Мировой рынок вертолетов оценивается почти в $100 млрд. По оценке консалтинговой компании Forecast International, емкость рынка военных многоцелевых средних и тяжелых вертолетов в ближайшие 10 лет составит $92,3 млрд. В 2010-2019 гг. в мире будет произведено и поставлено заказчикам 4319 вертолетов единичной массой более 6,8 т.
По данным Forecast International, в среднесрочной перспективе рынок средних и тяжелых вертолетов ожидает стремительный рост. Мировое производство вертолетов вырастет с 391 ед. в 2010 г. до 500 ед. в 2014 г. Но начиная с 2015 г. объемы производства будут сокращаться, и в 2019 г. будет произведено всего 376 вертолетов. Причиной сокращения производства и поставок военных вертолетов в период 2015-2019 гг. станет прекращение действия программ по обновлению парка военно-транспортных вертолетов в Великобритании, США и Индии.
По данным Forecast International, наибольшим спросом в мире будут пользоваться вертолеты американских компаний Sikorsky и Boeing, европейских AgustaWestland, Eurocopter и Fokker и российского холдинга “Вертолеты России”. В прошлом году руководство “Вертолетов России” объявило, что в 2009-2010 гг. холдинг поставил заказчикам из стран Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки 50 вертолетов Ми17, а до 2015 г. в указанные регионы будет поставлено еще 100-120 вертолетов.
Накануне распада СССР гражданский вертолетный парк Украины составлял примерно 500 ед. За 20 лет он сократился более чем вдвое и сейчас, согласно данным “Мотор Сичи”, составляет до 220 единиц (не считая силовых ведомств). На 2/3 он состоит из машин советского производства и является достаточно многомодельным более 30 типов. Из них лишь около 6% составляют машины украинского производства или комплектации. Понятно, что такая структура затрудняет нормальное функционирование и ремонт парка.
К тому же существующий парк вертолетов по массе очень отличается от типичного распределения в мире. В мире наиболее распространены легкие модели, которых в Украине явно недостаточно. По данным журнала “Технологические системы”, в начале 2011 г. 78% мирового вертолетного парка составляли машины массой до 3,5 т, 18% – 3,5-20 т и всего 4% – массой 20 т и более, а в Украине на долю вертолетов массой до 3 т пришлось всего 33% парка, 3-6 т – 43% и 6-12 т – 24%.
Согласно имеющимся оценкам, в украинском вертолетном парке преобладают машины возрастом 20 лет и более таковых насчитывается в общей сложности 64% (в т. ч. 22% имеют возраст более 30 лет); на долю машин возрастом до 3 лет приходится всего 9%, 3-9 лет – 8%, 10-19 лет – 19%. Поэтому в ближайшее время появится задача замены подавляющего большинства украинских вертолетов на новые. Вопрос о внутреннем производстве поднимается сейчас на самом высоком уровне, но в ближайшие годы, видимо, более реальным путем будет их импорт. По оценкам УкрНИИАТ, только спрос на пожарные, общехозяйственные и сельскохозяйственные вертолеты (не считая милиции, МЧС и других силовых ведомств) может составлять до 300 машин, что эквивалентно почти 10% мирового объема поставок вертолетов (по данным журнала “Технологические системы” 4 тыс. шт. в ближайшие 5 лет).
Программа создания украинского вертолета нового поколения уже принималась, в частности в рамках общей Программы развития авиастроения на 2001-2010гг., но дала скромные результаты из-за отсутствия нормального финансирования. В 2010 г. на уровне профильных комитетов Верховной Рады был поднят вопрос о программе создания собственно легких вертолетов, что и было поручено Министерству промышленной политики. Если Программа заработает (что потребует ассигнований в сумме до $200 млн.), появится возможность выпустить до 2020 г. 200 вертолетов. Возможен и упрощенный вариант развития местного вертолетостроения взять за основу тотальную модернизацию существующих моделей, что обойдется вдвое дешевле (до $100 млн.).
Аналогичная программа в России предусматривает на порядок больший размах. Согласно Программе развития гражданской авиатехники на 2001-2015 гг., предусмотрено производство 2200 вертолетов с финансированием работ на уровне $2,7 млрд. (вся программа предусматривает финансирование в $6 млрд.).
Главными исполнителями Программы, очевидно, будут запорожские предприятия “ИвченоПрогресс” и “Мотор Сич”, а также концерн “АвиаВоенРемонт”. К выполнению украинской Программы планируется привлечь около 10 профильных предприятий, в основном государственных. Это конотопский “Авиакон” (ремонт и сборка вертолетов), Луганский авиаремонтный завод, киевское ГП “Завод 410 ГА” (сборка), Севастопольский и Винницкий авиазаводы (капитальный ремонт), запорожское ОАО “Углекомпозит” (углепластиковые изделия), УкрНИИАТ (НИОКР). К ней также могут быть привлечены опытные производства институтов НАНУ, например Института химии поверхности (стеклопластиковые конструкции), Института высокомолекулярных соединений (спецпластмассы), Института физической химии, Института физики полупроводников и др.
В случае удачного функционирования Программы удастся выпустить до 200 легких вертолетов стоимостью до $400 млн., а чистая прибыль предприятий от их реализации составит не менее $20 млн., что обеспечит двукратный рост зарплат работников отрасли и создание новых рабочих мест. В различные бюджеты в этом случае может быть перечислено свыше $130 млн.
Возможны три варианта развития Программы, и в каждом стоимость одного вертолета составит $2 млн. В самом простом модернизация действующих моделей, до уровня безубыточности надо продать лишь 20 вертолетов, т. е. проект окупится за два года. При более сложном варианте разработке отечественного вертолета улучшенной конструкции параметры окупаемости удваиваются (надо продать 50 шт. за 4 года). В самом сложном варианте предусматривается создание производства полного цикла на основе местных комплектующих. Это потребует срока окупаемости до 7 лет и продажи не менее 70 шт. для покрытия расходов.
Пока что проектом предусмотрено, что госбюджет возьмет на себя лишь половину расходов (примерно $30-100 млн. в зависимости от уровня сложности проекта), а остальное (до $70 млн.) придется добирать кредитами.
Особое место занимают перспективы производства боевых вертолетов. Заказ на 15-20 машин предоставлен Конотопскому авиаремонтному заводу “Авиакон” (занят в основном модернизацией вертолетов “Ми”) начиная с 2012 г., после визита в Сумскую область премьерминистра. Планируется, что машина будет оснащена только украинскими комплектующими, в частности двигателями от “Мотор Сичи”. К 2015 г. предприятие может утроить годовой оборот до 1 млрд. грн. Пока же между “Авиакон” и “Мотор Сич” при посредничестве Сумской областной государственной администрации подписан Меморандум о сотрудничестве. По мнению руководства завода, предприятие давно готово к выходу на новый уровень, для чего есть оборудование, ресурсы и специалисты.
В свою очередь, предприятие “Мотор Сич” намерено создать на базе Винницкого авиазавода полноценное производство вертолетов. Эта идея поддерживается Винницкой областной администрацией. По словам руководства предприятия, уже разработан проект среднего многоцелевого вертолета взлетной массой 4,5-5 т, в основном для нужд силовых министерств.
При оптимистичном варианте развития к 2015 г. на Украине может производиться 40-50 вертолетов ежегодно, что может обеспечить реальный выход на мировые рынки.
Таким образом, быстрое налаживание производства украинских вертолетов может принести немалые прибыли на фоне ожидаемого кратковременного роста рынка. Одновременно это решит проблемы обновления собственного парка, необходимость в котором давно назрела. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)