Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: автомобильная промышленность в 2011-2012 годах

Автомобильная промышленность мира в 2011 г. продемонстрировала убедительные рекорды выпуска готовой продукции, несмотря на произошедшее в начале года землетрясение в Японии и долговой кризис в Еврозоне в конце года.

Согласно подсчетам агентств IHS Automotive и LMC Automotive (бывшее JD Power Automotive Forecasting), в 2011 г. рынок легковых и легких коммерческих автомобилей вырос примерно на 4% и достиг 75 млн. ед. Аналитики предсказывают рост производства и продаж автомобилей и в 2012 г., хотя снизили свои прогнозы из-за опасений по поводу влияния на отрасль долгового кризиса в Европе.

Развитие автомобильной индустрии в 2011 г. шло значительно более медленными темпами, чем в 2010 г., когда государственная поддержка этой сферы экономики после кризиса была самой высокой после банковской.

Самый быстрый рост продаж автомобилей, по данным IHS, в 2011 г. происходил в Восточной Европе, включая Россию и Турцию, затем следовала Южная Америка. В США восстановление автомобильного рынка шло быстрее, чем китайского (9% роста в 2011 г. в США по сравнению с 5% в КНР).

Эксперты отмечают, что рынок Северной Америки растет быстрее китайского. В Японии землетрясение и цунами нарушили инфраструктуру производства и продажи автомобилей, и рынок по итогам 2011 г. упал на 20%.

По данным консалтинговых компаний IHS и LMC, корпорация Volkswagen AG обогнала в 2011 г. General Motors и Toyota и впервые стала крупнейшим мировым производителем автомобилей, при этом аналитики не учитывают продажи марки Wuling (КНР), совместного брэнда GM и китайской SAIC, которые тем не менее позволили американской корпорации сохранить высшую позицию в отрасли.

По мнению экспертов Центра автомобильных исследований в Бергиш-Гладбахе (Германия), рост производства автомобильной техники 20 крупнейшими мировыми изготовителями во многом связан со значительными инвестициями в НИОКР, суммарный объем которых за 2010 г. составил рекордные 50 млрд. евро по сравнению с 44,2 млрд. в 2005 г. В 2011 г. было внедрено 634 инновации в различных областях мировой автомобильной промышленности. Больше всего из них (160) относятся к сфере двигателей внутреннего сгорания. Число технологических новинок в области гибридных силовых установок возросло до 88, а тот же показатель по электромобилям остался примерно на прежнем уровне – 29.

Пальму первенства по числу инноваций держит крупнейший в Европе автомобильный концерн Volkswagen AG (Германия), затем следует Daimler AG. Американская корпорация General Motors с 6-го места в 2010 г. поднялась на 3-е. Заметно улучшила позиции компания Hyundai (Республика Корея), которая с 9-го места перебралась сразу на 5-е. В области НИОКР японская корпорация Toyota, которая в 2009 г. занимала в инновационном рейтинге 2-е место после Volkswagen AG, после серии отзывов своих автомобилей для устранения технических недостатков переместилась на 8-е место (самый плохой результат для компании с момента начала составления рейтинга в 2004 г.).

Согласно прогнозу IHS, мировые продажи легковых и легких коммерческих автомобилей вырастут в 2012 г. еще на 4% и достигнут 78 млн. шт. LMC ожидает 5%-ного роста до годовой отметки в чуть менее 79 млн. машин. Прогноз не предусматривает оживления только на западноевропейском рынке легковых автомобилей, который стагнировал в 2011 г. и сократится приблизительно на 5% в 2012 г. Аналитик LMC А. Маэр заявил, что “европейские автомобилестроители готовятся к спаду, который может быть наиболее серьезным в первой половине года”.

Крупнейший мировой производитель автокомплектующих, германская компания Robert Bosch GmbH, прогнозирует рост производства автомобилей в мире в 2012г. на 3-5% (прогноз компании на 2011 г. составлял 4%). Также отмечается, что серьезного перераспределения спроса в пользу электромобилей до 2025 г. не будет.

В свою очередь, консалтинговая компания Pricewater-houseCoopers (PwC) предсказывает, что в 2012 г. мировое производство автомобилей вырастет на 9% до рекордного уровня 82,8 млн. шт., тогда как оценка выпуска на 2011 г. составила 76 млн. шт., что на 6% больше, чем годом ранее. Согласно заявлению руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли компании PricewaterhouseCoopers в России С. Рута, во многом это связано с продолжающимся ростом спроса в КНР и Индии, восстановлением автомобильного рынка в США, а также общемировым ростом спроса на премиальные брэнды. В ЕС оживление происходит медленными темпами из-за завершения действия многочисленных схем утилизации.

Как отмечает С. Рут, Азиатско-Тихоокеанский регион стал локомотивом расширения производства, в то время как возможности роста развитых рынков в обозримом будущем ограничены. В 2010-2017 гг. вклад КНР и Индии в мировой рост производства составит 38,5% и 12% соответственно. Бразилия в указанный период обеспечит 6,4% роста мировой автомобильной промышленности, Россия – 6,2%. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version