Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: производство автомобилей в странах АСЕАН в последние годы

Более 90% производства автомобилей (легковых и грузовых) в 10 странах АСЕАН приходится на Таиланд, Индонезию и Малайзию; в 2010 г. их доля в общих продажах данных средств транспорта (здесь и далее – по количеству) составила 86%. На тысячу жителей в государствах ассоциации приходится в среднем 44 легковых автомобиля, тогда как в ФРГ, например, – 509, КНР – 30 и Индии – 12.

В 1998-2010 гг. производство автомобилей в АСЕАН ежегодно росло в среднем на 18%, а их продажи – на 14%. Согласно прогнозам “Deutsche Bank Research”, за 2011-2015 гг. парк легковых машин в регионе увеличится почти до 40 млн. шт., при этом их продажи будут повышаться более чем на 10% в год. К 2020 г. число указанных машин на дорогах АСЕАН может достигнуть 55 млн., а средняя плотность их парка превысит 80 шт. на тысячу жителей.

Ежегодные продажи легковых машин в странах АСЕАН в 2011-2020 гг. составят в среднем свыше 3,7 млн. шт., а производство всех автомобилей к 2020 г. удвоится и превысит 6 млн. шт.

В АСЕАН грузовые машины занимают на автомобильном рынке более важное место, чем в развитых странах: в 2010 г. на них приходилось около 46% всего производства автомобилей и 36% их продаж, тогда как, например, в ФРГ – соответственно 6 и 8%. В Таиланде оба названных показателя превышали 50%; в этой стране пикапы классифицируются как грузовые машины и традиционно облагаются меньшим налогом, чем обычные легковые автомобили.

Малайзия занимает в регионе первое место по плотности парка легковых машин. Тем не менее она все еще уступает по этому показателю восточноевропейским странам – членам ЕС и намного отстает от западных развитых государств. Второе место по плотности парка в АСЕАН принадлежит Сингапуру, но его отставание от Малайзии весьма значительное. Это объясняется тем, что покупка и эксплуатация легковых автомобилей обходится там дороже и тормозится, в частности, необходимостью получения ряда дорогостоящих лицензий. Кроме того, в Сингапуре хорошо развит общественный транспорт, что также не располагает к покупке машины.

В 2009 г. под влиянием последнего мирового кризиса производство автомобилей в АСЕАН сократилось на 22,6%, а продажи – на 11%. Но последовавший за спадом подъем на данном рынке оказался таким сильным, что уже в 2010 г. были превышены предыдущие рекордные показатели по производству и продажам (соответственно на 15% и 19%). Этот бум частично стимулировался правительственными льготами на покупку легковых машин.

Начавшийся подъем продолжился и в текущем году: в первые семь месяцев производство и продажи автомобилей в АСЕАН увеличились по сравнению с тем же периодом 2010 г. соответственно на 4% и 8%, при этом в апреле-июне на приведенных показателях отрицательно сказались последствия катастрофического землетрясения в Японии. В частности, были нарушены регулярные поставки из этой страны промежуточной продукции на находящиеся в АСЕАН автомобильные заводы японских компаний, что привело к некоторым простоям в производстве. Учитывая временный характер данных трудностей, можно, по мнению экспертов Deutsche Bank Research, предположить, что за весь 2011 г. увеличение выпуска и продаж новых автомобилей в рассматриваемом регионе выразится в процентном выражении двузначными цифрами, при этом в Индонезии и Таиланде оно будет больше, чем в Малайзии и на Филиппинах, сильнее других стран пострадавших от последствий японского землетрясения. В 2012 г. прирост уменьшится до однозначного числа, хотя и достаточно высокого.

Роль АСЕАН в мировом автомобилестроении существенно возросла. В 2010 г. в ассоциации было произведено и продано автомобилей больше, чем, например, в России или Великобритании. Доминируют на региональном автомобильном рынке японские компании. Их доля в производстве и продажах новых автомобилей в Индонезии и Таиланде превышает 80%; в менее крупных странах АСЕАН она также достаточно высока. Проникновение Японии на указанный рынок было, в частности, облегчено наличием целой серии ее торговых соглашений с отдельными странами ассоциации.

Единственным государством АСЕАН, где национальные продуценты занимают более прочные позиции, чем японские, является Малайзия; удельный вес марок Perodua и Proton в общем производстве и продажах автомобилей на малайзийском рынке составляет 60%. Созданию этих брендов способствовало правительство Малайзии, оно и сегодня защищает их от иностранной конкуренции высокими импортными пошлинами. За пределами данной страны Perodua и Proton популярностью не пользуются.

В Сингапуре, Вьетнаме и на Филиппинах значительная доля в продажах автомобилей принадлежит южнокорейским продуцентам, однако в местном производстве этих транспортных средств их удельный вес незначителен. Роль европейских и американских компаний на автомобильном рынке АСЕАН невелика: их доли в общем производстве и продажах там автомобилей измеряются в процентном выражении низкими однозначными цифрами. Правда, в сегменте машин класса “люкс” (пока незначительном по продажам) указанные компании представлены в большей степени.

Расширению в ближайшие годы спроса на автомобили в рассматриваемом регионе должны способствовать благоприятные экономические условия, растущие доходы и численность населения, а также высокий отложенный спрос, обусловленный низкой плотностью парков легковых автомобилей. Кроме того, в странах АСЕАН предпринимаются активные усилия по развитию автомобильной инфраструктуры, что будет содействовать росту популярности частного транспорта. Например, к 2020 г. в регионе намечено осуществить 23 приоритетных проекта, которые предусматривают модернизацию автомобильных трасс общей протяженностью 38 тыс. км.

Ожидается, что выше средних по АСЕАН будут темпы роста продаж автомобилей в тех странах региона, где наблюдаются наиболее сильный экономический подъем, высокий отложенный спрос и либерализация экономики; к таким странам эксперты относят Вьетнам и Индонезию. Подобный сценарий предсказывается также для “молодых” и все еще очень бедных стран АСЕАН (например, Камбоджи и Лаоса), но объемы производства в автомобилестроении этих стран незначительны. В любом случае через 10 лет крупнейшими автомобильными рынками в ассоциации останутся Индонезия, Таиланд и Малайзия.

В ближайшие годы в продажах легковых автомобилей в странах АСЕАН будут преобладать мало- и среднегабаритные машины, так как большинство покупателей (включая тех, кто приобретает автомобиль впервые) не могут позволить себе покупку дорогостоящих моделей. Высокий спрос прогнозируется также в отношении пикапов и мини-автобусов, используемых для личных и коммерческих целей. Будут расти и продажи машин, относящихся к классу “люкс”.

Что касается производства автомобилей в АСЕАН, то оно к 2020 г. увеличится в 2 раза, и лидерами в отрасли будут по-прежнему Таиланд, Индонезия и Малайзия. Сократится отставание от названных стран у Вьетнама, чему будут способствовать низкая в этом государстве заработная плата, благоприятное географическое положение и либерализация экономики.

Рост производства автомобилей в странах ассоциации будет обусловлен расширением внутреннего спроса, а также высокими импортными пошлинами (80% в Таиланде, 40% в Индонезии), дополнительными налогами на ввозимые иностранные машины и обязательным для заграничных продуцентов использованием местных компонентов, что побуждает их к созданию в АСЕАН собственных производственных мощностей (в Индонезии пошлина на машинокомплекты для сборки составляет только 10%). Привлекает иностранных инвесторов и возможность поставлять в будущем продукцию с их построенных в АСЕАН заводов на другие рынки.

Как уже указывалось, к концу текущего десятилетия производство автомобилей в АСЕАН может возрасти в 2 раза – до 6 млн. шт. Если перечисленные выше факторы должны способствовать этому росту, то препятствия к развитию городской автомобильной инфраструктуры будут действовать в обратном направлении. Многие города в регионе уже сейчас хронически перенаселены, и если двухколесные транспортные средства будут во все возрастающей степени заменяться легковыми машинами, то без соответствующих корректирующих мер ситуация еще более обострится (в 2010 г. двухколесных средств транспорта в АСЕАН было продано в 6 раз больше, чем легковых автомобилей).  Решать проблему с городскими транспортными пробками эксперты Deutsche Bank Research предлагают с помощью строительства платных дорог, введения ограничительного парковочного режима или даже временного запрета на пользование автомобилями. Покрытия дорог, находящихся за пределами городов, довольно плохие, что объясняет широкое использование пикапов и полноприводных машин.

Еще одним препятствием к расширению автомобилизации в странах АСЕАН может стать рост цен на топливо. В настоящее время в ряде государств региона стоимость бензина и дизельного топлива невысока благодаря низким налогам и/или наличию собственных месторождений нефти (как, например, в Малайзии и Брунее), но в дальнейшем жидкое топливо должно дорожать, что не будет стимулировать покупку машин домашними хозяйствами с небольшими доходами.(БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version