Украина занимает одно из последних мест в мире по производству автомобилей на душу населения – на 1 тыс. жителей приходится 1,6 автомобиля, и это при том что отечественное производство работает только на 22% своей мощности.
Вместе с тем собрать украинское конкурентоспособное авто сейчас практически нереально – нет ни условий, подкрепленных законодательством, особенно в части налогов, ни перспективных технологических разработок: имеющиеся модели давно отжили свое. Страна не привлекательна для инвесторов, а объемы производства и уровень качества комплектующих далеки от желаемых.
“Импортеры не верят в возможность создания украинского конкурентоспособного автомобиля, – говорит Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. – Слишком нестабильна у нас регуляторная политика, высокие налоги, незащищенность инвестиций, дефицит рынков сбыта. Инвесторы не хотят рисковать. А возможность строительства в Украине заводов мировых автоконцернов – сугубо гипотетическая, ведь они уже имеют представительства в странах центральной Европы, России, Турции”.
Поднять украинскую автопромышленность предлагается с помощью Государственной программы развития отечественного автопрома, проект которой разработан госпредприятием “Укрпромвнешэкспертиза” и ассоциацией автомобилепроизводителей “Укравтопром” и представлен прошлой осенью на Киевской международной конференции по развитию автоиндустрии. В соответствии с документом, объемы продаж и экспорта автомобилей, собранных в Украине, до 2020 г. должны вырасти на порядок. Выполнению программы будет способствовать создание привлекательной инвестиционной среды за счет отмены НДС и ввозной пошлины на импорт оборудования для автопрома; постепенное снижение налога на прибыль до 0% (сейчас – 23%); государственная финансовая поддержка в объеме 15 тыс. грн. за каждое созданное рабочее место; компенсация кредитной ставки в 10% на организацию производства. К тому же программой предусмотрена компенсация части стоимости нового авто отечественного производства при условии сдачи в утилизацию старого – 10 тыс. грн. за один утилизированный автомобиль, правда – с 2017 г.
Источники покрытия спроса и объемы украинского экспорта легковых автомобилей (в соответствии с Государственной программой), тыс. ед
Год | Импорт | Внутреннее производство | Экспорт |
Фактические итоги | |||
2008 | 296 | 327 | 73 |
2009 | 66 | 97 | 18 |
2010 | 108 | 54 | 33 |
2011 | 152 | 68 | 42 |
Прогноз при условии реализации Государственной программы | |||
2012 | 160 | 80 | 43 |
2013 | 196 | 133 | 51 |
2014 | 216 | 195 | 87 |
2015 | 282 | 293 | 139 |
2016 | 289 | 361 | 164 |
2017 | 312 | 449 | 192 |
2018 | 315 | 537 | 230 |
2019 | 327 | 636 | 272 |
2020 | 312 | 728 | 312 |
Источник: Auto-Conculting.
Обязательства инвесторов: объемы производства уровня локализации и новые рабочие места (в соответствии с Государственной программой)
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | 2014 г. | 2016 г. | 2018 г. | 2020 г. | Прирост
2020 г./2011г. |
Мощности, тыс. шт./год | 400 | 400 | 400 | 590 | 890 | 1190 | 850 |
Объемы производства, тыс. шт./год | 109 | 124,2 | 280,7 | 517,8 | 768,8 | 1042 | 933 |
Локализация, % | 26 | 30 | 40 | 46 | 50 | 55 | 31 |
Количество рабочих мест, тыс. чел. | 10,4 | 15,7 | 40 | 74,2 | 118 | 176,9 | 166,5 |
Источник: Auto-Conculting.
Не забыли и об импорте. Предусмотрено повысить пошлину на импорт легковых авто до 30%. Поднять пошлину до 33,4% и 47% – в зависимости от объема двигателей – до недавнего времени предлагал “Укравтопром”, ссылаясь на результаты специального расследования относительно импорта легковых авто, начатого в июне 2011г. (должно официально завершиться в апреле). Расследование подтвердило уменьшение спроса на внутреннем рынке и стремительный рост импорта: за 2008-2011гг. его доля с 44% увеличилась почти до 75%. Когда же в 2005-2008 гг. ввозная пошлина составляла 25% стоимости авто, специалисты констатировали увеличение внутреннего производства легковых авто в два раза, но в 2008 г. Украина вступила в ВТО, и пошлину снизили до 10%. Но для восстановления внутреннего производства, по мнению специалистов, 10% – мало…
Впрочем, предлагаемые 33,4% и 47% пока не рассматриваются как потенциально возможные. Ведь ни украинский покупатель, ни импортеры и дилеры не готовы к резкому росту цен. Кроме того, в рамках переговоров о Зоне свободной торговли с ЕС было предложено постепенно отменить пошлину на новые импортированные авто, задействовав формулу “10+3+2”, которая предусматривает ежегодное уменьшение пошлины в течение десяти лет на 1%. При этом Украина, в случае необходимости, имеет право с разрешения стран-экспортеров в течение 13 лет восстановить прежнюю пошлину. В течение еще двух лет вернуться к 10%-ной пошлине можно будет по упрощенной процедуре, доказав убытки от импорта. Кроме этого, если объемы ввезенных авто превысят 45 тыс. единиц (именно такое количество автомобилей импортированы из Европы за 2005-2007 гг.) и их доля на рынке превысит долю рынка отечественных автомобилей, пошлина также будет восстановлена.
Сейчас же сторонами согласован только протокол, который вступит в силу после подписания соглашения о создании ЗСТ президентом Украины и главой Еврокомиссии. Это событие могло состояться 19 декабря 2011 г. на саммите в Киеве, но документ европейская сторона, принимая во внимание судебно-политическую ситуацию в Украине, не подписала. Но переговоры продолжаются, их официальным завершением станет подписание или неподписание соглашения 27 европейскими странами и украинским парламентом. Поэтому дальнейший сценарий развития ситуации с автомобилями можно назвать одним словом – неопределенность.
Поверить в реализацию прогнозируемых показателей роста объемов украинского автопрома с претензией на прорыв в отрасли сложно. Но, возможно, завышенная целевая планка даст определенные результаты. При этом было бы неплохо, чтобы предложенные в программе новации не стали выборочными, работая исключительно в чью-то пользу. (Зеркало недели/Машиностроение Украины, СНГ, мира)