Машиностроение Украины и мира

Германия: влияние сырьевого сектора на развитие промышленности

Текущее повышение цен на сырьевые товары необходимо рассматривать не просто как фактор циклического развития экономики, а как свидетельство изменений в мировой экономической структуре, отмечают эксперты исследовательского отдела Deutsche Bank (DB), подготовившие доклад на эту тему. Так, резкое повышение цен на сырье, начавшееся до 2008 г. и имевшее положительное влияние на хозяйственную конъюнктуру стран с формирующимися рынками, по их мнению, имеет долгосрочные последствия и в будущем приведет к структурному повышению мирового спроса на сырьевые товары. В развивающихся странах и государствах с формирующимися рынками проживает более 85% населения Земли, однако на их долю приходится лишь примерно половина годового мирового потребления нефти и 3/4 потребления стали. Еще одним фактором, способствующим повышению спроса на сырьевые товары, является рост населения Земли, численность которого, согласно прогнозам, в долгосрочной перспективе увеличится на 2,3 млрд. человек и к 2050г. достигнет 9,1 млрд. К тому же, все более значительная часть населения земли постепенно выходит из состояния нищеты и поэтому спрос на товары, при производстве которых используется сырье, растет.

Мировой спрос на сырьевые товары, по оценке DB, постоянно увеличивается – с 10 млрд. т в XIX в. до 30 млрд. в 1975 г. и более 60 млрд. в последние годы. Потребление сырья увеличилось с 4,4 т на душу населения в год в позапрошлом веке до 9,2 т в последнее время.

Структура производственных издержек в промышленности ФРГ находится в состоянии сдвига. Со времени объединения страны доля издержек на рабочую силу в начале 1990-х годов имела тенденцию к снижению, в то время как доля материальных затрат (особенно на электроэнергию) увеличивалась. Относительно высокая стоимость труда в Германии стимулировала повышение эффективности использования рабочей силы. С конца 1990-х годов цены на сырьевые товары (и, как следствие, цены на промышленные материалы и энергоносители) значительно повысились.

Валовая стоимость производства в машиностроении ФРГ в период 1995-2008 гг. увеличилась на 81% до 238 млрд. евро. В результате рецессии данный показатель сократился до 181 млрд., снизились цены на сырьевые товары. Резко изменилась ценовая структура: материальные затраты сократились, в то время как издержки на рабочую силу увеличились. Тем не менее в целом тенденция к повышению материальных затрат и снижению издержек на рабочую силу продолжается.

Доля материальных затрат (исключая затраты на энергоносители) возросла с 37,8% в 1995 г. до 41,7% в 2009 г. Доля затрат на энергоносители в указанный период оставалась неизменной и составляла 1%. Доля издержек на рабочую силу сократилась с 32,8% до 28% соответственно. Немецкие машиностроительные компании выпускают широкий ассортимент продукции, которая экспортируется во многие страны мира. Около 30 секторов данной отрасли поставляют свои изделия автомобилестроительным, текстильным компаниям, фирмам по производству одежды и многим другим. Успех этой отрасли, отмечают германские эксперты, во многом связан с тем, что она имеет хорошо развитую сырьевую базу.

Обычно общее машиностроение считается сектором, не имеющим тесной зависимости от сырья, так как в процессе производства используются не первичные, а уже обработанные сырьевые материалы. Так, важную роль в производственном процессе отрасли играет высококачественная сталь, произведенная из железной руды. Большое значение имеют также другие сырьевые материалы из группы цветных металлов (особенно алюминий, медь, никель, цинк, титан). Машиностроительная отрасль является важным партнером сырьевых отраслей промышленности. Например, она оснащает оборудованием угледобывающие компании. Структура затрат машиностроения, по мнению германских экспертов, будет продолжать изменяться. Учитывая растущую конкуренцию на мировом рынке (прежде всего со стороны китайских компаний), немецкие машиностроительные фирмы должны будут выпускать только высококачественную продукцию, при производстве которой требуется использование высококлассных сырьевых материалов.

Электротехническая промышленность Германии подразделяется на два основных сектора: производство компьютеров, электроники, оптики и производство электрооборудования. Электротехническая промышленность является трудоемкой отраслью. В 2009 г. доля издержек на рабочую силу в общем объеме издержек отрасли составила 26,9% (в 1995 г. – 30,4%), в то время как в германской промышленности в целом данный показатель в среднем был равен 19,8%. Доля энергозатрат отрасли в 1995 г. составляла 0,9%, в 2009 г. – 1%. Доля материальных затрат электротехнической промышленности возросла с 33,7% в 1995 г. до 37,8% в 2009 г.

Электротехнические компании выпускают широкий ассортимент продукции, включая компьютерные чипы, бытовую электронику, электромоторы, аккумуляторы, поэтому они используют большое разнообразие сырьевых товаров. В этом секторе в процессе производства применяются не только такие обычные металлы, как алюминий, медь, но и редкоземельные (например, неодим, необходимый для производства паровых турбин), а также благородные металлы (например, платина).

Электротехнические компании, подчеркивают эксперты, могут не только сами сократить материальные издержки, но и способствовать снижению потребления материалов и энергии покупателями их продукции. Электротехническая промышленность является поставщиком многих компонентов для производства оборудования, используемого для получения электричества из возобновляемых источников энергии (например, ветровых турбин, солнечных панелей).

Относительно низкая доля материальных затрат в общем объеме затрат электротехнической промышленности, делают вывод германские эксперты, свидетельствует о слабой зависимости данного сектора от сырьевых материалов. Однако при производстве некоторых видов продукции компаниям данной отрасли необходимо использовать некоторые виды металлов, что может привести к риску возникновения проблем с поставками. Стоимость редкоземельных металлов, которые применяются во многих технологических процессах в отрасли и способствуют экономии энергии, как ожидают, останется высокой.

В 2009 г. доля материальных затрат в общем объеме затрат автомобилестроительной промышленности ФРГ была самой высокой из всех секторов германской экономики (55% против 46,7% в 1995 г.). Затраты на электроэнергию (0,9%) и издержки на рабочую силу (17,2%) были относительно низкими.

Одним из способов снижения материальных затрат, по мнению экспертов DB, является увеличение выпуска малолитражных автомобилей, которые к тому же позволяют владельцам резко снизить потребление топлива. В процессе производства малолитражных автомобилей автомобилестроительные компании заменяют сталь другими, более легкими материалами, например легкими сплавами, пластиком, техническим текстилем. Некоторые из вышеназванных материалов уже используются при производстве шасси во многих традиционных автомобилях. Однако производство сверхлегких частей для автомобилей ограничено, так как является высокозатратным в связи с тем, что при этом часто используется ручной труд.

Как подчеркивают эксперты DB, по-прежнему сохраняется много возможностей снижения веса традиционного материала, используемого в этой отрасли, – стали. Более легкая сталь позволяет изготавливать более тонкие листы и более легкие части шасси с такой же или даже большей прочностью. Благодаря использованию более легкой стали удается снизить ее количество, применяемое в производстве автомобилей. Автомобилестроительные компании постепенно начинают использовать в процессе производства “сэндвичи”, т. е. тонкие листы стали вместе с пластиком, что позволяет существенно удешевить производство. Замена двигателей внутреннего сгорания электрическими моторами способствует снижению выбросов углекислого газа и ослаблению зависимости отрасли от нефти. Однако при производстве электрических моторов используются цветные металлы, процесс выработки которых требует больших затрат энергии.

В последние годы в германской промышленности все чаще находит применение вторичное сырье, изготовленное из уже использованных материалов (например, старых газет, сданных на лом автомобилей). Так, по данным Федерации германской промышленности, почти 45% материалов, использованных сталелитейной отраслью в 2006 г., приходилось на долю вторичного сырья. Пропорция пластиковых отходов, применяемых вторично в промышленности, по данным DB, еще больше. Использование вторичного сырья позволяет снизить расходы компаний.

Таким образом, делают вывод германские эксперты, промышленность ФРГ находится в довольно тесной зависимости от сырья, поэтому рост цен на сырьевые товары окажет влияние на положение в различных ее отраслях. Промышленные компании, подчеркивают эксперты, должны продолжать активно проводить политику, направленную на экономию материалов и повышение эффективности производственного процесса. Необходимо, отмечают они, чтобы германские предприятия могли лучше приспосабливаться к таким ситуациям, как повышение цен на энергоносители и металлы. Например, автомобилестроительные компании должны сосредоточить свои усилия на производстве автомобилей с низким потреблением топлива.  Расширение участия ведущих развивающихся стран в деятельности международных сырьевых рынков и возможные перебои в поставках сырья, связанные с политическими проблемами, повышают необходимость тесного сотрудничества в этой области правительств разных стран. По мнению германских экспертов, это является единственным способом обеспечения безопасности сырьевой базы в долгосрочной перспективе. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version