Машиностроение Украины и мира

ПРОГНОЗ: емкость мирового рынка беспилотных летательных аппаратов (БЛА) к 2018 году вырастет до $12 млрд.

В настоящее время эксперты оценивают потенциальную емкость мирового рынка беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в $6 млрд. в год, а к 2018 г. она вырастет до $12 млрд. По американским данным, в настоящее время БЛА производятся примерно в 40 странах. Однако в мире не так много стран (США, ЕС, КНР, Израиль и Россия), где создаются БЛА военного назначения, так как для этого требуется высокий научно-технический потенциал, а также значительные затраты на НИОКР.

Десятки стран заинтересованы в покупке БЛА военного назначения. Таким образом, суммы сделок будут исчисляться миллиардами долларов. Главная причина роста – увеличивающийся с каждым годом спрос на подобные системы со стороны военных, специальных служб и правоохранительных органов. Нынешнее поколение БЛА предназначено для действий против противника, не обладающего системой ПВО, а также для контртеррористических операций.

В большинстве случаев это относительно простые, легкие разведывательные машины, предназначенные для решения тактических задач. Оснащенные видеоаппаратурой они используются не только в военных целях. В частности, беспилотники будут следить за обстановкой в Лондоне во время Олимпиады 2012 г., а также патрулировать границы ЕС.

По информации издания EUobserver, в КНР уже разработан аналог американского ударного БЛА Predator. Предполагается, что он будет активно поставляться на экспорт. Это может заставить активизироваться других производителей, а правительства соответствующих стран – пересмотреть экспортную политику в данной области.

Как заявляют эксперты, ударный БЛА обладает теми же преимуществами, что и крылатая ракета – относительной дешевизной и малозаметностью, но при этом может использоваться многократно (американские аппараты MALE-класса и семейства Predator). Причем его можно превратить в носитель оружия массового поражения (биологического или химического).

В настоящее время разрабатываются БЛА 6-го поколения (модели Х-45 и Х-47 в США и nEUROn в Европе), использующие технологии снижения заметности.

Россия пока не имеет ударных беспилотников, однако выбраны две компании “Транзас” и “Сокол”, которые должны будут разработать достаточно тяжелые аппараты, по габаритам сопоставимые с БЛА Predator и Reaper.

Основная причина популярности разведывательных и ударных БЛА – отсутствие риска для экипажа. В то же время возможности современных беспилотников, с точки зрения полезной нагрузки, пока несколько меньше, чем у пилотируемых аппаратов, считают аналитики.

Как заявляют эксперты, дешевизна БЛА относительно пилотируемых самолетов и вертолетов объясняется рядом причин, в числе которых отсутствие систем жизне-обеспечения пилота и меньшие габариты, а снижение их себестоимости тесно связана с ростом объемов производства: увеличение выпуска БЛА семейства Predator позволило снизить их стоимость, однако стратегический разведчик Global Hawk по-прежнему остается очень дорогим из-за незначительного объема производства.

Согласно докладу Конгресса США, в настоящее время на боевые БЛА приходится 31% общей численности боевых ЛА против 5% в 2005 г.

С 2001 г. Пентагон потратил $26 млрд. на беспилотники, и эти расходы постоянно растут. В настоящее время Вооруженные силы США насчитывают 7494 беспилотника и 10767 ПЛА. Большинство БЛА на службе Вооруженных сил составляют небольшие аппараты типа Raven (5346 ед.). Тем не менее США по-прежнему тратит значительные средства на пилотируемые самолеты, на закупки которых приходится 92% финансирования на приобретение военной авиатехники.

Среди БЛА выделяются 161 шт. Predator, которые используются в Ираке, Афганистане, Пакистане, Йемене и других странах, а также более тяжелая версия этого беспилотника – MQ-9 Reaper.

Среди недостатков БЛА в докладе указана высокая стоимость сенсоров, которая часто сводит на нет дешевизну самих беспилотников. Кроме того, беспилотная авиация постоянно испытывает нехватку пропускной способности телекоммуникационных систем, в частности один БЛА Global Hawk уже требует скорости передачи данных в 500 Мбит/с. Это 500% от общей пропускной способности коммуникаций, которыми обладали американские военные во время войны 1991 г. в Персидском заливе. Однако авиационная промышленность США подготовила к производству новые БЛА и дирижабли, которые будут собирать еще больше данных, чем Global Hawk. В перспективе промышленность готова поставить к 2034 г. значительное количество палубных ударных самолетов, беспилотников РЭБ, миниатюрных БЛА-камикадзе и гиперзвуковых самолетов новых типов. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version