Машиностроение Украины и мира

США: рынок легких автомобилей, 2010-2011 годы

Продажи легких (легковых и легких коммерческих) автомобилей в США находятся в настоящее время на относительно низком уровне, хотя и возросли в 2010 г. на 11%, а в 2011 г. (по оценке) – на 10%. Этот рост не может компенсировать того падения в спросе, которое наблюдалось во второй половине прошлого десятилетия. В 2009 г., когда продажи указанных автомобилей оказались самыми незначительными с 1982 г., они были на 39% меньше, чем в 2005 г.

После двух лет роста продажи легких автомобилей в США в 2011 г. все еще на 4 млн. шт. не дотягивали до уровней, имевших место в начале прошлого десятилетия. С одной стороны, эти цифры свидетельствуют о масштабах недавнего спада на американском автомобильном рынке, а с другой – говорят об огромном отложенном спросе.

В результате кризиса сократилось и производство легких автомобилей в США. Начавшееся в 2006 г. сокращение значительно ускорилось в 2008-2009 гг., вследствие чего выпуск легковых машин за 2006-2009 гг. уменьшился на 48%, а легких грузовиков – на 54%.

В 2010 г. производство легких автомобилей увеличилось более чем на 36%, при этом увеличение по легким грузовикам было большим, чем по легковым машинам, – соответственно 47% и 22%. В 2011 г. показатели прироста равнялись 10%, 12% и 8%, но в абсолютном выражении общий выпуск оказался все равно более чем на 3 млн. шт. меньшим, чем в середине прошлого десятилетия.

Cогласно прогнозам Deutsche Bank, в текущем году продажи легких автомобилей на рынке США возрастут примерно на 2%. Этому будут способствовать умеренные стимулы со стороны американской экономики в целом, а также необходимость в замене указанных машин, так как их средний возраст в США приближается к 10 годам. Примерно в такой же степени увеличится и производство.

В 2013 г. прирост как продаж, так и производства будет более значительным и выразится в процентном выражении высокой однозначной цифрой, ибо вновь улучшится положение в экономике и на рынке недвижимости, снизится доля заемных средств у покупателей и усилится потребность в замене автомобилей (в 2009 г. возраст 40% эксплуатировавшихся легковых машин в США составлял не менее 10 лет).

В среднесрочной перспективе производство и продажи легких автомобилей в США постепенно вернутся к докризисным уровням. На отрасли, в частности, положительно скажется такой фактор, как рост населения, обусловленный в известной степени иммиграцией. Согласно прогнозам ООН, в 2030 г. в США будет проживать примерно на 50 млн. человек больше, чем в 2010 г. Кроме того, там сравнительно молодое для промышленно развитой страны население: в 2010 г. возраст 50% американских жителей составлял менее 37 лет. Не следует забывать и ту большую роль, которую автомобиль играет в повседневной жизни американца. Эта роль объясняется причинами культурного характера, а также тем, что во многих городских центрах США нет достаточно развитого общественного транспорта. По данным американских источников, примерно 90% работающих по найму жителей США добираются до своих рабочих мест на собственных машинах. Высокоскоростное железнодорожное сообщение между крупными американскими городами отсутствует, что также усиливает значение автомобиля.

Большое место в продажах легких автомобилей в США занимает продукция иностранных компаний, и прежде всего японских, германских и южнокорейских. Доля первых в этом показателе, взятом по количеству, возросла с менее 26% в 2000 г. до более 40% в 2009 г. и приблизилась к удельному весу “Большой американской тройки”, при этом по легковым машинам первенство оказалось за фирмами Японии.

Доля германских фирм в продажах легких автомобилей в США увеличилась к 2011 г. до 8% (с 5% в 2005 г.), причем по легковым машинам она составила 12%, а по легким грузовикам – более 4%. Еще больших успехов достигли компании из Республики Корея: их удельный вес возрос с 2,7% в 2000 г. до примерно 9% в 2011 г. Этому способствовали высокая ценовая конкурентоспособность продукции данных компаний, прогресс в ее качестве и дизайне, а также проблемы с поставками у японских конкурентов, с которыми они столкнулись после землетрясения и цунами 2011 г.

США стали одной из первых стран, где ощутимых размеров достигли продажи гибридных автомобилей, в последние несколько лет их доля в общих регистрациях легковых машин составляла около 4% (в секторе легких грузовиков такие автомобили занимают пока значительно меньшее место). К середине текущего десятилетия названный показатель может возрасти до 7-8%.

В отличие от гибридных, легковые машины с дизельным двигателем были в США до конца прошлого десятилетия абсолютной редкостью, так как внимание властей и общества концентрировалось на выбросах загрязняющих веществ, а не на энергоэффективности. Кроме того, качество дизельного топлива не совсем подходило для современных дизельных двигателей.

С ужесточением требований к энергоэффективности и ростом цен на топливо дизельные легковые автомобили стали для американских потребителей более привлекательными, и их доля в общих продажах пассажирских машин (по количеству) увеличилась с 0,2% в 2008 г. до 1,2% в 2011 г., при этом все они являются продукцией германских компаний. Согласно прогнозам, к 2015 г. данный показатель может возрасти до 3%, а в секторе легких грузовиков – до 8%.

Аналитики полагают, что гибридные и дизельные автомобили будут в ближайшие годы содействовать росту эффективности автомобильного транспорта в США, снижению выбросов двуокиси углерода и расширению номенклатуры применяемых двигателей и топлива. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version