Машиностроение Украины и мира

Украина: оборонный комплекс наращивает производственные обороты

Оборонный комплекс Украины постепенно наращивает производственные обороты. Но конкуренция на внешних рынках сильна, а внутреннего заказа почти нет. За счет чего же ВПК страны добивается успехов в работе?

На момент провозглашения независимости Украины на ее территории работало 3594 предприятия оборонного и двойного назначения со штатом около 3 млн человек. В чисто военном производстве было задействовано порядка 700 предприятий, в том числе 205 производственных объединений (ПО) и 139 научно-производственных объединений, в которых было занято 1,45 млн. человек.

Нетрудно догадаться, что постсоветский развал коснулся этой отрасли в числе первых. Однако сегодня, по данным Кабмина, в стране остается порядка 140 различных базовых предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК), а сам он занимает одно из ведущих мест в мире по экспорту вооружений. Специальным оператором экспорта является ГК “Укрспецэкспорт”, выручка которого (с учетом дочерних структур) в 2011 г. впервые превысила $1 млрд. Сегодня у концерна есть представительства в России, Китае, Мьянме, Индии, Пакистане, Египте. Кроме того, в прошлом году создано гособъединение “Укроборонпром”, куда вошли почти все предприятия по разработке, производству, обслуживанию и экспорту военной и специальной техники и боеприпасов.

Гендиректор “Укроборонпрома” Дмитрий Перегудов сказал, что расчетный портфель военных заказов страны на ближайшие 4-5 лет превышает $5 млрд. При этом в 2011 г. товары и услуги военного и специального назначения поставлялись в 62 зарубежные страны. “Основными потребителями нашей оборонной продукции остаются страны Азии (45%) и Африки (30%), среди которых лидируют Индия, Таиланд, Алжир, Китай, Ирак. В структуре поставок первое место занимает авиатехника (43,1%), второе – техника сухопутных войск (36,4%), третье – средства ПВО (10%), включая услуги по ремонту и модернизации”, – рассказывает Д. Перегудов.

Действительно, Украина сохранила хорошую базу производства военно-транспортных самолетов. Ключевые авиастроители, концерн “Антонов” и харьковский авиазавод (ХГАПП), технически готовы выпускать и обслуживать такие по-прежнему уникальные на мировом рынке тяжелые грузовые машины, как Ан-124 “Руслан” и Ан-225 “Мрия”. Среди последних разработок – военно-транспортный Ан-70 и многоцелевой Ан-140. Минобороны РФ включило 10 Ан-140 в госпрограмму вооружений, и в 2013 г. машины должны пополнить авиапарк ВВС в качестве штабных самолетов. А с Казахстаном создается СП по изготовлению этой модели. Основные узлы будет поставлять ХГАПП, а двигатели – “Мотор Сич”.

Наконец, в Харькове производится военно-транспортный Ан-32. Продолжается подписанный в 2009г. контракт с Ираком на поставку 6 таких самолетов, завершить выполнение контракта планируется этим летом. Но не меньшее значение имеет и модернизационный ремонт авиатехники, по которому отечественный ВПК имеет просто-таки отличную базу. В стране примерно 10 авиаремонтных заводов, способных обслуживать все типы самолетов и вертолетов производства бывшего СССР. Сейчас за рубежом на вооружении состоит более 300 самолетов Ан-24, Ан-26 и Ан-32 и свыше 1500 боевых вертолетов Ми-8, Ми-24, Ка-25, двигатели к которым изготовляет “Мотор-Сич”. Неудивительно, что украинский авиапром загружен ремонтными заказами: например, выполняется большой контракт с Индией на модернизацию 105 единиц Ан-32. Из этого числа 40 машин должно быть модернизировано в Украине, а остальные 65 – на авиазаводе индийских ВВС в Канпуре (Северная Индия). Подобные же, хоть и меньшие по объемам, контракты есть с Египтом и другими странами. Поставляет Киев и советскую б/у авиатехнику: в последние годы в Чад продано 3 штурмовика Су-25 и 2 вертолета Ми-24.

Что касается наземных вооружений, то широко известны отечественные танки Т-80УД и его дальнейшая модификация – Т-84, промышленный выпуск которых освоен на госзаводе им. Малышева (Харьков). Крупнейшей поставкой Т-80УД был контракт с Пакистаном на 320 единиц, позволивший сохранить производство и продолжить дальнейшие разработки. А новейшим вариантом Т-84 является “Оплот”. В сентябре-2011 подписан крупный договор о поставке 49 машин “Оплот-М” в Таиланд, где они должны заменить устаревшие американские М41А3; стоимость сделки – около $240 млн. И, конечно, продаются старые советские танки: в последние годы Эфиопия закупила 200 Т-72 на $100 млн., Кения – 33 такие машины, Конго (Киншаса) – 100 Т-72 и 30 Т-55, Судан – 60 Т-72 и 55 Т-55.

Масштабны и продажи бронетранспортеров. В 2009 г. подписан контракт на поставку в Ирак – за деньги США – 420 машин современной украинской модели БТР-4 на $457,5 млн. В Таиланд отправится 121 БТР 3-Е1 (включая машины поддержки на этой базе) стоимостью более $140 млн. А с Казахстаном подписано соглашение о совместном производстве 100 БТР-4 на $150 млн. Успешно выполняется и контракт с Египтом на модернизацию 200 бронетранспортеров ОТ-62 “Топаз”.

Также в Украине есть неплохая база производства боеприпасов, включая самые современные разработки. Один из “хедлайнеров” в этом сегменте – ГАХК “Артем”, при Союзе выпускавший и баллистические ракеты “земля-земля”, а сейчас специализирующийся на вооружении для бронетехники и авиации. Буквально в мае холдинг заключил с Индией договор о поставке (в 2012-2013 гг.) авиационных управляемых ракет Р-27 средней дальности на $246 млн. По словам президента ГАХК Станислава Смаля, “Артем” – единственный в СНГ изготовитель ракет такого класса, используемых на самолетах МиГ-29, Су-27, Су-30. Топ-менеджер допускает и создание профильного СП с россиянами – производителями этих самолетов. В данном контексте вспомним и уникальную станцию пассивной радиоэлектронной разведки “Кольчуга”.

Есть у национальных оборонщиков и корабельная программа, известная прежде всего проектом строительства корветов. Соответствующая госпрограмма на период до 2021 г. предполагает строительство 10 судов данного класса. Общий бюджет программы – 16,1 млрд. грн., хотя в нынешнем году выделено только 433 млн. грн. Ожидается, что корвет будет на 60% состоять из отечественных деталей, остальное обеспечат партнеры из стран НАТО (Италия, Германия, Франция, Дания). Ранее республика выпускала 30% по тоннажу и 40% по количеству всех судов СССР.

Так что было бы неверно считать, что украинская “военка” работает только на экспорт. Да, внутренний заказ минимален (и это одна из главнейших проблем отрасли), но он есть. В 2009 г. Киев заказал Заводу им. Малышева 10 танков “Оплот” на 295 млн. грн. Правда, контракт выполняется медленно из-за недофинансирования, которое остается системной проблемой ВПК – достаточно проследить динамику финансирования немногочисленных программ перевооружения армии (по тем же корветам). Выполняется и внутренний заказ на модернизацию 19 танков Т-64 до технологического уровня БМ “Булат”. А Николаевский ремонтно-механический завод продолжает капремонт 17 машин БТР-80, стоимость заказа – 7,6 млн. грн. В то же время задерживается на неопределенный срок финансирование госзаказа на 10 БТР-4, размещенного в 2009 г. Кроме того, постепенно модернизируются боевые самолеты МиГ-29 и Су-27.

На одном из круглых столов министр обороны Дмитрий Саламатин назвал состояние ВПК Украины государственной проблемой. “При постоянном недофинансировании на профильных заводах образовались неподъемные долги по зарплате, долги перед бюджетами всех уровней, госфондами и за коммунальные услуги. Для системного решения этих проблем мы проводим через Верховную Раду (и другие органы) документы, предусматривающие списание накопившихся в отрасли долгов, в т. ч. и налоговой задолженности. Но это еще не все. Нам надо не только решать негативы, но и воплощать позитив – наращивать финансирование разработок, обновлять научно-производственную базу КБ и НИИ”, – отмечает министр. И добавляет в комментарии автору: многое из того, что отечественная “оборонка” сейчас предлагает на внешних рынках, уже в ближайшее время будет поступать на вооружение украинской армии.

Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак уточняет: все вооружения, которые сейчас предлагает Украина, – это преобразованные и развитые советские технологии. Для базовых советских моделей танков и БТР разработаны и освоены мощные высокоточные средства поражения, системы динамической и активной защиты, новые двигатели, боевые модули, тренажерные системы.

Так или иначе, эксперты довольно скептически воспринимают планы перевооружения национальных ВС, вспоминая, как в последние годы и вообще за время независимости страны “развивалась” ее обороноспособность. В. Бадрак объясняет низкий уровень финансирования армии тем, что от таких расходов трудно получить прибыль. Вместе с тем саму по себе технику изготовлять выгодно, ведь ее можно прибыльно экспортировать. Не зря же рынок вооружений считается в мире одним из самых ликвидных и “внекризисных” и в 2011 г. составил $70,2 млрд.

Из-за проблем своего ВПК в минувшем году Украина выпала из десятки основных глобальных поставщиков вооружений, заняв 12-е место с продажами менее чем на $4 млрд. И все же это лишь одна сторона медали, констатирует В. Бадрак: одновременно международные рейтинги включили страну в число экспортеров оружия с наиболее динамично растущим портфелем заказов. У Испании отношение объема заключенных контрактов к фактическому объему военного экспорта за 2003-2010 гг. самое высокое и составляет 2,1, у Италии – 1,677, у Украины – 1,473, у Франции – 1,462.

И есть основания полагать, что высокая активность отечественных экспортеров сохранится в ближайшие годы. На этот раз ключевое значение имеет не выход или невыход мира из экономического кризиса, а военно-политическая обстановка в ряде регионов. К примеру, события “арабской весны” и рост напряженности вокруг Ирана подталкивают страны региона к дальнейшему укреплению своих вооруженных сил – особенно это касается высокоплатежеспособных нефтяных монархий типа Саудовской Аравии или ОАЭ.

Другая точка перманентной напряженности – Африка, в частности Восточная. Кроме “вялотекущих” конфликтов на Африканском Роге и вокруг него (Сомали, Эфиопия), новый очаг войны создан с отделением Южного Судана. Неудивительно, что на странах данного региона зарабатывают и западные, и китайские, и российские, и украинские оружейники.

Остается крупным потребителем и Юго-Восточная Азия, а также Индия: в этих государствах действуют масштабные военные программы, направленные в т. ч. на усиление регионального политического влияния (показательные примеры – Таиланд, Малайзия, Вьетнам). А в Индии действуют два таких дополнительных фактора, как противостояние с Пакистаном и внутренние повстанческие движения.

Но на всех этих рынках работают и будут работать мощные конкуренты, и борьба за заказы останется трудной. При этом иностранные военные концерны не первый год засматриваются на ВПК Украины. В первую очередь, конечно, речь о компании “Рособоронэкспорт”, которая интересуется в нашей стране не только оборонными, но и, скажем, металлургическими активами. И если приватизация отечественных военных предприятий в обозримой перспективе малореальна, то пытаться влиять на отрасль посредством СП россияне вполне способны. Тем более что по многим направлениям (те же самолеты) украинские производители зависят от сбыта в РФ.

Достаточно вспомнить СП по выпуску “Ан”, проекты совместного изготовления вертолетов, боевых кораблей и др. В подобной кооперации есть и плюсы (совместная работа на внешних рынках), и минусы (зависимость от интересов партнера). И, как можно заметить, пока Киев в лице “Укроборонпрома” явно склонен вести на рынке вооружений независимую политику. (МинПром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version