Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: альянс Renault-Nissan – итоги 2011 года и перспективы на ближайшие годы

Согласно сообщению исполнительного директора альянса Renault-Nissan К. Гона, в 2011 г. группа продала 8,03 млн. автомобилей – на 750 тыс. больше, чем в 2010 г., в том числе 2,72 млн. автомобилей Renault, 4,67 млн. – Nissan и 0,64 млн. – АвтоВАЗа.

Альянс достиг повышения объема продаж на 10,3%, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся в 2011 г. (мартовское землетрясение в Японии, наводнение в Таиланде, усиление курса иены на фоне нестабильности в экономике Европы).

Мировые продажи группы Renault (Франция) в 2011 г. выросли на 3,6% – более чем до 2722 тыс. автомобилей. При этом продажи за пределами Европы выросли на 19,2% и составили 43% от общего объема. В Европе Renault сохранила за собой второе место среди производителей легковых автомобилей и средств коммерческого транспорта, занимая 8,6% рынка. Однако в Европе продажи Renault сократились на 5,7% (до 1549,4 тыс. шт.) по причине общего спада на абсолютном большинстве авторынков Европы.

Исполнительный вице-пре-зидент Renault по продажам, маркетингу и коммерческому транспорту Ж. Столл отметил, что в 2011 г. группа Renault достигла уровня продаж в 2,7 млн. автомобилей за пределами Европы. Несмотря на неоднозначные результаты в Европе, Renault остается второй маркой на континентальном рынке и занимает первое место в сегменте средств коммерческого транспорта четырнадцатый год подряд.

Однако, согласно заявлению операционного директора Renault SA К. Тавареса перед финансовой комиссией Национального собрания Франции, концерн может отложить крупные инвестиции в развитие, чтобы избежать финансовых трудностей в 2012 г.

В настоящее время руководство Renault находится в процессе рассмотрения вариантов сокращения расходов. Что касается переноса сроков инвестиций, то пока на этот счет нет полной уверенности, однако нельзя исключать подобного сценария. Renault и другие европейские продуценты автомобилей ожидают трудности в развитии бизнеса в текущем году. В частности, объем продаж на рынке ЕС, по прогнозам, снизится на 3%.

Среди крупнейших по объему инвестиций проектов Renault в текущем году – развитие автосборочного предприятия в Дуэ, а также перемещение производства фургонов из Барселоны (Испания) в Сандувиль (Франция). На их реализацию потребуется около 650 млн. евро.

Компания Nissan в 2011 г. поставила новый рекорд продаж в Европе, реализовав более 695,7 тыс. автомобилей (+25% по сравнению с 2010 г.). Столь высокие результаты позволили компании увеличить среднегодовую долю на европейском рынке на 0,6% и достичь рекордного показателя в 3,7%. Достижения Nissan в 2011 г. демонстрируют уверенное продвижение по пути к достижению амбициозной цели, поставленной в рамках среднесрочного плана Nissan Power 88 в июне 2010 г. – к 2016 г. стать лидером среди азиатских брэндов по объемам продаж в Европе. Старший вице-президент по продажам и маркетингу Nissan в Европе П. Уилкокс заявил, что компания уже стала ведущим азиатским брэндом на таких ключевых авторынках, как Великобритания, Франция, Италия и Испания. Такие рекордные показатели были достигнуты за счет сегментообразующих моделей, разработанных и выпускаемых в Европе для европейского рынка. В целом около 70% автомобилей, продающихся в регионе, производятся на заводах в Великобритании, Испании и России, в том числе 430 тыс. проданных кроссоверов Qashqai и Juke, выпущенных на заводе в Сандерленде (Великобритания).

В России Nissan по итогам 2011 г. реализовала более 138,8 тыс. автомобилей, что на 74% превосходит результат 2010 г., продемонстрировала темпы роста, почти в два раза превышающие прирост российского рынка в целом (39%) в 2011 г., и заняла шестое место среди лидеров, став при этом первым по объему продаж японским брэндом в России. В прошлом году Россия стала крупнейшим рынком для Nissan в Европе, обогнав Великобританию, Францию и Германию.

“Бестселлером” Nissan в России по итогам 2011 г. стал кроссовер Nissan Qashqai (более 35,3 тыс. шт., включая модель Qashqai+2 (+64%); далее следуют Nissan Х-Trail (22,7 тыс. шт., +40%), Nissan Tiida (более 17,7 тыс.) и кроссовер Nissan Juke (15,137 тыс.)

Брэнд Infiniti в минувшем году реализовал в РФ более 7 тыс. автомобилей (на 51% больше, чем годом ранее), в том числе люксовый кроссовер Infiniti FX (более 3,3 тыс. шт.).

Завод Nissan в Санкт-Петербурге выпустил 43,2 тыс. автомобилей – на 74,2% больше, чем в 2010 г. (24,5 тыс.), в основном внедорожники Nissan X-Trail.

В ближайшем будущем альянс Renault-Nissan намерен сконцентрировать усилия на растущем китайском рынке автомобилей, который играет значительную роль в планах по развитию Renault-Nissan до 2016 г. Как заявил руководитель компании на проходившем в январе автосалоне в Детройте (США), опыт и подход, используемый в Nissan, во многом поможет альянсу упрочить позиции на азиатском рынке.

Ранее генеральный директор альянса К. Гон заявлял, что Nissan замораживает планы по развитию мощностей в Японии и переносит часть производства в страны долларовой зоны. Данная мера вызвана ростом курса иены по отношению к доллару. В то время как издержки Nissan исчисляются в иенах, выручка приходится большей частью на доллары, и таким образом возникает существенный дисбаланс. О сокращении объемов или закрытии производств в Японии речи не идет, вопрос стоит лишь о приостановке дальнейшего развития в стране. Nissan располагает значительными мощностями в Мексике, где в 2012г. производство автомобилей должно удвоиться до 700 тыс. шт. в год. Ранее из Японии в Мексику и Таиланд было перенесено производство модели Nissan Tiida.

Nissan активизирует экспансию на развивающиеся рынки и к 2016 г. инвестирует примерно $25 млрд. в увеличение объемов продаж по всему миру до 7 млн. машин, что на 70% выше показателей 2010 г. К 2016 г. компания ожидает, что большая часть машин будет реализована именно на развивающихся рынках.

Ради увеличения продаж автопроизводитель намерен увеличить присутствие в сегменте сверхдешевых автомобилей (стоимостью $5 тыс.). С этой целью Nissan намерена выпустить новый вариант одной из прежних компактных моделей, используя ранее применяемый брэнд Datsun. В развитых странах компания планирует развивать сегмент премиальных автомобилей, которые будут продаваться под брэндом Infiniti.

В частности, Nissan планирует наладить производство компактных автомобилей в Бразилии к 2013 г. В настоящее время в этой стране компания выпускает большие пикапы и мини-вэны совместно с Renault. В планах компании – построить новый завод мощностью 200 тыс. машин в год. Еще одно предприятие Nissan намерена построить в Турции, а также увеличить объемы производства в Индии, Южной Азии и КНР. Кроме того, в 2012 г. компания намерена начать производство электромобилей в Китае.

В Индии Nissan расширяет мощности и модельный ряд завода, который за первый год работы выпустил 100 тыс. автомобилей Micra. Инвестиции в строительство автозавода в Ченнае (первого совместного завода Renault-Nissan в Индии) составили 45 млрд. и. руп. ($990 млн.). Завод в Ченнае, проектная мощность которого составит 400 тыс. автомобилей в год, в будущем станет выпускать модели Micra для более чем ста стран Европы, Ближнего Востока и Африки.

Из указанных 100 тыс. произведенных на заводе в Ченнае машин около 70 тыс. были отгружены через расположенный рядом глубоководный порт Эннор. Четвертое поколение автомобиля Nissan Micra стало первой моделью, выпускаемой на этом заводе. В 2011 г. помимо хэтчбека началось производство нового “глобального” седана, а в 2012 г. в рамках соглашения с Ashok Leyland Ltd. завод начнет выпуск коммерческого автомобиля. Компания Nissan надеется, что к 2013 г. территориальный охват индийского рынка достигнет 85% и количество дилерских центров вырастет от 35 до более 100.

Nissan Motor также планирует инвестировать $320 млн. в модернизацию завода в Индонезии с целью увеличения его мощности с 50 тыс. до 180 тыс. автомобилей в год к 2013 г. Осенью 2011 г. был завершен первый этап расширения мощностей для увеличения производства с 50 тыс. шт. до 100 тыс. В следующей фазе запланировано довести производительность до 180 тыс. шт.

В середине 2011 г. был принят бизнес-план по развитию Nissan Motor на период до конца 2016 ф. г. Одним из пунктов этой стратегии, получившей название Nissan Power 88, является выпуск новой модели в среднем каждые шесть недель в течение всех шести лет. В общей сложности линейка брэнда во всем мире будет состоять из 66 моделей, которые появятся на 92% всех рынков и существующих сегментов.

Компания намерена продвигать экологически чистые автомобили, а также расширить присутствие в сегментах доступных легковых и коммерческих машин, разработанных специально для развивающихся рынков. Она рассчитывает представить в течение ближайших шести лет более 90 новых технологий, то есть примерно 15 в год. Кроме того, бизнес-план предполагает суммарные продажи электромобилей альянса Renault-Nissan в количестве 1,5 млн. ед. в год.

Стратегия развития предполагает увеличение инвестиций в брэнд Nissan, рост дилерской сети с 6 тыс. до 7,5 тыс. автосалонов, строительство завода в Бразилии мощностью 200 тыс. машин в год, расширение модельной линейки Infiniti до 10 машин, а также достижение для этого брэнда 10%-ной доли глобального рынка люксовых автомобилей. К 2016 г. Nissan намерена стать ведущим производителем легкого коммерческого транспорта в мире. Кроме того, Nissan рассчитывает увеличить присутствие в КНР, России и Индии, добившись к концу 2016 ф. г. общей мировой доли рынка равной 8%, а также роста операционной прибыли тоже на уровне 8%. Между тем в 2016 ф.г. объем мирового автомобильного рынка, по прогнозу Renault-Nissan, перешагнет планку в 90 млн. ед.

С целью повышения конкурентоспособности на японском и мировом рынке в классе городских мини-автомобилей компании Nissan Motor Co и Mitsubishi Motors Corp. достигли договоренности об усилении двустороннего сотрудничества в сфере производства мини-автомобилей, а также средств коммерческого транспорта для продаж во всем мире. Кроме того, в соответствии с достигнутыми соглашениями Nissan будет производить для Mitsubishi грузовые автомобили для продажи на японском рынке.

Со своей стороны, Mitsubishi на условиях взаимовыгодного партнерства будет производить для Nissan внедорожники для продажи на рынках стран Ближнего и Среднего Востока. Обе компании продолжают переговоры относительно возможности производства пикапа Nissan Navara на заводе Mitsubishi в Таиланде. Руководитель Nissan К. Гон не исключил возможности сотрудничества партнеров в области разработки нового пикапа.

Ранее стороны заключили соглашение по расширению сотрудничества в области выпуска автомобилей и предполагают создание СП в Японии по сборке компактных автомобилей и более интенсивный обмен моделями, которые каждая из компаний сможет продавать под собственным брэндом. Выпуск нового мини-автомобиля начнется в конце 2012 г. Новинка получит двигатель рабочим объемом не более 660 куб. см, а его габаритная длина не превысит 3,4 м.

Как отметил К. Гон, в будущем подобные машины станут популярны не только на местном рынке, но и в других странах, так как спрос на доступные модели постоянно увеличивается. Mitsubishi и Nissan сотрудничают с 2003 г., в основном в области выпуска мини-каров с двигателями рабочим объемом 660 куб. см, которые продаются в Японии под брэндом Nissan.

В марте корпорация Nissan Motor станет полноправным владельцем компании по производству сцеплений и редукторов – Aichi Machine Industry. Партнеры объявили, что достигли договоренностей об условиях сделки, по которой Aichi Machine Industry, выпускающая двойное сцепление для некоторых моделей автомобилей Nissan, станет дочерней компанией корпорации. В результате сделки 100% акций Aichi Machine Industry будет принадлежать Nissan. Благодаря слиянию Aichi надеется увеличить выпуск агрегатов для разных моделей компании.

В России весной может быть подписано соглашение о передаче альянсу Renault-Nissan контрольного пакета ОАО “АвтоВАЗ”, заявил президент АвтоВАЗа И. Комаров. Ранее К. Гон заявил, что рассматривает возможность увеличения доли в тольяттинском предприятии с нынешних 25% до 50%, из которых 35% будет принадлежать Renault и 15% – Nissan. Однако первоначально планировалось, что большую часть этой доли приобретет Nissan. Изначально компании планировали приобрести акции до конца 2011 г., однако этому помешало землетрясение в Японии, последствия которого значительно замедлили производство автомобилей Nissan и негативно отразились на их продажах.

Как сообщил глава госкорпорации “Ростехнологии” С. Чемезов, альянс предлагает расплатиться за покупку 25% акций ОАО “АвтоВАЗ” в течение четырех лет. В общей сложности альянс выкупит акции на $415 млн.

Как сообщила японская газета Nikkei Business Daily, к 2015 г. альянс Renault-Nissan инвестирует в СП с АвтоВАЗом $2 млрд., что позволит компаниям за 4 года увеличить продажи автомобилей на российском рынке до 1,6 млн. шт.

Через пять лет только в Тольятти будут выпускать 1 млн. автомобилей, причем не только для России, но и для мирового рынка. Также будут расширены мощности автомобильного завода в Ижевске для производства новых моделей альянса.

В настоящее время АвтоВАЗ проводит модернизацию главного конвейера головного предприятия для постановки на производство новых моделей, а также автомобилей Renault и Nissan. В 2012-2013 гг. начнется производство семи новых моделей, и первыми пойдут в серию однотипные универсал 5- и 7-местный повышенной вместимости Lada Largus и фургон на базе Renault/Dacia Logan MCV (на платформе Logan В0) и до конца года планируется выпустить около 30 тыс. таких автомобилей.

Согласно программе развития завода до 2020 г., общий объем производства машин для АвтоВАЗа к ее завершению предполагается на уровне 1,2 млн. в год, а общий объем инвестиций в собственное развитие – 4 млрд. евро (183,5 млрд. руб., из которых 13,5 млрд. руб. приходится на вложения со стороны альянса, в основном технологические).

Альянс Renault-Nissan планирует создать две трети новых мощностей на площадке АвтоВАЗа, где в настоящее время проводится модернизация главного конвейера для постановки новых моделей, а также автомобилей Renault и Nissan.

АвтоВАЗ также планирует построить моторный завод по производству нового семейства современных двигателей по лицензии Renault-Nissan мощностью 500 тыс. в год. Лицензия на эти двигатели получена бесплатно. Двигатели Renault-Nissan будут предназначены для планируемого модельного ряда автомобилей более высокого класса, чем те, которые производит российский завод.

Кроме того, в планах альянса на ближайшие три-четыре года – пуск в эксплуатацию новой линии Renault-Nissan на заводе “ИжАвто”. Какие именно модели будут производиться, пока не уточняется, но известно, что на заводе будет организован полный цикл производства: прессовое и пластиковое, сварка и окраска. Как прогнозируют эксперты, на российский рынок может выйти модель Nissan Aprio – по сути, тот же Logan, который был слегка видоизменен для мексиканского рынка. В общей сложности на модернизированных мощностях Волжского автогиганта будет организовано производство пяти моделей ВАЗа и альянса Renault-Nissan, построенных на общей французской платформе В0. В 2013 г. стартует выпуск двух моделей Renault.

АвтоВАЗ планирует возродить и производить со II полугодия бюджетный седан Nissan Sylphy (он же Nissan Bluebird) длиной 4,6 м предыдущего поколения. Ежегодно планируется выпускать до 70 тыс. этих седанов. Машина станет самой крупной моделью, получившей данное шасси. В настоящее время эта модель выпускается в КНР, Японии и на Тайване для рынков ЮВА. На этой совместной платформе альянса Renault-Nissan выпускаются компактные машины Renault Clio III, Modus, Twingo II, Nissan Micra, Note, Tiida и Cube. Bluebird Sylphy оснащается бензиновыми двигателями рабочим объемом 1,5, 1,6 и 2,0 л с 5-ступенчатой ручной КПП и бесступенчатым вариатором CVT.

Платформа B0 является удлиненной версией автомобилей Dacia. На ней сконструированы Dacia Logan (в России Renault Logan), Sandero и Duster. Благодаря гибкости платформы альянс Renault-Nissan собирается выпускать машины разной длины и потребительских качеств – от микролитражного Twingo (3,6 м длины) до однообъемного мини-вэна Dacia Lodgy.

После перехода завода “Иж-Авто” в 2011 г. под контроль АвтоВАЗа он переоборудуется для выпуска автомобилей Lada (в том числе Granta), Renault и Nissan. После модернизации предприятие станет производством полного цикла мощностью 300 тыс. машин в год. В 2014 г. на Ижевском автозаводе начнется выпуск еще одной модели Nissan – хэтчбека Tiida, которых к 2020 г. “Иж-Авто” планирует собирать 75 тыс. ежегодно.

Renault также планирует в 2012 г. инвестировать 100 млн. евро в расширение мощностей московского завода СП “Автофрамос” со 160 тыс. до 175 тыс. автомобилей в год и наладить производство моделей Koleos и Latitude. Согласно заявлению главы российского офиса Renault Б. Анселена, на заявленную мощность в 175 тыс. шт. в год завод выйдет в середине 2012 г. Основные средства направляются на крупноузловую сборку седанов Fluence и Latitude, а также кроссовера Koleos, однако на “Автофрамосе” самый большой объем производства придется на модель Duster.

Сборка Latitude и Koleos в РФ стала возможна благодаря подписанию соглашения о промсборке по новым правилам, согласно которому автопроизводители могут в течение трех лет использовать крупноузловую сборку, после чего должны либо начать сборку полного цикла со сваркой и окраской кузова, либо вовсе прекратить производство.

В 2012 г. завод собирает Renault Fluence в режиме полного цикла, в то время как сборка автомобилей Renault Megane пока останется “отверточной”. С начала производства Megane и Fluence на “Автофрамосе” в конце прошлого года продажи этих автомобилей выросли в 2 раза, что и позволило организовать сборку полного цикла последней модели. Также на “Автофрамосе” в декабре 2011 г. начато производство кроссовера Renault Duster. Таким образом, всего на “Автофрамосе” в текущем году собирается семь моделей Renault, включая модели Logan, Sandero и Sandero Stepway.

Как сообщил заместитель руководителя московского департамента науки, промышленности и предпринимательства А. Ульянов, доля московского правительства в СП “Автофрамос” будет приватизирована к 2013-2014 гг., что позволит французскому партнеру объединить все производственные площадки в рамках единого альянса АвтоВАЗ-Renault-Nissan. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version