Министерство инфраструктуры Украины обнародовало проект “Государственной целевой экономической программы развития автомобильного транспорта до 2015 г.”, ключевым моментом которой является обновление автобусного парка на 14 млрд. грн. Главный вектор программы направлен на сегмент междугородных перевозок коммерческими структурами. Именно их государство будет стимулировать к замене микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter и Iveco Daily на новые комфортабельные автобусы.
Из 14 млрд. грн. 12 млрд. являются кредитными ресурсами, которые будут привлекаться у коммерческих банков, а оставшиеся 2 млрд. грн. составит компенсация из государственного бюджета процентной ставки по кредитам на покупку новой техники. Таким образом, перевозчикам предложат механизм льготного кредитования (с компенсацией ставки до 15%), но пока нет окончательной ясности, закупки каких именно автобусов будут таким образом поощряться.
По оценкам Министерства инфраструктуры, до 2015 г. по данной программе должно быть приобретено 3397 автобусов, в т. ч. 2133 автобуса среднего класса на 60 пассажиров, 720 автобусов большого класса на 100 пассажиров и 544 автобуса особо большого класса на 160 пассажиров. Обновлению должен подвергнуться и парк автобусов в городах, где общественный транспорт уже находится в частных руках. Но главной целью программы являются пригородные и междугородные маршруты, где после 2015 г. должны работать только новые автобусы соответствующей категории.
В настоящее время на данных маршрутах используются микроавтобусы на 17-18 пассажиров, переоборудованные из грузовых фургонов. По оценкам Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков, парк такой техники составляет не менее 10 тыс. ед., а по оценке специалистов автобусного завода “ЛАЗ” – 15 тыс.
Министерство инфраструктуры Украины намерено убрать “маршрутки” с рейсов на длинные и средние расстояния и оставить их только на коротких маршрутах, да и то только те машины, которые имеют соответствующий сертификат. По экспортным оценкам, Украине требуется более 2 тыс. автобусов среднего класса вместимостью 60 пассажиров. В Украине их серийно выпускает небольшое число заводов-изготовителей. К примеру, Бориспольский автозавод давно пытается продвигать модели БАЗ-А148 и БАЗ-А083, но, несмотря на их привлекательную цену, перевозчики предпочитают приобретать автобусы малого класса (БАЗ-А079). Однако в проекте программы стимулирование закупок автобусов малого класса уже не предусматривается, да и лицензии на маршруты, скорее всего, будут выдаваться только владельцам машин среднего класса.
В преддверии обнародования программы заводы “ЛАЗ”, “Богдан” и “ЗАЗ” продемонстрировали новые образцы пригородных автобусов. Остальные производители также имеют перспективные разработки, которые не были востребованы ранее.
Но, как отмечают эксперты, судя по опыту подготовки к чемпионату по футболу Евро-2012, государство может выбрать одного поставщика (ЛАЗ), а реальные объемы бюджетного финансирования редко совпадают с заявленными. Например, для Евро-2012 вместо заявленных 1500 автобусов было закуплено чуть больше 500. Тем не менее, по мнению специалистов, автобусный рынок в Украине и после Евро-2012 останется привлекательным. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)