Согласно данным за IV квартал 2011 г., в японской экономике был зарегистрирован спад на 2,3%. Впервые за 31 год внешнеторговый баланс был сведен с дефицитом, что связано с резким падением спроса на основных для Японии экспортных рынках китайском, западноевропейском и североамериканском. Обращает на себя внимание сохранение отрицательного сальдо указанного баланса и в январе. Японские поставки в КНР сократились по сравнению с тем же месяцем 2011 г. на 20%, причем спад регистрировался четвертый месяц подряд. Примерно 40% дефицита внешнеторгового баланса Японии в январе образовалось на китайском направлении. Такие тенденции отражают, в частности, усилившуюся внешнеторговую экспансию КНР.
Платежный баланс Японии по текущим операциям остался положительным, хотя и сократился в большей мере, чем когдалибо раньше в послевоенный период. В результате сузились возможности японского правительства по обслуживанию государственного долга, который эквивалентен примерно 230% ВВП.
Особенно серьезные проблемы возникли в обрабатывающей промышленности Японии. Сокращение продаж в Европе и Северной Америке, высокий курс иены, обострение конкуренции, особенно со стороны восточноазиатских стран угрожают жизнеспособности ведущей отрасли японской экономики.
В 2011 г. курс иены повысился до 75 ед. за $1, т. е. до самого высокого уровня после второй мировой войны. В конце прошлого года за $1 давали 78 иен. В таких условиях трудно выдерживать конкуренцию даже отраслям с самыми известными в мире брэндами, например, автомобилестроению и электронной промышленности.
Согласно данным, приведенным в еженедельнике Economist, к 2014 г. японские автомобилестроительные фирмы сосредоточат 76% производства за пределами Японии (по сравнению с соответствующим реальным показателем 49%, зарегистрированным в 2003 г.). В складывающейся обстановке Toyota объявила в феврале о переводе производства Highlander SUV из Японии в Принстон (США, шт. Индиана), что отчасти связано со снижением расходов на оплату живого труда в американском автомобилестроении.
Фактически не проходит и месяца, чтобы какая-либо японская промышленная компания не объявила о переносе производства той или иной модели автомобиля из Японии в США, Мексику или Канаду.
Глава Toyota А. Тойода заявил корреспонденту BBC в декабре прошлого года о возможности скорого отказа корпорации от обязательства выпускать 3 млн. автомобилей в год в самой Японии. При складывающейся конъюнктуре выполнение этой задаче привело бы к снижению рентабельности. Аналогичного мнения придерживается глава Mitsubishi Motors О. Масуко, считающий, что наращивать производство в Японии “немыслимо”. По сообщению BBC, Nissan прекратила осуществлять инвестиции на Японских овах. Ее руководители отмечают, что “нет ни одного проекта, реализация которого оправдана в стране основного базирования… Впредь вряд ли целесообразно осуществлять экспорт (автомобилей, выпускаемых Nissan) из Японии”.
В складывающейся обстановке ожидается ликвидация значительного числа рабочих мест. Председатель Японской ассоциации производителей автомобилей Т. Сига в интервью агентству Bloomberg отметил, что в настоящее время в отрасли трудятся 5,32 млн. человек; из-за переноса производства в другие страны многие из них могут потерять рабочие места.
Известная фирма Catepillar переводит выпуск небольших тракторов и экскаваторов из Сагами на новый завод около Афин (США, шт. Джорджия), строительство которого обошлось в $200 млн. Осуществляется ряд инвестиционных проектов в целом ряде стран в расчете на закрепление лидерства Caterpillar по определенным позициям. Параллельно оценивается эффективность работы персонала в разных странах и на этой основе принимаются решения относительно организации производства.
В весьма сложном положении оказалась электронная промышленность Японии. Недавно Panasonic в два раза повысила ожидаемый в 2011/2012 ф. г. уровень чистых убытков до рекордной величины 780 млрд. иен или более $10 млрд. К концу марта планировалось ликвидировать 17 тыс. рабочих мест. Для сравнения: убытки энергетической компании TEPCO в этом сложном для нее году (из-за событий на АЭС “Фукусима”) должны составить 695 млрд. иен.
Еще один лидер электронной промышленности Японии компания Sony увеличила объем ожидаемых в указанном финансовом году убытков с 90 млрд. иен до 220 млрд. Агентства Moody’s и Fitch недавно понизили кредитный рейтинг Sony. Крупнейшие убытки в ее истории ожидаются и у компании Sharp. Nintendo сообщила о сведении годового баланса с дефицитом впервые за 30 лет.
Чистые убытки NEC составят, по всей видимости, 100 млрд. иен. Ее акции в течение года упали в цене примерно на 1/3. Предстоит 10%-ное сокращение численности персонала, т. е. примерно на 10 тыс. 7 тыс. работников будут уволены в Японии.
Помимо всего прочего, острой проблемой станет предстоящее повышение тарифов на электроснабжение компанией TEPCO на 17%. В обслуживаемую ею зону входят территории, на которых проживают 45 млн. человек, в том числе и Токийский мегаполис. Апрельское удорожание электроэнергии может стать серьезным ударом для 240 тыс. промышленных предприятий.
Согласно информации, опубликованной в газете Japan Times, более 70% из 105 ведущих компаний Японии не ожидают никакого роста бизнеса в текущем году. Японская радиовещательная компания NHK сообщает, что промышленное производство в стране уменьшилось в 2 раза по сравнению с уровнем, имевшим место 10 лет назад.
Еще до наступления глобального финансового кризиса в 2008 г. японские промышленные компании в возрастающих масштабах стремились добиться экономии на фонде заработной платы и расходах на формирование оптимальных условий труда. Труд китайских стажеров оплачивался по относительно более низким ставкам, привлечение для работы на предприятиях этих компаний бразильцев японского происхождения позволяло обходить жесткие нормы японского трудового законодательства. На современном этапе дополнительные проблемы появляются у японских наемных работников, так как в стране в широких масштабах ликвидируются рабочие места, снижается уровень материального благосостояния части населения. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)