По данным Федерации предприятий железнодорожного машиностроения Франции, оборот этой отрасли (с числом занятых примерно 18 тыс.) в 2010 г. определялся в 4,82 млрд. евро, из которых 1,65 млрд. евро были обеспечены за счет экспорта. Эти показатели свидетельствуют об улучшении положения в отрасли, если учесть, что в 2009 г. совокупный оборот исчислялся в 4,1 млрд. евро, а экспорт – в 1,1 млрд.
Около 2/3 оборота (а именно 68%) в 2010 г. приходилось на железнодорожный подвижной состав, 12% – на на оборудование для него, 9% – на объекты железнодорожной инфраструктуры, 10% – на сигнализационную технику, а остальная часть – на ремонтные работы (включая ремонт вагонов).
Удельный вес экспорта в нише подвижного состава был равен 30%, а сигнализационной техники – 61%.
В предстоящие годы на емкости внутреннего рынка может отрицательно сказаться сокращение заказов на подвижной состав со стороны как Управления национальных железных дорог Франции, так и ряда региональных компаний, а также сравнительно медленное развитие спроса на сигнализационную технику (сдерживаемое задержкой с введением Европейской системы управления железнодорожным движением European Rail Traffic Management System – ERTMS) и угрозы, создаваемые проектам в области железнодорожной инфраструктуры финансовыми трудностями. В этих условиях, по мнению экспертов, общее состояние отрасли в еще большей степени будет зависеть от экспорта.
Несмотря на все это, железнодорожный сектор Франции остается одним из наиболее “представительных” в мире.
Одной из характерных особенностей железнодорожного сектора Франции является происходившее в нем в последние годы усиление концентрации и интернационализации производства (будь то через соглашения о покупке акций или о слиянии). В стране действует немало зарубежных компаний мировой значимости. В частности, наряду с Bombardier и Siemens, имеющими во Франции достаточно крупные производственные центры, там представлены такие компании, как оказывающие услуги в области проектирования фирмы Systra, Egis, и ряд других.
Основными иностранными заказчиками (без учета ремонта вагонов) в 2010 г. являлись КНР (на которую приходилось 18,1% французского экспорта; на рынке этой страны Франция была четвертым по значимости поставщиком), Марокко (17,1% и первое место), Бельгия (13% и третье место), Германия (10,2% и четвертое место) и Люксембург (8,2% и первое место). В числе достаточно крупных клиентов Франции в 2010 г. фигурировали также Испания и Алжир (около 5% в каждом случае). Примечательно также, что в 2008-2010 гг. первая пятерка замыкалась не Люксембургом, а Турцией.
Ведущими французскими предприятиями, представленными на мировом рынке в 2010 г., были: Alstom Transport (чьи поступления от операций в различных странах мира оценивались в 5,6 млрд. евро), Faiveley Transport (с мировым оборотом 852 млн. евро), Colas Rail (с оборотом 557 млн. евро, обеспеченным за счет деятельности в Великобритании, Румынии, Марокко, Египте и Венесуэле), Vossloh Cogifer (с мировым оборотом 439 млн. евро), Tata Steel Rail (бывшая Corus Rail; 242 млн. евро; Великобритания) и Lohr Industrie (120 млн. евро, с учетом платформ для транспортировки автомобилей; Турция, КНР, США, Мексика). (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)