Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: зарубежные инвестиции автомобильных компаний

По мнению экспертов Федерации предприятий машиностроения Франции (FIM), одним из наиболее важных секторов промышленности целого ряда стран, активно развивающих инвестиционную деятельность за рубежом, является автомобилестроение. Федерация приводит немало данных, характеризующих состояние дел в этом плане, в частности, в Бразилии, Канаде и КНР.

Бразилия – девятый по значимости продуцент средств автомобильного транспорта в мире и первый – в Латинской Америке. По данным национальной отраслевой ассоциации ANFAVEA, в год в Бразилии выпускается в среднем 3,6 млн. автомобилей. Почти 75% сектора контролируется четырьмя “историческими” продуцентами (Fiat, Ford, GM и Volkswagen). Особое внимание FIM, естественно, обращает на деятельность в этой стране французских компаний. Подчеркивается, что доля PSA и Renault на этом рынке в общей сложности составляет около 9% и что Renault занимает пятое место в перечне ведущих автомобильных продуцентов, действующих в Бразилии (после вышеназванных Fiat, Volkswagen, GM и Ford), опережая Toyota, Daimler Chrysler и ряд других известных брэндов.

Касаясь дальнейшего развития отрасли в этой стране, FIM упоминает в первую очередь проекты альянса Renault-Nissan, инвестиции в которые должны составить 656-788 млн. евро. В одном проекте речь, в частности, идет о расширении начиная с 2013 г. годовой мощности завода в Куритибе (380 тыс. шт.) и о выпуске в 2012-2016гг. 13 новых моделей, а также об увеличении вдвое числа дилеров в этой стране (до 372). Еще один проект касается нового завода Nissan мощностью 200 тыс. шт. в год, который предполагается построить в Рио-де-Жанейро в рамках программы Nissan electrique 88.

Анализируя отдельные инициативы Renault, способные содействовать усилению ее позиций в Бразилии, FIM, например, сообщает о состоявшемся в июне 2011 г. представлении ею на 5-м международном салоне автомобилей в Буэнос-Айресе последней спортивной модели Duster, производство которой предполагается осуществлять на бразильском комплексе Ayrton Senna в Куритибе.

Другая французская компания – Peugeot, в планах которой значится доведение инвестиций в Бразилии в 2012-2015 гг. до 1,5 млрд. евро (239 млн. евро в год), намеревается удвоить годовую мощность своего завода в Порту-Реал (к югу от Рио-де-Жанейро) со 150 тыс. до 300 тыс. автомашин, сопровождая это освоением выпуска новых моделей и расширением производства двигателей на 40% – с 280 тыс. до 400 тыс. шт. Одновременно сеть дилеров двух ее марок предполагается увеличить с 320 до 480.

Наряду с этим FIM упоминает программу 2007/2011 фирмы Michelin, в рамках которой было построено два завода по производству шин и расширено два ранее существовавших предприятия. Ее новый инвестиционный план, рассчитанный на 2012-2016 гг. (сумма которого – около 800 млн. евро), должен привести к появлению в Итатиаиа (шт. Рио-де-Жанейро) еще одного завода, расположенного близ уже имеющегося там предприятия. Из указанной выше суммы 300 млн. евро предназначаются для расширения производства автомобильных шин, а остальная часть будет вложена в завод полуфабрикатов, а также пойдет на организацию технического обслуживания, модернизацию ряда ранее созданных компанией в этой стране структур и будет использована на нужды дистрибуторской и маркетинговой сети. В текущем году компания предполагает увеличить свой персонал в Бразилии на 300 человек.

В апреле 2011 г. в стране были повышены пошлины на импорт иностранных автомобилей в целях стимулирования собственного производства. Это создало определенный стимул для пересмотра некоторыми национальными продуцентами их инвестиционных планов в сторону повышения.

Канада. Определяющую роль в состоянии автомобильного парка Канады играют крупнейший североамериканский продуцент автомобильных комплектующих Magna, Fiat (Италия), а также Chrysler (Канада-США).

Основатель и владелец группы Magna Ф. Строунак 12 января заявил о намерении вложить в новые заводы в Азии, Южной Америке и Восточной Европе примерно $1,5 млрд. Принятие такого решения непосредственным образом связано с новыми прогнозами об ожидающемся там существенном расширении спроса на автомобильную продукцию. В сентябре 2011 г. анонсированная им сумма инвестиций на ближайшие 6 лет определялась в $400 млн.

При этом намечаются новые концептуальные разработки электромобилей и гибридных автомобилей, а также отдельных частей и деталей к ним, в том числе из облегченных сплавов и новых композитных материалов.

Magna International (Аврора) имеет приблизительно 18 тыс. занятых на 44 предприятиях в Онтарио. Сейчас эта провинция – самый крупный центр автомобильной индустрии в Северной Америке, который по своим масштабам опережает такую страну, как Франция. По заявлениям руководства этой провинции, к 2020 г. примерно 5% автомобилей на ее территории должны иметь электрический двигатель.

Далеко не последнюю роль в канадском автомобилестроении играют партнерские связи Fiat и американо-канадской Chrysler (доля Fiat в капитале последней – 58,5%). Это сотрудничество дало Chrysler возможность использовать платформы и двигатели Fiat.

Присутствует в Канаде также General Motors, в задачи местного филиала которой входит оказание американской группе помощи по части концептуальных разработок, а также производства и продаж автомобилей, на которые та делает большую ставку. Одним из таковых, судя по всему, GM считает новую модель Chevrolet Impala, сборку которой предполагается освоить в одном из канадских центров GM. И подобные примеры не единичны.

КНР. Согласно некоторым западным аналитикам, сектор автомобилестроения в КНР имеет все предпосылки для развития с двузначными (в процентном исчислении) ежегодными темпами до 2016 г. К ним, например, относятся эксперты американской консультационной компании Alixpartners, оценивающие этот показатель в 12-16%. При этом, как они ожидают, емкость китайского рынка будет расширяться за счет не только новых машин, но и запчастей, учитывая старение автомобильного парка.

В последнее время все больше сложностей автомобильной промышленности Китая создает повышение расходов на заработную плату и недостаток высококвалифицированной рабочей силы.

При общей численности населения свыше 1,3 млрд. человек автомобильный парк страны в настоящее время составляет примерно 224 млн. шт., из которых на легковые машины приходится около 104 млн. шт.

За 2011 г. автомобильный парк в Китае пополнился 16,28 млн. новых машин, в том числе 13,61 млн. легковых. Сейчас в стране в общей сложности насчитывается 14 городов, автомобильный парк которых превышает 1 млн. шт., но первенство в этом отношении удерживает Пекин (4,73 млн. шт.).

В январе в КНР было официально объявлено о прекращении поддержки иностранных инвестиций в этой области. По замыслу инициаторов данной идеи, эта мера должна содействовать поддержке китайских продуцентов, из которых ни один пока не вошел в число 10 ведущих поставщиков и не смог предложить ни одной модели из числа 20 наиболее востребованных в стране. Впредь власти Китая намерены содействовать реализации инвестиционных проектов собственных производителей, особенно по производству энергосберегающих моделей.

Как бы то ни было, темпы расширения спроса на автомобильную продукцию, выпускаемую в КНР, начали замедляться. Меры по упорядочению ситуации на рынке автомобилей привели к тому, что если в 2010 г. их общие продажи превысили уровень 2009 г. на 32%, то за 11 месяцев 2011 г. возросли лишь на 2,56%.

Как ожидают специалисты, в 2015 г. совокупные годовые мощности в автомобильной промышленности КНР будут составлять примерно 35 млн. шт. при спросе со стороны внутреннего рынка приблизительно 20 млн. шт.

Власти Китая признают, что будут содействовать тому, чтобы доля собственных продуцентов (таких, как SAIC, FAW и Geely) в любом случае стала на рынке выше нынешних 30%. Инвестиции, намеченные такими крупными иностранными группами, как GM или Nissan, могут быть пересмотрены в сторону понижения, а строительство новых объектов такими фирмами, как Renault или Fiat, вообще станет под вопрос.

Вместе с тем это не должно явиться препятствием для развития деятельности китайских промышленников за границей. Китайская автомобильная компания Geely, приобретшая акции Volvo, не собирается отказываться от выпуска на английский рынок в конце 2012 г. автомобиля “седан” с ценой около 11,9 тыс. евро. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version