экспорта. В связи с тем, что названные компании переводят в настоящее время мощности за границу (с целью сокращения издержек и минимизации потерь от колебаний валютных курсов), производство ими мотоциклов в Японии будет сокращаться.
В I полугодии 2011 г. отгрузки японскими компаниями мотоциклов на внутренний рынок возросли по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 5,4% до 204,7 тыс. шт. В районах, затронутых недавними цунами, землетрясением и катастрофой на АЭС, впервые за последние пять лет увеличился спрос на малолитражные мотоциклы, так как потребители по-новому оценили их полезность в качестве средств транспорта.
По данным JAMA, в 2010 г. производство мотоциклов в Японии составило 664,2 тыс. шт., из которых 201 тыс. (30,3%) приходилось на компанию Honda, 182,7 тыс. (27,5%) – Yamaha, – 167,6 тыс. (25,2%) – Suzuki и 112,7 тыс. (17%) – Kawasaki. В общем выпуске машин с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и менее доля фирмы Honda превышает 50%, тогда как Kawasaki вообще не производит таких мотоциклов. Борьбу за лидерство в сегменте машин с рабочим объемом двигателя 251 куб. см и более ведут Suzuki и Yamaha. В 2007 г. первое место принадлежало Suzuki, а с 2008 г. эту позицию удерживает Yamaha.
Производство мотоциклов в Японии в 2010 г. в распределении по основным продуцентам и рабочим объемам двигателей (шт.)
I | II | III | IV | V | |
Всего | 87513 | 80630 | 108950 | 387082 | 664099 |
Honda | 46725 | 44214 | 23516 | 86552 | 201007 |
Yamaha | 4606 | 23791 | 32986 | 121351 | 182734 |
Suzuki | 36106 | 9255 | 16508 | 105737 | 167606 |
Kawasaki | 0 | 3370 | 35940 | 73442 | 112752 |
Примечание. I – 50 куб. см и менее, II – 51-125 куб. см, III – 126-250 куб. см, IV – 251 куб. см и более, V – итого. Производство мотоциклов в Японии компаниями, не относящимися к “большой четверке”, составило только 76 шт.
Свыше 40% произведенных в 2010 г. в Японии мотоциклов было экспортировано, что в абсолютном выражении выразилось в 284 тыс. шт. В свою очередь, импорт составил 353,3 тыс. шт. против 367,7 тыс. в 2009 г. и 413,8 тыс. в 2008 г. Среди иностранных компаний основными поставщиками мотоциклов в страну были Harley-Davidson (США), BMW (ФРГ), Ducati (Италия), Triumph (Великобритания) и KTM (Австрия). Все они, кроме BMW, сократили в 2010 г. экспорт в Японию: Harley-Davidson – на 14,3% (до 11520 шт.), Ducati – на 13,3% (до 1761), Triumph – на 14,1% (до 1426) и KTM – на 22,4% (до 406). У BMW же этот показатель увеличился на 8,6% – до 3095 шт.
Импорт мотоциклов Японией в 2010 г. в распределении по основным cтранам-поставщикам и рабочим объемам двигателей приводится ниже (шт.):
I | II | III | IV | V | VI | VII | |
Всего | 156289 | 91541 | 2993 | 3401 | 17474 | 81562 | 353260 |
Континентальный Китай | 89340 | 20822 | 6 | 5 | 0 | 80791 | 190964 |
Тайвань | 66521 | 38275 | 7 | 0 | 0 | 508 | 105311 |
США | 3 | 337 | 98 | 219 | 12263 | 0 | 12920 |
Италия | 279 | 1867 | 198 | 765 | 1999 | 0 | 5108 |
ФРГ | 0 | 0 | 140 | 1062 | 2247 | 0 | 3449 |
Великобритания | 2 | 32 | 14 | 337 | 74 | 8 | 467 |
Примечание. I – 50 куб. см и менее, II – 51-250 куб. см, III – 251-500 куб. см, IV – 501-800 куб. см, V – 801 куб. см и более, VI – мотоциклы, не разнесенные по приведенным категориям, VII – итого.
В I полугодии 2011 г. продажи импортных мотоциклов в Японии сократились по сравнению с тем же периодом 2010 г., что связывают с последствиями мартовских природных катастроф. Исключение составили дорогостоящие брэнды Harley-Davidson, Ducati и Triumph.
Распространение в Японии электромотоциклов, которые рассматриваются в качестве следующего поколения этих двухколесных транспортных средств, в настоящее время тормозится такими факторами, как ограниченный пробег на одном заряде, возросшая масса и нехватка подзарядной инфраструктуры. В июне 2010 г. Yamaha начала практиковать лизинг электромотоцикла EC-03, а в декабре того же года предметом долгосрочной аренды стал и электромотоцикл EV-neo компании Honda. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)