Машиностроение Украины и мира

Украина: кому выгодны спецпошлины на иномарки

Министерство экономразвития и торговли, возглавляемое Петром Порошенко, сделало выводы по итогам спецрасследования, инициированного в 2011 г. ассоциацией “Укравтопром”. МЭРТ очевидно будет рекомендовать Межведомственной Комиссии по Международной торговле принять следующие меры: ввести сроком на три года специальную пошлину на автомобили с объемом двигателя 1-1,5 л – в 6,46%, а на автомобили с двигателями 1,5-2,2 л – 15,1%. В мае Комиссия уже может вынести решение, а учитывая, что формально она координируется МЭРТом, не трудно догадаться каким может быть ее решение. Кому же выгодно данное решение?

В 2011 г. ассоциация “Укравтопром” инициировала данное расследование, мотивируя его ущербом со стороны иномарок нанесенным интересам украинских автопроизводителей в 2008-2010 гг. Формально ассоциация выступала от имени КрАСЗа, ЗАЗа и “Еврокара” (завод “Богдан” даже не значился в числе инициаторов, но затем приобщился к расследованию). Главный аргумент – падение объемов производства на украинских автозаводах на 78,9%, с вытекающими отсюда последствиями по сокращению загрузки, прибыли и т. п. На этом фоне заявитель утверждал о росте доли импортных автомобилей на украинском рынке и обвинил их в плачевном состоянии украинского автопрома.

С конца 2008 г. по 2010 г. украинский рынок погрузился в небывалый кризис, вызванный последствиями финансового кризиса. Автомобильный рынок сократился с 600 тыс. авто до 160 тыс. авто, притом в первые месяцы спад достигал 75-80%. На фоне такого торможения автопродаж в Украине оказались избыточными мощности 4 автозаводов, рассчитанные под рынок в 600 тыс. в год. В новейших условиях потребности украинцев покрыл бы и один автозавод, но ситуацию начали усугублять еще и поставки иномарок с российских автозаводов, которые один за другим начинали работать. Как только автозавод из России открывал экспортные поставки, его продукция тут же становилась бестселлером в Украине, ведь на иномарки из России нет вообще пошлины. Первым украинский рынок покорил Hyundai Accent, который всего за несколько месяцев став бестселлером в Украине, затем настал черед Volkswagen Polo, Renault Logan, Kia Rio. Украиский рынок значится в приоритетах и для поставок Peugeot, Citroen, Mitsubishi, а со временем Nissan, Toyota, Ford, General Motors и др.

Ассоциация “Укравтопром” настаивала на специальной пошлине в 33,4% и 47% дополнительно к ныне существующей 10% пошлине на импорт легковых автомобилей по двум кодам ТВЭД для авто с двигателями 1000-1500 куб. см и 1500-2200 куб. см, притом на весь импорт, включая беспошлинный из России. Но в МЭРТ были другого мнения и предлагают ограничиться пошлинами 6,46% и 15,1%.

Проанализировав модельную линейку украинских автозаводов, пришли к следующим выводам. ЗАЗ выпускает автомобили Lanos, Forza, Vida, которые в основном комплектуются двигателями 1399, 1497 и 1498 куб. см, то есть попадают в диапазон 1-1,5 л и который МЭРТ предлагает защитить дополнительной пошлиной 6,46%.

Завод “Еврокар” в основном выпускает автомобили Skoda с двигателями 1198 и 1390 куб. см, и автомобили с моторами 1595 и 1798 куб. см, но основная ставка делается на второй диапазон, который МЭРТ предлагает защитить спецпошлиной 15,1%.

Завод “КрАСЗ” в основном выпускает автомобили Geely с бензиновыми двигателями 1498 куб. см (доппошлина 6,46%), а также Ssang Yong с дизельными двигателями 1998 куб. см, которые не относятся к кодам УКТЗЕД 8703 22 10 00 и 8703 23 19 10 и не подлежат защите.

Завод “Богдан”, который приобщился к расследованию не сразу, выпускает автомобили “Lada-Богдан” с двигателями 1596 куб. см, а также Hyundai Tucson с мотором 1975 куб. см. Такие авто МЭРТ предлагает защитить дополнительной пошлиной 15,1%.

В Ассоциации “Укравтопром” прокомментировали выводы Министерства экономразвития.

В соответствии со ст. 8 Соглашения ВТО “О специальных защитных мерах”, в рамках проведения специального расследования, украинская сторона в лице Министерства экономического развития и торговли, должна провести консультации с заинтересованными странами-членами ВТО. Учитывая конфиденциальность этого процесса никто, в том числе и ассоциация не располагает документально подтвержденной информацией о результатах расчетов и предложениях МЭРТ о размере специальной пошлины.

Ассоциация “Укравтопром” считает, что процессы, которые были начаты специальным расследованием, являются природными. Сейчас это вопрос государственного и ведомственного уровня. Исходя из норм и практики ВТО, еще очень рано давать оценку гипотетическим действиям которые еще не были предпринятыми.

Не понятно по какой причине, в корпорации “Богдан” также не смогли ответить о своем отношении к выводам ведомства Петра Порошенко. В Группе компаний “АИС” официально не сообщили о своей реакции на выводы Минэкономразвития, но неофициально подтвердили, что особой защиты пошлина 6,46% для их гаммы автомобилей не принесет, а внедорожники Ssang Yong на КрАСЗе выпускали и без всяких дополнительных пошлин.

Председатель Наблюдательного совета ЧАО “Еврокар” Олег Боярин аргументировал необходимость применения защитных мер: “Как известно, специальные пошлины вводятся с целью защиты внутреннего производства от возрастающего импорта. Ввиду этого, данное решение, безусловно, окажет положительное влияние, в первую очередь, на отечественное производство. До кризиса, у нас уже был большой собственный авторынок: состоянием на 2008 г. доля отечественных авто составляла более 60%. К началу 2012 г. она снизилась почти до 30%, что крайне негативно сказалось на платежном балансе. Как известно, государства – члены ВТО могут применять защитные меры и возбуждать спец расследования в случае падения национального производства, это обычная и весьма распространенная практика. Пользуясь этим правом, другие страны-члены ВТО уже открыли 32 специальных расследования против Украины.

Повышение пошлин должно создать экономические предпосылки для развития производства непосредственно у нас в стране тех марок авто, которые сегодня импортируются.

И если, по нашим прогнозам, к 2020 г. объем продаж авто на отечественном рынке достигнет 1 млн. автомобилей в год при существующих производственных мощностях на 420 тыс. авто в год, открывается потенциал для еще 680 тыс. Эту долю рынка могут занять 5-6 крупных производителей, выпускающих продукцию не только для Украины, но и для других стран.

Применение специальных мер откроет путь к введению выпуска новых моделей и новых марок авто, станет толчком для повышения привлекательности объекта для иностранных инвесторов в связи с большей выгодой производства автомобилей в рамках Украины. С учетом этого, наш завод “Еврокар” планирует осуществить пуск полномасштабного (CKD) производства, нарастив объемы производства легковых автомобилей до 100 тыс./год. Уже на сегодня на заводе “Еврокар” установлено и подготовлено к работе оборудование, отвечающее самым высоким требованиям стандартов качества, в производственном процессе используются самые современные подходы, европейские технологии, высококачественные робото-комплексы. Такие перспективы обеспечат повышение загрузки производственных мощностей завода, полномасштабный формат производства автомобилей и значительное повышение уровня локализации, что свою очередь обеспечит создание новых рабочих мест.

Прибыль, полученную от масштаба производства, можно будет направить на создание в Украине полномасштабного производства автомобилей, привлечения инвесторов для создания производства комплектующих и компонентов и поэтапное формирование автомобильного кластера в Украине, что в свою очередь поможет вывести Украину на уровень мирового производства. Также вырученные средства позволят развивать смежные отрасли производства: это позволит восстановить и создать рабочие места не менее чем для 167 тыс., в том числе около 37 тыс. человек в производстве легковых автомобилей. Такие шаги сделают автомобилестроение в Украине инвестиционно привлекательным, а рынок Украины – привлекательным для бизнеса, который ставит целью именно производство автотранспортных средств в Украине”..

Импортеры автомобилей отмечают, что решение о введении спецпошлин уже было в истории авторынка в 2009 г., когда сроком на полгода была введена 13%-ная “терехинская” надбавка. Ни к чему, кроме как к потерям для бюджета это не привело, ведь импортеры также являются крупнейшими налогоплательщиками. По словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко бюджет может недополучить $1,23 млрд.

Александр Тимофеев, генеральный директор компании “АВТ Бавария” (официальный импортер BMW, MINI, дилер Rolls-Royce, ALPINA); генеральный директор компании “АВТ Британия” (Aston Martin Kiev) еще более категоричен: “Я не думаю, что это приведет к развитию производства в Украине, поскольку всевозможные пошлины повышались на протяжении 20 последних лет, и это ничего не дало нашему отечественному автопрому. У нас только собирают автомобили, а это слабо можно отнести к производству, а соответственно к созданию новых рабочих мест.

Для того чтобы пришли иностранные инвесторы в автопроизводство, необходимо создать им соответствующие условия, чего в нашей стране пока не происходит. Пока в Украине не будут приняты достаточно жесткие меры относительно инвестиционного климата и максимального приоритета для инвестиций, я не думаю, что что-то измениться.

Как показал предыдущий опыт повышения процентной ставки на 13% на полгода, все продажи автомобилей просто замерли на этот период, и в действительности, достаточно серьезно пострадал весь автомобильный бизнес, это не помогло ни сборщикам, ни импортерам автомобилей. Поэтому, мне кажется, данные нововведения, вряд ли помогут нам, а, тем более, бюджету страны”.

Олесь Шкуратов, маркетинг-директор “Пежо Украина”: “Такое решение ударит в первую очередь по украинским автолюбителям, так как существенно ограничит их выбор моделями, производимыми в Украине методом крупноузловой сборки. Пострадает, безусловно и автобизнес в целом – ведь на наиболее популярные двигатели пошлина возрастет до 25%, а это около 30% роста цен на уровне розницы.

Вряд ли такое решение приведет к развитию полноценного автопроизводства в Украине. Фактически импортеры окажутся в еще более неравных условиях. Ведь сегодня при импорте одного автомобиля в бюджет государства платится более $1500 различных платежей, а с машинокомплекта – 100 евро.

По моему стойкому убеждению, инвесторы и автопроизводители придут только тогда, когда инвестиционный климат в стране станет нормальным. Для любых инвестиций важна стабильность, тем более это справедливо в отношении таких “долгоиграющих” проектов как автосборка. По результатам прежнего “стимулирования” отечественного производителя отчетливо видно, что административное регулирование эффекта не дает. Должны быть созданы равные для всех, прозрачные и стабильные условия для инвесторов и тогда они, возможно, придут”.

Все опрошенные автоимпортеры намерены активно бороться с возможным введением спецпошлин и будут аргументировать свою позицию не только в СМИ, но и привлекают на защиту посольства, европейские институты и т. д. Кроме того, по процедуре МЭРТ еще должно провести консультации с заинтересованными странами-членами ВТО, которые будут явно не в восторге от ограничений для продукции из многих стран. Очевидно, что нет былого единства и в команде украинских автопроизводителей, ведь далеко не всем выгодны озвученные ставки дополнительной пошлины. Ясность в вопросе спецрасследования появится после того, когда пройдут первые раунды консультаций. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version