Машиностроение Украины и мира

Иран: автомобильная промышленность, 2010-2011 годы

По данным Ассоциации автомобилестроителей Ирана, в 1389 иранском году (21 марта 2010 г. – 20 марта 2011 г.) в Иране произведено 1,4 млн. автомобилей. Затраты иностранной валюты для обеспечения производства указанного количества автомобилей составили около $3 млрд., однако в случае импорта готовых автомобилей соответствующие расходы составили бы $13-14 млрд. Таким образом, благодаря производству автомобильной техники на местных предприятиях сэкономлено около $10 млрд. валютных средств. Продажи продукции автомобилестроительной отрасли страны в 1389 иранском году достигли 200 трлн. риал. ($20 млрд.).

Согласно прогнозу Министерства промышленности и рудников Ирана, в текущем 1390 иранском году (21 марта 2011 г. – 20 марта 2012 г.) в стране будет выпущено 1,75 млн. автомобилей всех типов, освоено производство 110 новых моделей.

Улучшение качества продукции, достижение самодостаточности отрасли, развитие НИОКР, изменения в коммерческой политике, совершенствование управления отраслью и повышенное внимание к экспорту автомобилей являются основными предпосылками для производства в 2021 г. 3 млн. машин (согласно программе Vision-2021), в том числе 120 тыс. коммерческих автомобилей, 25% из которых будут поставляться на экспорт.

В настоящее время на автомобилестроительный сектор приходится около 20% совокупной стоимости промышленной продукции и 3,7% ВВП страны.

Согласно данным Международной ассоциации автомобилестроителей (OICA), Иран вошел в число пяти глобальных производителей автомобилей с наибольшим приростом выпуска в 2009 г. (9,5%), заняв 5-ю строчку рейтинга после КНР, Тайваня, Румынии и Индии.

По данным OICA, в 2010 г. в Иране произведено 32929 тяжелых грузовых автомобилей, что на 13% больше по сравнению с 2009 г. Среди азиатских стран Ирану принадлежит пятое место после КНР, Индии, Индонезии, Японии и Республики Корея по производству тяжелых грузовиков, а в мире в целом – 14-е.

Если в 1387 иранском году выпуском микроавтобусов занимались только две компании – Iran Khodro и Zamiad, то в следующем их выпуск наладили также компании Saipa Diesel и Bahman. Производством автобусов в Иране занимаются 8 компаний, а мини-вэнов – 4 компании.

В настоящее время в Иране насчитывается более 2 тыс. компаний, занимающихся производством автомобильных деталей и агрегатов с совокупным числом занятых 700 тыс.

В 2010 г. правительство Ирана продало на Тегеранской фондовой бирже 18%-ную долю в капитале крупнейшей автомобилестроительной компании страны Iran Khodro, в результате чего смогло выручить $430 млн., а также 18%-ный пакет акций второго по величине производителя автомобилей – Saipa фонду работников компании за $1,6 млрд.

Вместе с тем некоторые западные компании под давлением введенных против Ирана экономических санкций уходят из автомобильной промышленности страны. Корпорация Daimler AG планирует избавиться от своего 30%-ного участия в капитале СП Iranian Diesel Engine Manufacturing, которое является дочерним предприятием иранского Iran Khodro Diesel. Кроме того, Daimler планирует отказаться от поставок гражданских легковых автомобилей в Иран.

Суммарная проектная мощность 12 иранских заводов коммерческих автомобилей составляет до 150 тыс. шт., однако на деле они выпускают менее 20 тыс. шт. в год.

Согласно закону, срок эксплуатации тяжелых грузовых автомобилей в Иране не должен превышать 25 лет, однако из-за отсутствия льготных банковских кредитов на дорогах страны можно встретить грузовики, выпущенные 45 лет назад. Всего в Иране находится в эксплуатации около 300 тыс. грузовых автомобилей, 91,5 тыс. из которых относятся к числу изношенных и подлежащих замене.

Согласно иранской программе Vision-2021, в 2021 г. 50% производства автомобилей всех типов будет приходиться на национальные брэнды; выпуск автомобильных комплектующих и запчастей в указанном году составит $25 млрд., а экспорт – $6 млрд. Для того чтобы разнообразить продукцию и успешно конкурировать на международных рынках, автомобилестроители нуждаются в 30 трлн. риал. (около $3 млрд.) кредитных средств.

На будущий год запланировано выпустить четыре новые базовые платформы и 21 модель легковых автомобилей; автомобилестроители прилагают усилия к тому, чтобы сократить сроки проектирования новых платформ до трех лет.

Министр промышленности и рудников А. А. Мехрабиян высказал в адрес автомобилестроителей ряд критических замечаний и, в частности, заявил, что основные претензии потребителей по-прежнему связаны с качеством автомобилей и их послепродажным обслуживанием.

Комитет по стратегическому развитию автомобильной промышленности Ирана в октябре 2010 г. одобрил цели отрасли, согласно которым страна будет стремиться стать к 2025 г. первой по масштабам выпуска автомобилей в регионе, 5-й – в Азии и 11-й – в мире. Наиболее важными из этих целей являются ежегодное производство 2 млн. легковых автомобилей для внутреннего рынка и еще 1 млн. – для глобальных продаж, выпуск по меньшей мере до 50% продукции под национальными брэндами, а также изготовление ежегодно 120 тыс. коммерческих автомобилей (90 тыс. для внутреннего рынка и остальное – на экспорт).

Особая роль в осуществлении целей документа “Стратегия развития автомобильной промышленности до 2025г.” возлагается на крупнейшего в Иране продуцента различной автомобильной продукции – компанию Iran Khodro Co (IKCO) и на вышестоящую госструктуру – Орга-низацию развития и модернизации промышленности Ирана (Industrial Development & Renovation Organization of Iran – IDRO).

Производство автомобилей в Иране в I полугодии 1390 иранского года (21 марта – 22 сентября 2011 г.) составило почти 769 тыс. шт., что на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, производство коммерческих автомобилей сократилось на 12,1% до 17,5 тыс. ед. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (19970 ед.). При этом производство грузовых автомобилей и фургонов сократилось на 12,6% до 14635 ед., микроавтобусов и средних автобусов – на 13,4% до 1613 ед., больших автобусов – на 4,5% до 1302 ед.

Производство автомобилей в Иране в I полугодии 1390 иранского года

I II
Всего 768984
Легковые  
 Pride Nassim, Pride Seba 112441
 Pride Nassim, Pride Seba (двухтопливные) 53767
 Peugeot 206 78265
 Peugeot 405, в т. ч. инжекторные и двухтопливные 74587
 Samand 66733
 Tondar 90 (Renault Logan) 38583
 Peugeot Pars 16808
 Tiba 14436
 Peugeot 207 6178
Пикапы 87264
Грузовые 14635
Микроавтобусы 1613
Автобусы 1302

Примечание. I – типы и модели автомобилей, II – шт.

Источник: IRIB News со ссылкой на Министерство промышленности и рудников Ирана.

За восемь месяцев текущего 1390 иранского года (21 марта – 21 ноября 2011 г.) в Иране, согласно официальным статистическим данным, произведено 1092,3 тыс. автомобилей различных марок, что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство легковых автомобилей за указанный период выросло на 6,3% по сравнению с прошлогодним показателем до 942,3 тыс. шт., пикапов – сократилось на 1% до 124134 шт., микроавтобусов – выросло на 1,4% до 2268 шт., автобусов – сократилось на 20% до 1632 шт., грузовиков, автофургонов и тягачей также сократилось на 9,2% до 20,8 тыс. Также произведен 471 мини-вэн и 92 автомобиля скорой медицинской помощи.

Iran Khodro – крупнейшая иранская автомобилестроительная компания, основанная в 1962 г. братьями А. и М. Хайями, со штаб-квартирой в Тегеране. Она является также крупнейшим производителем автомобилей (легковые и грузовые, а также автобусы) на всем Ближнем и Среднем Востоке, имеет СП с французскими компаниями Renault и Peugeot, а также с южнокорейской Hyundai Motor, японской Suzuki Motor и рядом китайских компаний.

В 1390 иранском году автомобилестроительная группа (АГ) Iran Khodro Company (IKCO) планирует выпустить и поставить на рынок 850 тыс. легковых автомобилей. В среднем ежесуточно выпускается 3,1 тыс. автомобилей. К декабрю 2011 г. производство автомобилей Peugeot-206 выросло с 720 до 820 ед. в день и к концу текущего иранского года (к 20 марта) должно достигнуть 1 тыс. ед. в сутки.

Планами компании предусматривается повышение эффективности производства, снижение производственных расходов и максимальное удовлетворение потребностей рынка. В прошлом году группе удалось занять около 1/2 автомобильного рынка страны, около 35 тыс. автомобилей Samand было экспортировано, что составляет 30% всего объема производства данной модели. Планируется экспортировать более 600 тыс. машин к концу 2016 г. Крупнейшими импортерами ее продукции в настоящее время являются Россия, Сирия, Турция, Ирак, Украина и Египет.

В 1389 иранском году IKCO произвела на 7,9 тыс. автомобилей больше, чем ее ближайший конкурент – АГ Saipa. Объем производства легковых и коммерческих автомобилей разных марок составил 765647 шт., в том числе 755555 легковых и пикапов и 10092 коммерческих автомобиля. В указанном году корпорация пустила в эксплуатацию два новых автосборочных завода в пров. Мазанадаран и Фарс, где в первый год освоили выпуск 15 тыс. и 10 тыс. легковых машин соответственно. На предприятиях IKCO производятся легковые автомобили, внедорожники, пикапы, грузовые автомобили, автомобили скорой помощи, микроавтобусы и автобусы, пожарные машины.

В текущем 1390 иранском году корпорация планирует увеличить выпуск продукции на более чем 13% до 850 тыс. машин. В 2014 г., согласно стратегическому плану корпорации, производство легковых автомобилей должно превысить 1 млн., а в 2025 г. – 1,5 млн., тогда как на экспорт будут предназначены соответственно 16% и 30% совокупного выпуска легковых автомобилей. Для расширения производства легковых машин в компании будут реализованы 38 инвестиционных проектов.

К концу текущего 1390 иранского года (20 марта) компания намерена освоить выпуск легковых машин Runna, производство которых составит 150 тыс. ед. ежегодно на иранских и зарубежных заводах (в первый иранский год – 15-20 тыс. шт.). На иностранные рынки будет приходиться 25% продаж этой модели.

Массовое производство автомобилей Runna с двигателем EF4 начнется в 2012 г. В 2013 г. планируется выпустить 40 тыс. автомобилей, в 2014 г. – 55 тыс., в 2015 г. – 95 тыс. Названный автомобиль полностью спроектирован специалистами компании Iran Khodro.

Другая модель – Dena отвечает всем европейским стандартам безопасности и защиты окружающей среды. На внутренний и международный рынки она поступит в 2012 г., когда планируется выпустить 35 тыс. автомобилей, в 2013 г. выпуск составит 80 тыс., в 2014-2017 гг. – по 100 тыс. ежегодно. В зависимости от ситуации на рынке число выпускаемых автомобилей может быть увеличено. Около 15 тыс. автомобилей Dena ежегодно будут поставляться на экспорт, в основном на рынки стран СНГ, Турции, стран Восточной Европы, зоны Персидского залива, Африки, Юго-Восточной Азии и др.

Компания Saipa, 48% капитала которой владеет правительство Ирана, была основана в 1966 г. Штат ее сотрудников превышает 18 тыс. Она произвела в 1389 иранском году 650 тыс. автомобилей, имеет СП с французскими компаниями Renault и Citroen, а также с южнокорейской Kia Motors и японской Nissan Motor. Всего на предприятиях АГ Saipa, в состав которой входят компании Saipa, Saipa Diesel, Zamyad и Pars Khodro, выпущено в указанный период 757759 легковых и коммерческих автомобилей. В 1998 г. Saipa приобрела компании Iran Kaveh (в настоящее время Saipa Diesel) и Zamyad Co, в 1999-2000 гг. – 51% акций Pars Khodro Co.

В настоящее время на предприятиях АГ Saipa производится по 350 автомобилей компании Tondar-90 (Renault Logan) в сутки. Совместно с компаниями Kia (Республика Корея) и Citroen (Франция) также реализуются проекты по сборке и поставкам на иранский рынок новых автомобилей названных производителей. В настоящее время на пяти сборочных линиях группы ежесуточно производится по 2,5 тыс. автомобилей различных марок.

В ноябре 2011 г. генеральный директор компании по производству комплектующих – Saipa Yadak М. Х. Гярман заявил, что будущее автомобилестроения в стране вызывает определенную обеспокоенность и, если сегодняшнее состояние отрасли продолжится, ее постигнет участь иранской текстильной промышленности. По словам М. Х. Гярмана, производители автомобильных деталей и комплектующих находятся в затруднительном положении, поскольку повысились цены на все импортируемые материалы. Никакого контроля над этими ценами нет, а повышение цен на готовые местные автомобили запрещено. Он подчеркнул необходимость разработки новых упаковочных материалов для запасных частей и комплектующих компании Saipa, которые должны отличаться от упаковки других компаний, что необходимо для того, чтобы снизить вероятность использования торговой марки Saipa недобросовестными производителями.

На третьем месте после двух указанных групп по количеству произведенных автомобилей (более 54 тыс. шт. в 1389 иранском году) стоит АГ Bahman, выпускающая легковые автомобили, внедорожники, пикапы, микроавтобусы и автобусы. В производстве пикапов и легковых машин (Mazda-2 и Mazda-3) она сотрудничает с японской Mazda Motors. Компания инвестировала 3,5 млрд. риал. в новый завод в Ахвазе в южной части страны для производства пяти новых моделей. Первая очередь предприятия вступит в строй в 2012 г.

В ближайшие годы компания планирует выйти на ежегодный уровень производства 300 тыс. автомобилей. На автозаводе, который будет построен в пров. Хузестан при участии промышленной группы Bahman и одной из китайских компаний, предстоит создать новый брэнд иранского легкового автомобиля. Хузестан может стать третьим центром автомобилестроения в Иране. В настоящее время ведутся переговоры с несколькими китайскими компаниями по вопросам проектирования и производства нового легкового автомобиля.

С целью разработки новой платформы планируется создать совместную компанию, 40% акций которой будут принадлежать группе Bahman, 40% – китайским партнерам и оставшиеся 20% акций – Организации развития и модернизации промышленности Ирана – IDRO. Акции компании, которая займется производством нового автомобиля, будут распределены, по всей видимости, следующим образом: Bahman – 51% и китайская сторона – 49%. Мощность завода, который будет выпускать новый автомобиль, в конечном итоге должна составить 300 тыс. шт. в год. Возможно, в Хорремшехре также начнется производство около 4,5 тыс. седельных тягачей в год.

В общей сложности тремя названными группами за прошлый 1389 иранский год произведено 1574170 автомобилей, что составляет 97,5% выпущенных в стране автотранспортных средств. Прочие 2,5% приходились на машины (в основном китайских марок), собранные в Иране многочисленными мелкими автосборочными предприятиями.

За первые четыре месяца текущего 1390 иранского года (21 марта – 22 июля 2011 г.) Saipa произвела на 14086 автомобилей больше, чем АГ Iran Khodro, и на некоторое время получила, таким образом, титул крупнейшего производителя автомобилей в стране. Общее количество автомобилей, выпущенных группой Saipa, достигло в указанный период 251167 ед. (139458, 1434, 16615 и 93660 шт. соответственно).

Крупнейшим продуцентом легковых автомобилей на Ближнем и Среднем Востоке остается IKCO, которая в период с 21 марта по 22 сентября 2011 г. их произвела 350631 шт., в том числе 74857 шт. Peugeot 206 всех типов, 9585 ед. Peugeot-207i, 66733 Samand, 74587 Peugeot-405 и 41043 Peugeot Pars, а также 49451 пикап Bardo, 20 тыс. снимаемых с производства Peugeot Roa, 12108 шт. Tondar-90 (Renault Logan), 2237 шт. Suzuki Grand Vitara и 30 шт. нового массового экономичного автомобиля модели Runna. Всего в 2011 г. IKCO планировала довести выпуск легковых автомобилей до 860 тыс. шт., включая 255 тыс. Peugeot-206, 160 тыс. Peugeot-405, 200 тыс. Samand, 100 тыс. Peugeot Pars и 40 тыс. Tondar-90, а также 10 тыс. Suzuki Grand Vitara, 65 тыс. пикапов Bardo и 20 тыс. Peugeot Roa.

Перед АГ IKCO стоит стратегическая задача произвести в 2014 г. более 1 млн. легковых машин и довести их выпуск до 1,5 млн. в 2025 г. Вместе с тем поставлена цель увеличить в 2014 г. выпуск на зарубежных сборочных заводах до более 70 тыс. шт., а к 2025 г. – до 150 тыс.

В текущем году IKCO намерена экспортировать 75 тыс. легковых автомобилей, а в 2014 г. планирует увеличить долю экспорта в совокупном производстве машинокомплектов и готовых автомобилей до 16% и в 2025 г. – до 30%. До 2014 г. будет освоен массовый выпуск 5 новых моделей – мини-вэна M59, легковых Runna, NX7, NX8 и пикапа Samand, а к 2025 г. будут разработаны и внедрены в производство два новых брэнда со своими платформами и 10 новых изделий.

В период до 2016 г. предусмотрено освоение производства эффективных, экономичных и более экологически безопасных двигателей EF7, TU5 и IKCO EF4 рабочим объемом 1,4 л. Их выбросы в атмосферу будут соответствовать нормам стандартов Euro IV и Euro V, а удельное потребление топлива снизится в среднем до 7 л/100 км. Для новых платформ расход топлива в двигателях предусмотрен ниже 5 л/100 км. Будут также созданы два новых бензиновых и два дизельных двигателя, соответствующие Euro IV и Euro V.

В 2013 г. будут созданы новые типы ручных и автоматических коробок передач, которыми к 2025 г. будут оснащаться все новые платформы легковых машин.

С целью снижения удельного расхода топлива IKCO активно разрабатывает гибридные технологии для микроавтомобилей, которые позволят сократить данный показатель на 10%. К 2025 г. будут разработаны новые платформы и двигатели с использованием гибридных технологий, чтобы сократить указанный показатель на 20%.

Новые технологии позволят уменьшить массу новых легковых автомобилей на 17%. В два этапа будут осваиваться нанотехнологии – первоначально в производстве стекол, красок и композитных материалов, а затем двигателей, кузовов, электронных систем и блоков. На первой фазе использование нанопродукции будет освоено на модели Soren.

Сооружение новых предприятий автомобильной промышленности в разных регионах страны рассматривается как важный инструмент развития отдаленных провинций, использования местных ресурсов и финансов, а также увеличения занятости населения. Например, Семнан стала седьмой иранской провинцией, в которой имеются автомобильные предприятия компании Iran Khodro, и первой, где автомобильное производство налажено во всех ее шах-рестанах (округах). Так, например, в Арадаре производятся задние мосты, в Дамагане – коробки передач, в Шахруде – автомобильные двигатели, в Семнане (здесь в 220 км от столицы IKCO сооружает свой 10-й автозавод) – кузова и автомобильные ЛКМ.

Министерство промышленности и рудников заявило, что две крупнейшие в Иране автомобильные корпорации Iran Khodro и Saipa будут приватизированы, а также будет создан третий по величине в стране автомобилестроительный кластер в Исфагане при финансовом участии компаний, занимающихся производством автомобильных комплектующих, и независимых инвесторов. Новая автомобилестроительная группа мощностью 1 млн. автомобилей ежегодно получила название DJI Motor, при этом с вводом в эксплуатацию первой очереди проекта будет производиться 300 тыс. легковых автомобилей и пикапов в год. Реализация проекта начнется после получения разрешения на строительство промышленных объектов.

Непосредственное руководство третьим центром автомобилестроения возлагается на представителей частного капитала, а правительство будет направлять деятельность центра, оказывать ему поддержку и решать стратегические задачи. Возможно, в будущем компания будет преобразована в открытое акционерное общество с целью привлечения частного капитала.

В ходе поисков площадки для третьего центра автомобилестроения учитывались такие факторы, как наличие инфраструктуры, подъездных путей и квалифицированной рабочей силы, а также близость к сталелитейным комбинатам и предприятиям по производству комплектующих. Наиболее вероятной площадкой называют район Шахиншехра (севернее Исфагане). Общая площадь третьего центра автомобилестроения составит около 500 га, и примерно на 50 га будут построены административные здания, промышленные объекты и производственные цеха. При реализации этого проекта планируется, что производство автомобильной техники будет ориентировано, прежде всего, на расширение экспорта.

Автомобильный рынок Ирана очень важен для некоторых зарубежных компаний. Так, доля Ирана в мировом производстве автомобилей Peugeot Citroen составляет 13,3% и Renault – 1,6%. Иран занимает третье место в мире среди крупнейших производителей автомобилей Peugeot Citroen и 10-е – Renault. В 2010 г. общее количество произведенных в Иране легковых автомобилей марок Peugeot и Citroen увеличилось на 43,6% до 482,9 тыс. ед. (в том числе 478,9 тыс. ед. и более 4 тыс. ед. соответственно) по сравнению с 2009 г. (336,3 тыс.), а Renault – на 53,8% до более 44,8 тыс. ед. по сравнению с 29,1 тыс. в 2009 г.

В 1389 иранском году (21 марта 2010 г. – 20 марта 2011г.) Иран экспортировал 69613 автомобилей совокупной стоимостью $434 млн., что составляет около 1,45% всего иранского экспорта. В 1388 г. был экспортирован 41621 автомобиль общей стоимостью $280 млн. (1,28% всего экспорта). Таким образом, экспорт автомобилей вырос на 67,25% в количественном выражении и на 54,81% – в стоимостном. Средняя стоимость одного легкового автомобиля, поставляемого на экспорт, составила в 1389 иранском году $6234, что на 7,45% ниже по сравнению с предыдущим годом. Основные экспортные поставки иранских автомобилей в 1389 иранском году осуществлялись в Ирак (94,12%), Сирию (3,59%) и Венесуэлу (1,21%).

Крупнейшие инвестиционные проекты по производству автомобилей и их компонентов в Иране

I II III IV V
IKKCO

(Iran Khodro Khorasan Co)

Пров. Хорасан (северо-восток страны) Легковые авто-мобили (ЛА) 150 Первый вне столицы автозавод IKCO пущен в эксплуатацию в 2004 г. Ведется наращивание мощностей
IKCO (Iran Khodro Tabriz (первый завод компании Iran Khodro Azerbaijan) Г. Тебриз, пров. Вост. Азербайджан (северо-запад страны) Пикапы Bardo на базе снятого с производства ЛА Peikan (250-350 шт. в день), осваива-ется пикап на базе Samand 100 Пущен в эксплуатацию в 2007 г. Занято более 1,2 тыс. человек. 60% акций компании Iran Khodro Azerbaijan принадлежит частному капиталу, остальные 40% – государственной компании IKCO. Iran Khodro Azerbaijan будет производить 200 тыс. автомобилей в год
IKCO (Iran Khodro Tabriz) (второй завод компании Iran Khodro Azerbaijan) Шахрестан* Азершехр вблизи промзоны Shahid-Salimi в 55 км от Тебриза, пров. Вост. Азербайджан Peugeot-206, Peugeot-207i 200 6-й завод IKCO. Пуск в эксплуатацию – в начале 2012г. Число занятых с вводом в эксплуатацию I очереди – около 2,5 тыс. На I этапе будет осуществляться сборка автомобилей, в дальнейшем откроется цех по покраске кузовов и начнется производство двигателей и кузовов
IKCO (Iran Khodro Mazandaran; по другим источникам – Iran Khodro Babol Шахрестан Баболь, пров. Мазендеран Pars ALX и Samand Sarir 15 (на начальной стадии), 8-40 (Samand Sarir) Введен в 2010 г. Ведется освоение мощностей
Iran Khodro Fars Пров. Фарс     Ряд предприятий по выпуску запчастей и комплектующих (ЗЧ и К)
Iran Khodro Fars (Peugeot Pars) Шираз,

пров. Фарс

Седаны Peugeot-405, Samand. В перспективе седан Pars ALX и Samand Sarir 30 Построен за 6 месяцев и пущен в эксплуатацию в начале сентября 2011 г. 300 чел. персонала на начальном этапе. Продукция предназначена для южных провинций
IKCO Kermanshah (Iran Khodro Kermanshah) Промзона “Сахне” шахрестана Сахне, пров. Керманшах 5- и 7-местные мини-вэны Peugeot Partner, а также грузовой вариант Около 100 Строительство на площади 10 га с марта 2011 г. (43 га в перспективе). Пуск первой очереди завода – весной 2012 г. Инвестиции – 500 млрд. риал. (около $50 млн.). Персонал – около 2 тыс.
IKCO (Iran Khodro) Шахрестан Хомейн, Центральная пров.      
IKCO Semnan (Iran Khodro Semnan) Семнан, пров. Семнан Все модели Samand 100 Строительство с февраля 2011 г. Из местного бюджета в проект будет инвестировано 500 млрд. риал. (около $50 млн.)
IKCO Semnan Пров. Семнан     Ряд предприятий по выпуску АЗЧ и К
IKCO

(Iran Khodro)

  Внедорожники Suzuki Grand Vitara (с 2007 г.)   В январе 2011 г. АГ IKCO подписала с компанией Suzuki Motor (Япония) новый договор по расширению модельного ряда
Iran Khodro Diesel   Грузовые авто-мобили (ГА) Faraz 2-3 Выпуск ГА по лицензии компании Sinotruk (National Heavy Truck Co – CNHTC, КНР). Степень локализации – 50%
Modiran Khodro Co (Modiran Vehicle Manufacturing Co (MVM) Iran) вгруппе Iran Khodro Специальная эконо-мическая зона Arg-e-Jadid, Бам, пров. Керман ЛА MVM110, MVM520, MVM530 по лицензии Chery 100 СП учреждено Iran Khodro (49% акций), Chery Automobile Co (КНР, 30%) и местной частной компанией (21%) в 2002 г. Первый автомобиль MVM110 выпущен в 2004 г. Ведется расширение для увеличения объемов производства до 100 тыс. шт.
АГ Saipa Шахрестан Сари, пров. Мазендеран     Начато строительство автозавода на участке площадью 46 га
Saipa Samiyar (Saipa Kashan) Кашан ЛА Saipa-111 55 На заводе, пущенном в эксплуатацию в 2008 г., с января 2010 г. выпускается модель Saipa-111 (Morvarid)
Saipa Diesel Co   ГА Kaveh   В конце 2010 г. начато производство первого иранского грузового автомобиля Kaveh, на создание которого потребовалось 30 месяцев. В 2011 г. для него налажено производство дизельных двигателей по лицензии Renault
Завод коммерческих автомобилей Azhi-techs Тебриз, пров. Вост. Азербайджан Коммерческие автомобили (КА) – три модели тягачей и две – самосвалов   Завод площадью 70 тыс. кв. м пущен в экс-плуатацию в январе 2011 г. и стал 12-м предприятием по выпуску КА в Иране. Инвестировано 320 млрд. риал. (около $32 млн.) и 3 млн. евро. Число занятых – 162 (на начальном этапе)
Завод автобусов и грузовых автомобилей Тебриз, пров. Вост. Азербайджан Автобусы и гру-зовики   Пущен в эксплуатацию в январе 2011 г.
Завод полу-спортивных легковых купе Пос. Чешме-Талх, шахрестан Сепидан, пров. Фарс ЛА с кузовом спорт-купе   В июле 2011 г. начато строительство завода площадью 4 га. Инвестиции – около 300 млрд. риал ($30 млн.)
Промышленная группа (ПГ) Bahman Industrial Group Ахваз, возле Хорремшехра, пров. Хузестан ЛА 150-300 На площади 300 га будет создано СП между Bahman (51%) и одной китайской компанией (49%) и создан новый брэнд легкового автомобиля. Пров. Хузестан должна стать третьим центром автомобилестроения в Иране
ПГ Bahman Хорремшехр, пров. Хузестан Легкие коммер-ческие автомобили и седельные тягачи Около 4,5 План строительства двух новых заводов по производству КА (первый – легких коммерческих машин, второй – седельных тягачей)
ПГ Bahman   Пикап Mazda, ЛА Mazda-2, Mazda-3 5-6 (Mazda-2), 15 (пикапы) В 2010 г. пущена новая производственная линия по выпуску ЛА Mazda-3 с доведением локализации до 50%
Caspian Khodro Dongfeng Пров. Зенджан Мини-вэны, со-ответствующие экологическому стандарту Евро-4 5-10 Совместно с компанией Dongfeng Motors Co (КНР) начато строительство нового завода. Срок возведения – 2,5 года. На первом этапе локализация составит не менее 30%. Инвестиции в первую очередь предприятия составят более 100 млрд. риал. ($10 млн.). Первоначальная площадь завода – 20 га, с доведением в перспективе до 100 га
Diar Automobile Co в составеSazehaye Khodro Diar Manufacturing Co (Diar-khodro) Голпайган,

пров. Исфаган

Пикапы, уни-версалы и крос-соверы Safir Лицензия на выпуск 50 тыс. шт. в год приобретена в 2004 г. Производство на площади 28,8 тыс. кв. м по лицензии Great Wall Motor (КНР). Строительство новых площадей в 52 тыс. кв. м. Общая территория – 140 тыс. кв. м
Gonow Automobile   Пикапы, уни-версалы и крос-соверы марки Gonow   Автосборочный завод пущен в эксплуатацию в октябре 2009 г. при содействии компании Zhejiang Gonow Automobile (КНР)
Kerman Motor   ЛА Lifan-620 и –Lifan-520,кроссовер Lifan-X60 (с 2012 г.) 7 Lifan-620 и 1,2 Lifan-520. В 1391 иран. г. 20-25 Lifan-620 Сборка ЛА по лицензии компании Lifan (КНР)
Mammut Diesel Промзона “Каспийская”, пров. Казвин Cедельный тягач “Scania G380” 7,5 В июле 2011 г. введена в эксплуатацию линия по сборке Scania G380; инвестиции – 200 млрд. риал. и 10 млн. евро
Rakhsh Khodro Diesel Co   ГА и тягачи “КАМАЗ” 1 С весны 2007 г. выпуск ГА

и тягачей по лицензии ОАО “КАМАЗ” (Россия)

* – Округ. Примечание. I – компания; II – место расположения объекта; III – модели или типы автомобилей, IV – мощность, тыс. шт.; V – примечание.

За семь месяцев 1390 иранского года (21 марта – 23 октября 2011 г.) Иран экспортировал более 8,8 тыс. легковых автомобилей на $46 млн. За аналогичный период прошлого года было экспортировано более 21 тыс. машин общей стоимостью $134 млн. Таким образом, экспорт легковых автомобилей сократился на 60,99% в количественном и на 65,25% в стоимостном выражении.

Основными импортерами иранских легковых автомобилей в указанный период были Ирак, Бенин и Германия. В Ирак было экспортировано 8625 легковых автомобилей на $44233 тыс., что соответствовало 97,83% всех экспортных поставок в количественном выражении и 95,26% – в стоимостном. В Бенин было экспортировано 40 автомобилей на $600 тыс. и в Германию – 35 ед. на $337 тыс. В другие страны было отгружено 116 автомобилей на $1263 тыс. В текущем 1390 г. Иран планирует экспортировать более 70 тыс. автомобилей на рынки 30 стран.

В 1389 иранском году (21 марта 2010 г. – 20 марта 2011г.) экспорт продукции Saipa вырос на 300% по сравнению с предыдущим годом и превысил 45 тыс. шт. в такие страны, как Ирак, Сирия, Алжир, Египет, Венесуэла, Азербайджан и Судан.

В 1390 иранском году список стран, в которые будут поставляться автомобили Saipa , пополнится Украиной, Беларусью, Нигерией и Камеруном; планируется увеличение объема экспортных поставок АГ Saipa до 75 тыс. шт. Ранее в Азербайджан было поставлено более 300 легковых автомобилей этого брэнда, а в последний квартал 2011 г. в эту страну экспортировано более 800 автомобилей семейства Pride.

К числу основных поставщиков автомобильных комплектующих в Иран относятся КНР и Франция, а также Республика Корея, Россия, Германия и Беларусь. Согласно данным таможенной администрации Ирана, в 1389 иранском году из КНР было поставлено более 31 тыс. т различных деталей и агрегатов, используемых при производстве автомобилей (автобусов, микроавтобусов, легковых автомобилей, пикапов, грузовых и коммерческих автомобилей).

За семь месяцев текущего иранского года (21 марта – 23 октября 2011 г.) Иран импортировал 20,78 тыс. легковых автомобилей общей стоимостью $445 млн., тогда как за аналогичный период прошлого года – 28,15 тыс. шт. совокупной стоимостью $580 млн. Таким образом, импорт сократился на 23,94% в количественном и на 23,3% в стоимостном выражении.

В качестве основных поставщиков легковых автомобилей в Иран выступают Республика Корея, ОАЭ и Оман. Первая поставила в Иран 12,7 тыс. автомобилей общей стоимостью $222,63 млн., и, таким образом, на долю этой страны приходится 61,1% иранского импорта легковых автомобилей в количественном отношении и 50,52% – в стоимостном выражении. Из ОАЭ поставлено 4,73 тыс. легковых автомобилей на $134,64 млн. и из Омана – 1,37 тыс. шт. общей стоимостью $24,65 млн. Из других стран было импортировано около 1,99 тыс. автомобилей на $60,7 млн.

За первые пять месяцев текущего 1390 иранского года (21 марта – 20 августа 2011 г.) Иран импортировал из КНР различные комплектующие, необходимые для производства автомобилей, на $162 млн.

В начале марта 2010 г. в Иране было принято решение о снижении тарифов на ввозимые в страну автомобили с 90% до 70%. Следует учитывать, что речь идет об усредненной тарифной ставке; для автомобилей с высоким расходом топлива она больше, а с низким – меньше. В результате автомобилестроение страны было повержено в шоковое состояние. Другим решением отменен запрет на ввоз автомобилей с дизельными двигателями.

В прошлом году Министерство промышленности и рудников Ирана приняло решение о запрете импорта коммерческих и тяжелых грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов в полностью собранном виде. Разрешения на импорт автомобильной продукции в виде комплектов SKD и CKD (в полуразобранном виде) выдаются только тем компаниям, которые занимаются производством иранских коммерческих и тяжелых транспортных средств. На сегодня Иран обладает большим потенциалом в области производства коммерческих и тяжелых грузовых автомобилей и благодаря стратегии целевого субсидирования может поставлять названную продукцию на рынки соседних стран.

На состоявшейся в Тегеране в марте 2010 г. первой встрече министров промышленности восьми мусульманских стран (D8 – Иран, Турция, Египет, Нигерия, Пакистан, Малайзия, Бангладеш и Индонезия) группа IKCO предложила создать совместное Общество производителей автомобилей – Society of motor vehicle manufacturers. По итогам 2010 г. на долю указанной “восьмерки” пришлось 4,9% мирового производства автомобилей. Созданные рабочие группы подготовили заключительное заявление, где все члены D8 одобрили предложение крупнейшей иранской автомобилестроительной корпорации о совместном выпуске автомобилей с участием Турции, Ирана и Малайзии. К следующей встрече министров промышленности в Турции через полгода были намечены направления совместной деятельности в сфере производства гибридных автомобилей, электромобилей и машин, работающих на сжатом природном газе. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version