Машиностроение Украины и мира

Украина: поднять автопромышленность предлагает государственная программа развития отечественного автопрома

Украина занимает одно из последних мест в мире по производству автомобилей на душу населения – на 1 тыс. жителей приходится 1,6 автомобиля, и это при том что отечественное производство работает только на 22% своей мощности.

Вместе с тем собрать украинское конкурентоспособное авто сейчас практически нереально – нет ни условий, подкрепленных законодательством, особенно в части налогов, ни перспективных технологических разработок: имеющиеся модели давно отжили свое. Страна не привлекательна для инвесторов, а объемы производства и уровень качества комплектующих далеки от желаемых.

“Импортеры не верят в возможность создания украинского конкурентоспособного авто­мобиля, – говорит Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. – Слишком нестабильна у нас регуляторная политика, высокие налоги, незащищенность инвестиций, дефицит рынков сбыта. Инвесторы не хотят рисковать. А возможность строительства в Украине заводов мировых автоконцернов – сугубо гипотетическая, ведь они уже имеют представительства в странах центральной Европы, России, Турции”.

Поднять украинскую автопромышленность предлагается с помощью Государственной программы развития отечественного автопрома, проект которой разработан госпредприятием “Укрпромвнешэкспертиза” и ассоциацией автомобилепроизводителей “Укравтопром” и представлен прошлой осенью на Киевской международной конференции по развитию автоиндустрии. В соответствии с документом, объемы продаж и экспорта автомобилей, собранных в Украине, до 2020 г. должны вырасти на порядок. Выполнению программы будет способствовать создание привлекательной инвестиционной среды за счет отмены НДС и ввозной пошлины на импорт оборудования для автопрома; постепенное снижение налога на прибыль до 0% (сейчас – 23%); государственная финансовая поддержка в объеме 15 тыс. грн. за каждое созданное рабочее место; компенсация кредитной ставки в 10% на организацию производства. К тому же программой предусмотрена компенсация части стоимости нового авто отечественного производства при условии сдачи в утилизацию старого – 10 тыс. грн. за один утилизированный автомобиль, правда – с 2017 г.

Источники покрытия спроса и объемы украинского экспорта легковых автомобилей (в соответствии с Государственной программой), тыс. ед

Год Импорт Внутреннее производство Экспорт
Фактические итоги
2008 296 327 73
2009 66 97 18
2010 108 54 33
2011 152 68 42
Прогноз при условии реализации Государственной программы
2012 160 80 43
2013 196 133 51
2014 216 195 87
2015 282 293 139
2016 289 361 164
2017 312 449 192
2018 315 537 230
2019 327 636 272
2020 312 728 312

Источник: Auto-Conculting.

Обязательства инвесторов: объемы производства уровня локализации и новые рабочие места (в соответствии с Государственной программой)

Показатель 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г. 2020 г. Прирост

2020 г./2011г.

Мощности, тыс. шт./год 400 400 400 590 890 1190 850
Объемы производства, тыс. шт./год 109 124,2 280,7 517,8 768,8 1042 933
Локализация, % 26 30 40 46 50 55 31
Количество рабочих мест, тыс. чел. 10,4 15,7 40 74,2 118 176,9 166,5

Источник: Auto-Conculting.

Не забыли и об импорте. Предусмотрено повысить пошлину на импорт легковых авто до 30%. Поднять пошлину до 33,4% и 47% – в зависимости от объема двигателей – до недавнего времени предлагал “Укравтопром”, ссылаясь на результаты специального расследования относительно импорта легковых авто, начатого в июне 2011г. (должно официально завершиться в апреле). Расследование подтвердило уменьшение спроса на внутреннем рынке и стремительный рост импорта: за 2008-2011гг. его доля с 44% увеличилась почти до 75%. Когда же в 2005-2008 гг. ввозная пошлина составляла 25% стоимости авто, специалисты констатировали увеличение внутреннего производства легковых авто в два раза, но в 2008 г. Украина вступила в ВТО, и пошлину снизили до 10%. Но для восстановления внутреннего производства, по мнению специалистов, 10% – мало…

Впрочем, предлагаемые 33,4% и 47% пока не рассматриваются как потенциально возможные. Ведь ни украинский покупатель, ни импортеры и дилеры не готовы к резкому росту цен. Кроме того, в рамках переговоров о Зоне свободной торговли с ЕС было предложено постепенно отменить пошлину на новые импортированные авто, задействовав формулу “10+3+2”, которая предусматривает ежегодное уменьшение пошлины в течение десяти лет на 1%. При этом Украина, в случае необходимости, имеет право с разрешения стран-экспортеров в течение 13 лет восстановить прежнюю пошлину. В течение еще двух лет вернуться к 10%-ной пошлине можно будет по упрощенной процедуре, доказав убытки от импорта. Кроме этого, если объемы ввезенных авто превысят 45 тыс. единиц (именно такое количество автомобилей импортированы из Европы за 2005-2007 гг.) и их доля на рынке превысит долю рынка отечественных автомобилей, пошлина также будет восстановлена.

Сейчас же сторонами согласован только протокол, который вступит в силу после подписания соглашения о создании ЗСТ президентом Украины и главой Еврокомиссии. Это событие могло состояться 19 декабря 2011 г. на саммите в Киеве, но документ европейская сторона, принимая во внимание судебно-политическую ситуацию в Украине, не подписала. Но переговоры продолжаются, их официальным завершением станет подписание или неподписание соглашения 27 европейскими странами и украинским парламентом. Поэтому дальнейший сценарий развития ситуации с автомобилями можно назвать одним словом – неопределенность.

Поверить в реализацию прогнозируемых показателей роста объемов украинского автопрома с претензией на прорыв в отрасли сложно. Но, возможно, завышенная целевая планка даст определенные результаты. При этом было бы неплохо, чтобы предложенные в программе новации не стали выборочными, работая исключительно в чью-то пользу. (Зеркало недели/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version