В 2011 г. американская корпорация General Motors (GM) стала крупнейшим мировым автомобилестроительным концерном, реализовав 9,03 млн. машин, что на 7,6% больше по сравнению с 2010 г., когда корпорация заняла второе место в мире. Второй в рейтинге стала группа Volkswagen (третье место в 2010 г.), третьим – альянс Renault-NissanАвтоВАЗ, а четвертой – корпорация Toyota.
По итогам 2011 г. GM получила прибыль в $7,6 млрд., что почти вдвое больше, чем в 2010 г. ($4,7 млрд.). Согласно данным официального отчета корпорации, основной объем прибыли GM получила от деятельности североамериканского подразделения $7,2 млрд. (против $5,7 млрд. в 2010 г.). Европейское подразделение GM пока приносит убытки, однако их величина уменьшилась почти в два раза: $0,7 млрд. в 2011 г. против $1,3 млрд. в 2010 г. Прибыль GM от деятельности в других регионах составила $1,9 млрд.
В 2012 г. GM планирует продолжить политику агрессивных инвестиций в технологии и новые изделия, наметив объем капитальных затрат в $8 млрд.
Директор по продажам крупнейшей в Европе автомобилестроительной компании Volkswagen AG К. Клингер считает, что окончательные итоги мировых продаж легковых автомобилей одноименной марки за 2011 г. являются успешными, поскольку установлен новый рекорд – 5,1 млн. шт. Данный показатель превышает на 13,1% результат 2010 г. Всего же все компании, входящие в концерн Volkswagen, продали по всему миру 8,16 млн. автомобилей, что на 14,3% больше по сравнению с 2010 г.
Впервые в истории компании, за прошлый год в КНР было продано 1,72 млн. автомобилей, в США – почти 325 тыс. шт. и в России – 118 тыс. шт., что более чем на 100% превышает показатели 2010 г. В Индии продажи возросли более чем на 150% и составили около 77 тыс. автомобилей.
В Азии и Тихоокеанском регионе за 2011 г. продажи легковых автомобилей Volkswagen выросли на 16,6%, в Северной Америке – на 22,2%, а в Южной – на 2,2%.Положительная тенденция в продажах Volkswagen наблюдается и в Европе, где за прошлый год сбыт автомобилей Volkswagen составил 1,72 млн. шт., то есть на 11,2% больше, чем в 2010 г.
До 2016 г. концерн планирует направить на снижение расхода топлива и уровня выбросов вредных веществ своих автомобилей 62,4 млрд. евро, заявил генеральный директор Volkswagen AG М. Винтеркорн.
Новая инвестиционная программа позволит Volkswagen делать каждое поколение автомобилей экономичнее предыдущего на 10-15%. Количество углекислого газа, выделяемого машинами VW, к 2015 г. не будет превышать 120 г/км. Таким образом, в 2006-2015 гг. этот показатель сократится на 30%. Часть средств концерн планирует направить на повышение экологичности производства. К 2018 г. он рассчитывает использовать на 25% электроэнергии и воды меньше, чем в настоящее время. Для этого будет выделено 600 млн. евро на установку оборудования, использующего возобновляемые источники энергии. К 2020 г. в рамках борьбы с парниковым эффектом выбросы углекислого газа всеми заводами должны уменьшиться на 40%. Volkswagen также планирует направить 14 млрд. евро на развитие собственного производства в КНР.
Компания Porsche, контролируемая группой Volkswagen AG получила в 2011 г. рекордную прибыль в своей истории, которая выросла на 22% по сравнению с 2010 г. – до 2,05 млрд. евро. Финансовые результаты 2011г. стали самыми высокими за 80 лет существования компании, при этом выручка Porsche повысилась на 18% до 10,9 млрд. евро. Продажи автомобилей увеличились в 2011 г. на 22% до 119 тыс. шт. (в том числе 60 тыс. автомобилей Cayenne и 28 тыс. Panamera).
Японский автомобильный гигант Nissan Motor быстро преодолел последствия прошлогодних природных катастроф и намерен обогнать по прибыли лидера отрасли – Toyota Motor, а также компанию Honda Motor. По мнению аналитиков, планы Nissan базируются на умении даже в кризис поддерживать хорошую репутацию и создавать выгодные альянсы. В истекшем финансовом году (закончился 31 марта), согласно имеющимся оценкам, компания заняла первое место по чистой прибыли среди японских автомобилестроительных концернов (290 млрд. иен).
Корпорация Toyota Motor в 2011-2012 отч. г. (закончился 31 марта), по предварительным данным, получила выручку в 200 млрд. иен при продажах автомобилей в 7,9 млн. шт. (-6% к предыдущему отчетному периоду). Toyota была вынуждена сократить производство и продажи автомобилей на крупнейших рынках – в США и КНР. В 2010г. Toyota была крупнейшим в мире продавцом автомобилей, реализовав 8,42 млн. машин. Это звание японская корпорация удерживала с 2008 г.
Компания Honda, не оправившаяся от наводнения в Таиланде, снизила годовой прогноз и рассчитывала по итогам 2011-2012 отч. г. получить выручку 215 млрд. иен. Согласно заявлению директора Центра экономики автомобильной промышленности Университета ДуйсбургЭссена Ф. Дуденхеффера, Nissan сможет обогнать конкурентов за счет стабильной работы предприятий. К тому же на бизнесе Toyota негативно сказались многочисленные отзывы проданных автомобилей в 2010 г. и, соответственно, ухудшение репутации.
По мнению Ф. Дуденхеффера, своими успехами компания Nissan обязана не только альянсу с французской группой Renault, но и сотрудничеству с Daimler AG. В январе партнеры объявили о производстве двигателей для легковых автомобилей Mercedes-Benz на заводе Nissan в Северной Америке; данный проект стал самым крупным зарубежным производственным объектом за всю историю концерна.
По итогам 2011 г. чистая прибыль германского концерна Daimler AG выросла на 29% до 6,03 млрд. евро по сравнению с аналогичным показателем в 4,67 млрд. евро за 2010 г. Выручка достигла 106,54 млрд. евро, превысив на 9% соответствующий показатель 2010 г. (97,76 млрд.). Показатель EBIT (прибыль до уплаты налогов и процентов по займам) составил 8,76 млрд. евро (+20%).
В IV квартале 2011 г. концерн увеличил чистую прибыль в годовом исчислении на 57% до 1,79 млрд. евро (в IV квартале 2010 г. показатель составил 1,14 млрд.). Выручка возросла на 10% до 29,07 млрд. евро, а EBIT – на 39% до 2,18 млрд.
Компания удовлетворена результатами 2011 г., отметив, что все ее подразделения – Mercedes-Benz Cars (легковые автомобили), Daimler Trucks (грузовики) и Mercedes-Benz Vans (мини-вэны) – существенно увеличили продажи по сравнению с 2010 г. на основных рынках сбыта.
По итогам 2011 г. Daimler реализовал 1,26 млн. легковых автомобилей марки Mercedes-Benz, что всего на 120 тыс. машин меньше, чем его ближайший конкурент – группа BMW. Концерн намерен увеличить производство автомобилей вдвое и к 2020 г. планирует выпускать 2,7 млн. машин ежегодно. К этому же сроку Daimler намерен обойти конкурентов в премиумсегменте – BMW и Audi. Для достижения цели Daimler планирует построить новый завод в КНР и еще один в США или Мексике. Согласно заявлению главы компании Д. Цетшена, к 2017 г. или 2018 г. в США заработает новое предприятие Daimler, которое будет выпускать следующее поколение компактных автомобилей A-class совместно с компанией Nissan.
Ранее Daimler заявлял, что предприятие Nissan, расположенное в шт. Теннесси (США), начнет производство 4-цилиндровых бензиновых двигателей, которые будут устанавливаться на автомобили марок Infiniti, а также в Mercedes-Benz C-class, который будет выпускаться на заводе Daimler в шт. Алабама с 2014 г.
По данным годового отчета концерна BMW AG (Германия), его чистая прибыль за 2011 г., приходящаяся на долю ее акционеров, выросла на 51,2% до 4,881 млрд. евро против 3,227 млрд. в 2010 г. Выручка увеличилась на 13,8% в годовом исчислении и достигла 68,821 млрд. евро против 60,477 млрд. в 2010 г. Доналоговая прибыль составила 7,383 млрд. евро, что на 52% больше, чем за 2010 г. (4,853 млрд.).
В годовом отчете BMW AG сообщил, что к 2016 г. его продажи перешагнут отметку в 2 млн. шт., включая продажи машин брэндов MINI и Rolls-Royce, что на 4 года ранее изначально запланированного срока (2020 г.). По итогам 2012 г. компания ожидает получить рекордную доналоговую прибыль и прогнозирует дальнейший рост показателей деятельности в 2013 г.
Согласно заявлению председателя совета директоров BMW Н. Райтхофера, премиальный автомобильный сегмент растет быстрее, чем глобальный автомобильный рынок в целом, что особенно заметно в развивающихся странах. В 2012 г. концерн намерен продолжить политику глобализации и расширить мощности в КНР, Индии и ЮАР и “оценивает потенциальные производственные площадки в таких странах, как Бразилия, Россия, Индия, Республика Корея и Турция”, где в совокупности BMW нарастил продажи на 1000% за последние десять лет.
Как сообщил член правления концерна, отвечающий за производство, Ф.-П. Арндт, BMW AG обсудил с В. Путиным возможность расширения производства в России. В настоящее время BMW собирает автомобили на мощностях завода “Автотор” в Калининграде. В сентябре 2011 г. директор по развитию российской автосборочной компании “Автотор” А. Сорокин сообщал, что стороны подписали меморандум о реализации проекта по созданию полного цикла производства автомобилей BMW. Общие инвестиции оценивались в 200 млн. евро, мощности могут составить 80 тыс. автомобилей в год. По итогам 2012 г. BMW намерен выпустить на “Автоторе” более 20 тыс. автомобилей против 17 тыс. в 2011 г.
Чистая прибыль германского машиностроительного концерна MAN AG в 2011 г. снизилась на 66,6% до 238 млн. евро с 713 млн. в 2010 г.; выручка увеличилась на 12,2% до 16,47 млрд. евро с 14,68 млрд. в 2010 г.; операционная прибыль достигла 1,48 млрд. евро, что на 43,3% превышает аналогичный показатель предыдущего года (1,04 млрд.).
В состав MAN Group входят: MAN Nutzfahrzeuge AG (грузовики, автобусы, двигатели для автомобилей и морских судов), Ferrostaal AG (продукция для предприятий тяжелой промышленности), MAN Roland Druckmaschinen AG (оборудование для издательского дела), MAN B&W Diesel AG (дизельные двигатели для морских судов, силовых установок и промышленных нужд), MAN Turbomaschinen AG (сервисное обслуживание компрессоров и турбин), Renk AG (разработка коробок передач) и MAN Technologie AG (проектирование и производство в области авиации, космоса и обороны).
Чистая прибыль группы Renault (Франция) по итогам 2011 г. сократилась на 39% до 2139 млн. евро против 3490 млн. в 2010 г. (согласно прогнозам аналитиков, чистая прибыль за 2011 г. не должна была превысить 2 млрд. евро).
Выручка от реализации увеличилась на 9,4% до 42628 млн. евро, валовая прибыль составила 1091 млн. евро или 2,6% выручки по сравнению с 1099 млн. евро и 2,8% в 2010г. Операционная прибыль выросла практически вдвое до 1244 млн. евро с 635 млн. в 2010 г. Вклад ассоциированных предприятий составил 1524 млн. евро, тогда как в 2010 г. он был равен 1289 млн.
На 19% увеличились продажи продукции группы за пределами Европы, особенно в Бразилии и РФ. В 2012 г. она ожидает, что продажи за пределами Европы превысят 43% общих продаж, а Renault сохранит лидерство на рынке Франции и второе место в Европе.
Чистая прибыль второго по величине в Европе производителя автомобилей альянса PSA Peugeot Citroen S.A. (Франция) за 2011 г. сократилась на 48,2% до 588 млн. евро, в то время как в 2010 г. данный показатель составлял 1134 млн. Тем не менее выручка по итогам года увеличилась на 6,9% до 59912 млн. евро против 56061 млн. годом ранее; операционный доход составил 898 млрд. евро на 48,3% ниже аналогичного показателя 2010 г. (1736 млн.).
Южнокорейская компания Hyundai Motor по итогам 2011 г. реализовала по всему миру 4051 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей на 12,3% больше, чем годом ранее. При этом основной прирост продаж обеспечили внешние рынки, где реализация автомобилей Hyundai в прошлом году увеличилась на 14,2% до 3368 тыс. шт. Из них на экспорт были поставлены 1193 тыс. шт. (+11,8%), а 2174 тыс. (+15,6%) выпущены на 6 зарубежных заводах, расположенных в КНР, Индии, Турции, США, Чехии и России.
Продажи компании на внутреннем рынке в 2011 г. продемонстрировали меньший рост на 3,6% до 683570 шт. Причем прирост показали легковые автомобили (+8,6% до 421696 шт.) и коммерческие автомобили (+4,4% до 185060 шт.), однако реализация кроссоверов снизилась на 18,2% и составила 76814 шт.
При этом половина проданных в 2011 г. в Европе 358824 автомобилей Hyundai были произведены в Чехии, 20% (модели i40, Santa Fe, ix55, Genesis и Equus) поставлены из Республики Корея и 30% из Турции и Индии. В частности, в Индии собираются миниавтомобили i10, в Индии и Турции – компактные i20. К модели i30, выпускаемой на чешском заводе, текущим летом добавится ix35.
Hyundai планирует к 2013 г. увеличить продажи в Европе до 500 тыс. автомобилей в год (на 40% больше, чем в 2010 г.) и увеличить долю на данном рынке до 3% в текущем году с 2,6% в прошлом (в 2009 г. 2,4%, в 2008 г. 1,8%). Прогнозируя, что совокупные продажи автомобилей в Европе упадут на 2,7% до 13,4 млн. шт., компания надеется продать до 400 тыс. машин. К 2015 г. она планирует достичь 5%-ной доли рынка, а в конечном итоге войти в пятерку лидеров по производству и продаже автомобилей в Европе (по результатам 2010 г., южнокорейский брэнд был на 14-м месте).
Чистая прибыль транснациональной корпорации Volvo Group (Швеция) по итогам 2011 г. составила 17,751 млрд. шв. кр. (2 млрд. евро), что на 63,4% больше соответствующего показателя за 2010 г. (10,866 млрд.). Чистый объем продаж достиг 310,367 млрд. шв. кр. (35,01 млрд. евро), что на 17,23% превышает показатель 2010 г. (264,749 млрд. шв. кр.). Операционная прибыль составила 26,899 млрд. шв. кр. (3,03 млрд. евро), что на 49,4% выше предыдущего показателя (18,0 млрд. шв. кр.).
Volvo Group включает подразделение по производству грузовиков Volvo Trucks, компанию по производству автобусов Volvo Buses, а также подразделения по производству строительного оборудования Volvo Construction Equipment, двигателей и энергетических систем для морского и промышленного применения Volvo Penta, комплектующих для авиационных, ракетных и газотурбинных двигателей Volvo Aero и оказанию финансовых услуг Volvo Financial Services.
Чистая прибыль другого шведского производителя грузовых автомобилей группы Scania по итогам 2011 г. составила 9,42 млрд. шв. кр. (1,053 млрд. евро), что на 3,5% больше, чем в 2010 г. (9,1 млрд. шв. кр.). Объем продаж вырос на 12,2% до 87,69 млрд. шв. кр. (около 9,8 млрд. евро) против 78,17 млрд. годом ранее.
В IV квартале 2011 г. чистая прибыль Scania снизилась по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 28,9% с 3,0 млрд. до 2,13 млрд. шв. кр. (239,9 млн. евро). Продажи продукции в октябре-декабре минувшего года увеличились на 1,7% до 22,89 млрд. шв. кр. (2,58 млрд . евро) против 22,51 млрд. в 2010 г.
На предприятиях группы, представленных в 100 странах, работают более 35,5 тыс. человек. НИОКР сосредоточены в Швеции, производство в Европе и Южной Америке. Более 70% голосующих прав в Scania (45,7% уставного капитала) принадлежит германскому автомобильному концерну Volkswagen AG. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)