Этот год не принесет российскому рынку грузовых автомобилей столь бурного роста продаж, как прошлый, пишут “Известия”. Если продажи и вырастут, то совсем незначительно – по разным оценкам, прибавка составит 2-8%. Эти цифры в разы хуже показателей 2011 г., когда в разных сегментах прибавка составила 22-64%.
О серьезном замедлении темпов роста говорят, в частности, эксперты консалтинговой компании “АСМ-холдинг”. Продажи на “большом рынке” (от легкого коммерческого транспорта, например “Газелей”, до тяжелых грузовиков) увеличатся на 2,4-5,4%, полагают они. Серьезного роста продаж грузовой техники не предвидится, скорее всего он окажется в пределах 5% к 2011 г., согласен исполнительный директор “Автостата” Сергей Удалов.
В прошлом году продажи грузовиков росли в разы быстрее. Для автомобилей с полной массой 6-16 т прибавка составила 22% (9,3 тыс. против 7,7 тыс. в 2010 г.). Сбыт машин тяжелее 16 т вообще подскочил на 64% (29,4 тыс. по сравнению с 18 тыс. в 2010 г.), посчитали в АЕБ. Впрочем, этот отчет не дает полной картины рынка – в нем отсутствуют данные о продажах марок Iveco, Volvo и “КАМАЗ”. КАМАЗ, кстати, рассчитывает на неплохие результаты и в этом году. Компания намерена выпустить 48,6 тыс. автомобилей против 45,2 тыс. в 2011 г., что означает рост на 7,5%.
Министерство промышленности и торговли, определяющее госполитику в автомобилестроении, свою оценку состояния рынка и что ждет его после вступления России в ВТО летом не раскрывает. “Меры господдержки будут, мы работаем над этим, и это будет не только программа утилизации. Более комментировать не могу”, – лаконично прокомментировал перспективы рынка грузовиков директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов.
В ведомстве еще не завершены “внутренние совещания” по поводу прогнозов на 2012 г., уточнили в пресс-службе министерства.
Последний доступный прогноз российского рынка грузовиков на 2012 г. содержится в “Стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 г.”, подготовленной Минпромторгом еще в 2010 г. Согласно ей, ожидается, что в этом году в России будет продано 68 тыс. грузовиков как отечественного, так и зарубежного производства.
Российские автокомпании рассчитывают и дальше использовать свое главное преимущество перед заморскими конкурентами – невысокие цены. “Российский рынок большегрузных полноприводных автомобилей довольно стабилен, – говорит представитель Группы “ГАЗ”, куда входит и “Урал”. – Российские производители грузовых автомобилей имеют конкурентное преимущество по цене”.
Однако вступление России в ВТО, несмотря на усилия чиновников по смягчению последствий, не сможет не отразиться на рынке. “После вступления в ВТО произойдет резкое падение пошлин, для российских игроков начнется жесткая конкуренция. Зато снижение пошлин – это позитивный момент для иностранных игроков”, – говорит руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев.
В этом же году, по его словам, продажи грузовиков могут неплохо вырасти за счет спроса в развивающихся отраслях вроде добывающей и строительной. Если не ударит новая волна глобального экономического кризиса. (Trans-Port.com.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)