Машиностроение Украины и мира

Украина: китайские брэнды на автомобильном рынке, 2008-2011 годы

Количество проданных в Украине новых китайских автомобилей медленно, но верно уменьшается. Начиная с 2008 г., доля рынка China Cars год от года сокращается. Проанализировав сложившуюся ситуацию и опросив главных продавцов китайских авто, пришели к неожиданным выводам.

Но сперва нужно рассмотреть статистику. Самым урожайным для китайцев был 2008 г. Немало различных китайские брэндов продавалось у нас и до 2008 г., но именно в этот год China Cars стали настоящим явлением. Автомобилей из Поднебесной было продано почти 47 тыс. До сегодняшнего дня побить данный рекорд не удалось. И произойдет ли это вообще – сказать трудно. В 2008 г. сильнее всего проявился эффект “первого глотка” наших граждан, многие годы мучимых жаждой приобрести и иметь недорогой автомобиль. Рынок рос, благосостояние улучшалось, ничто не предвещало кризиса, поэтому даже те, у кого не хватало денег, чтобы не отставать от соседа, взяли кредит и приобрели недорогое китайское средство передвижения.

Правда, в случае с китайскими авто, хозяин машины мог стать владельцем транспортного средства лишь ненадолго. Автомобили по непонятной причине ломались, а отремонтировать их зачастую было нелегко. И бывший счастливый владелец нового китайского транспортного средства, переходил в категорию собственников недвижимости.

Во время так называемой первой волны продаж китайских автомобилей в Украине, компании-продавцы, предлагали автомобили по нереальным для новых авто ценам. Причем, это были машины с богатым “фаршем” в виде кожи, кондиционера, музыкального центра, электропакета и… с “мешком запчастей” в багажнике, щедро отсыпанных на заводе в Китае “на всякий случай”. Никакого официального сервиса китайских авто в первое время не было и в помине. Как не было и централизованных поставок внезапно ломавшихся деталей. Больше того, сами продавцы, реализовав очередную (или только первую) партию “китайцев”, испарялись, как туман над пл. Тяньаньмэнь.

Даже был случай, когда взяв автомобиль на тест в похожем на МАФ (малая архитектурная форма или в просторечье – ларек) автосалоне, потом не знали, куда его вернуть. За несколько дней теста ларек был закрыт и опечатан. Несложно представить, реакцию покупателя китайской техники, который, приехав на очередное плановое ТО, образно говоря “целовал замок”.

Потому некоторые люди, купившие по смешным ценам очень похожих на известные брэнды китайцев и насладившись владением новым авто, спешили поскорее его продать. Но не тут-то было. Мало кого даже очень за дешево возбуждала подержанная китайская машина.

Уже в 2009 г. продажи китайских авто упали почти в 4 раза (14,7 тыс. штук). В 2010 г. они еще сократились и достигли 13 тыс. штук. А в 2011 г. у нас было продано 12372 китайских автомобиля.

Понятно, что начался кризис, что продажи упали у всех, что сам рынок стал меньше. Но даже на этом фоне доля китайских авто в Украине сократилась. В 2008 г. она была 7,52%, в 2009 г. – целых 9,06% (не зная, на сколько затянется кризис, люди по инерции продолжали делать покупки, о которых мечтали, тем более что цены были уж очень привлекательными), в 2010 г. – 8,12%, в 2011 г. – всего 5,61%. Еще одна причина спада продаж в том, что закончились стоковые запасы автомобилей по старым докризисным ценам. Новые, более высокие цены на китайские авто на сторожили как покупателей, так и продавцов. Первые заняли выжидательную позицию и начали сравнивать китайцев с доступными иномарками и подержанными авто. Вторые – завозили новые партии автомобилей с большой осторожностью и в значительно меньших количествах. Тем более, что китайские производители стремились не к снижению, а к повышению цен на свои авто.

Первым китайским брэндом, который почтил своим присутствием украинский рынок, был SMA (Maple). Произошло это в 2004 г., когда в Украине кто-то купил 1 автомобиль SMA, ставший единственной машиной из Поднебесной, проданной у нас за год. В 2005 г. китайцев стало уже много – как сейчас – 14 брэндов. И продали их уже пол тысячи, в 2006 г. – почти три, а в 2007 г. – 27600 – в два с половиной раза больше, чем в прошедшем 2011 г. Интересно, что, не смотря на все кризисные бури, первенец рынка SMA небольшими партиями продается и поныне. В 2011 г. было продано 4 авто этого брэнда. Не исключено, что еще из первых завозов.

Среди разнообразия китайской техники, которая за 7 лет попала в Украину, были и так называемые брэнды одной модели, и какая-то чуть ли не списанная армейская техника, и откровенные нелегальные подделки (по дизайну), и якобы лицензионные авто, и транспортные средства, подозрительно напоминавшие собранные в гаражном кооперативе самоделки. Поэтому долгожительство на нашем рынке SMA – большая редкость. Из сорока китайских автомобильных марок, промышлявших в Украине с 2004 г., до наших дней дожили лишь 14. Если не учитывать авто с названиями, которые стыдно произносить при детях и продающихся в единичных экземплярах, то реально сегодня основные продажи обеспечивают 5-6, максимум 7-8 брэндов.

Некоторые марки сделали в Украину два захода. Сперва до кризиса, затем – после. Например, китайский “БМВ” Brilliance, китайская “Тойота” Great Wall, китайский британский аристократ MG и незамысловатый Lifan. Некоторые (и таких большинство), вышли на пару-тройку лет, на пробу, как раз на подъеме рынка, а затем – исчезли. Когда-то громко звучавшие названия Chana, Dadi, Dong Feng, Landwind, Soueast, Fuqi, Gonow,Huanghai и другие, сегодня, в основном, известны только их владельцам.

Закрепились на нашем рынке и завоевали (в прямом смысле слова) доверие покупателей только те, кто обеспечил гарантированный сервис, разветвленную сеть и бесперебойную поставку запчастей.

Изучая приведенную статистику, так и хочется спросить: кто же эти милые доверчивые люди, потратившие честно заработанные деньги на покупку китайских авто. Ведь их у нас в стране было куплено ни много ни мало – почти 100 тыс. автомобилей.

Как сообщил директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик, покупатель Geely – среднестатистический массовый автолюбитель от 20 до 60 лет. Такие люди равномерно распределены по типам и размерам населенных пунктов и социальным статусам. Это частные предприниматели и обычные наемные рабочие, государственные служащие. Так как марка представлена в наиболее массовом эконом-сегменте, среди ее владельцев меньшая доля хозяев среднего и крупного бизнеса.

Представитель другой самой массовой в Украине марки – Chery, начальник отдела маркетинга “СИ ЭЙ Автомотив” Павел Радукан, сообщил, что около 70% их покупателей – мужчины, 30% – женщины. В основном, это мелкие предприниматели, менеджеры среднего звена и госслужащие в возрасте 25-55 лет.

Как сообщил коммерческий директор, Сергей Тисленко, это мужчины в возрасте 27-52 лет, которые покупали автомобиль низкого ценового сегмента 3 года назад или раньше и планируют купить автомобиль в ближайшие полгода; мужчины в возрасте 23-35 лет, которые планируют купить первый автомобиль в ближайшие полгода; женщины в возрасте 27-40 лет, которые покупали автомобиль низкого ценового сегмента 3 года назад или раньше (50%) либо планируют такую покупку в течение ближайших полгода (50%). По данным внутреннего исследования компании, среди потребителей выражено положительное отношение к китайским автомобилям в Восточном регионе. Нейтральное отношение характерно на Севере и отрицательное – на Юге.

Наибольшие продажи китайских авто были в 2011 г. в Донецкой области – 2315 авто, Днепропетровской области – 1495 и Киевской области – 1177 штук. Если сравнивать эти показатели с прошлыми годами, то и в 2009-2010 гг. эти области лидировали по продажам. Только на первом месте была Киевская. Наименьшим спросом в 2011 г. китайские автомобили пользовались в Волынской, Черновицкой, Ровенской и Тернопольской областях – то есть на западе Украины. Впрочем, они не на первых местах и по продажам автомобилей других производителей.

Самыми любимыми моделями в 2011 г. были Geely CK, Geely MK, Chery M11, Chery QQ, Chery Tiggo и  Chery Amulet.

Самыми популярными марками в 2011 г. были (в порядке убывания) – Geely, Chery, Lifan, Changhe, Great  Wall и BYD.

По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем продажи китайских авто в Украине будут увеличиваться. Нынешний спад – это затишье перед бурей. Ведь в результате естественного потребительского отбора на рынке остались сильные игроки. (Auto-Consulting/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version