Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок авиационной и космической техники к 2030 году увеличится

По сообщению IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), авиатранспортные компании мира вкладывают в настоящее время значительные средства в приобретение самолетов, которые обеспечивают снижение потребления топлива и более безопасны для окружающей среды. В Европе, в частности, к этому побуждает введенный с 1 января “углеродный” налог на все воздушные рейсы в и из ЕС.

Согласно недавнему прогнозу западноевропейской группы Airbus, в ближайшие 20 лет мировой спрос на новые пассажирские самолеты с числом мест более 100 составит около 26,9 тыс. ед., а на грузовые – более 900. По сравнению с прогнозом, подготовленным в 2010 г., продажи первых будут на 2 тыс. ед. больше.

Ожидаемое увеличение притока заказов на новые самолеты аналитики связывают главным образом с такими факторами, как рост численности и покупательной способности населения планеты, динамичное развитие экономик развивающихся стран, быстрая урбанизация (прогнозируется, что к 2030 г. число мегаполисов в мире более чем удвоится), активная деятельность малобюджетных авиаперевозчиков и необходимость замены старых летательных аппаратов новыми, более экономичными и экологичными.

Около 70% прогнозируемого к 2030 г. мирового спроса на самолеты (19,2 тыс. ед.) придется на узкофюзеляжные модели, а главными покупателями авиатехники в целом будут АТР (его доля в общем притоке заказов выразится примерно в 34%), Европа (22%) и Северная Америка (22%). В секторе узкофюзеляжных самолетов традиционные поставщики Airbus (Западная Европа) и Boeing (США) cтолкнутся с возросшей конкуренцией со стороны компаний из стран БРИК и Канады, таких как Embraer (Бразилия), “Иркут” (Россия), COMAC (КНР) и Bombardier (Канада).

В 2010 г., по данным портала Global Trade Atlas, мировой экспорт авиатехники составил $273 млрд. и распределялся по пяти главным поставщикам и покупателям следующим образом:

  Млрд. $ %
Поставщик
США 81,2 29,7
Франция 55,3 20,2
Германия 38,1 14,0
Великобритания 26,9 9,9
Канада 12,2 4,5
Покупатель
Германия 34,0 12,4
Франция 31,4 11,5
США 30,5 11,2
Великобритания 30,1 11,0
КНР 14,7 5,4

В 2011 г. группе Airbus было заказано 1419 самолетов (при отгрузках, равных 534 ед.), что заставило ее второй год подряд увеличивать объемы производства. На конец указанного года группа имела в своем портфеле заказы на 4437 ЛА (общей стоимостью $588 млрд.), которые обеспечивали загрузку ее мощностей в течение 7-8 лет. Наиболее активно продавался в 2011 г. аэробус A320neo, программа создания которого была пущена в декабре 2010 г., приток заказов на этот самолет (с учетом опционов) составил 1420 ед. Доля же Airbus в общем числе заказанных в 2011 г. в мире самолетов равнялась 64%.

Корпорации Boeing в 2011 г. было заказано 894 самолета при отгрузках в 477 ед. Программу создания лайнера B-737MAX, способного конкурировать с A320Neo, она начала в августе 2011 г., и с этой даты по февраль приток заказов на данный лайнер составил 1 тыс. ед., из которых 549 приходилось на опционы.

Вместе взятые Airbus и Boeing показали в 2011 г. рекордные цифры как по отгрузкам (более 1 тыс. ед.), так и по числу заказанных самолетов (свыше 2,5 тыс.). Что касается конкурирующей с этими гигантами группы Bombardier, среднемагистральный лайнер которой CSeries войдет в эксплуатацию в 2013 г., то ее показатели в ближайшие годы будут в значительной степени зависеть от претворения в жизнь самолетостроительных программ стран БРИК. КНР, например, рассчитывает выйти в 2016 г. на рынок со среднемагистральным лайнером C919 компании COMAC, входящей в группу AVIC. Этот самолет призван соперничать с узкофюзеляжными моделями Airbus и Boeing. В его разработке участвуют французские фирмы Safran (вместе с ее партнером General Electric она отвечает за двигатель LeapX), Aircelle (гондолы), Thales (оборудование для развлечения пассажиров в полете) и Michelin. В ближайшие 20 лет COMAC надеется продать более 2 тыс. самолетов C919, рассчитывая прежде всего на свой рынок, где общий спрос на лайнеры в указанный период оценивается в $480 млрд.

Россия в лице ОАО “ОАК” (“Объединенная авиастроительная корпорация”) работает в настоящее время над программой, предусматривающей выход в 2016 г. на рынок с ближне-среднемагистральным лайнером МС-21. Кроме того, в 2011 г. начата разработка прорывного “Самолета 2020”, который вместе с “CуперДжет” и МС-21 должен завоевать 10% мирового рынка гражданских пассажирских самолетов.

В секторе ЛА для региональных рейсов главными конкурентами являются Bombardier (CS100), Embraer (E-170/190), франко-итальянская компания ATR (ATR-72), японская Mitsubishi (MRJ), российская “Сухой” (“CCДжет-100”) и COMAC (ARJ-21), а в секторе бизнес-самолетов – Dassault Aviation, Bombardier, Cessna, Gulfstream, Embraer и Hawker Beechcraft.

При высоких ценах на топливо покупатели самолетов стараются в настоящее время приобретать модели с энергоэкономичными турбовинтовыми двигателями или двигателями нового поколения, такие как A320Neo и B-737MAX. Приоритетом пользуются также самолеты с более низкими затратами на техническое обслуживание.

Приводимые ниже данные характеризуют продажи 5 крупнейших мировых продуцентов гражданских самолетов, а также авиа-двигателей гражданского и военного назначения (млн. $):

  2009 г. 2010 г.
Продуценты самолетов
Airbus 36668 36659
Boeing 34051 31834
Bombardier 9357 8614
Gulfstream 5171 5299
Dassault Aviation 3393 4276
Продуценты авиадвигателей
General Electric 15615 15680
United Technologies 12392 12935
Rolls-Royce 10124 10875
Safran 7888 7424
Honeywell International 5065 5287

Как следует из табели о рангах 100 крупнейших компаний мировой АРКП, подготовленной журналом Flight International и аналитической фирмой PwC, после сокращения на 17,3% в 2009 г. совокупные поступления этих компаний в 2010 г. возросли на 2%, т. е. в меньшей степени, чем в 2007 г. (+26%) и 2006 г. (+7,8%). (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version