Машиностроение Украины и мира

Россия: производство гибридных автомобилей

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) России объявило конкурсы на разработку трех перспективных автомобилей с гибридными электрогазовыми силовыми установками. Объем государственного финансирования составит 1,5 млрд. руб., автомобили должны быть изготовлены и пройти испытания до 2014 г. 

Конкурсы объявлены на разработку легкового автомобиля класса “B” с гибридной силовой установкой, автомобилей массой более 6 т и автобусов средней и большой вместимости с газовыми двигателями, а также трехосного полноприводного грузового автомобиля с комбинированной (гибридной) энергоустановкой. Автомобили должны быть изготовлены и испытаны к 2014 г. Максимальная скорость легкового автомобиля должна составлять не менее 160 км/ч. Все машины должны соответствовать экологическому классу Евро­6.

На разработку каждой из моделей предусмотрено государственное финансирование около 500 млн. руб. Именно столько составляет начальная (максимальная) цена каждого госконтракта. Согласно условиям тендера, еще столько же должно быть привлечено внебюджетных средств под каждый проект. Таким образом, общая сумма инвестиций составит порядка 3 млрд. руб. (1,5 млрд. руб. бюджетных и 1,5 млрд. руб. привлеченных средств).

Конкурсы являются открытыми с возможностью участия как отечественных, так и зарубежных компаний. Заявки на участие в конкурсе принимались в мае-июне.

Как следует из конкурсной документации, участники будут оцениваться по трем критериям: предложенной цене исполнения работ, качеству и квалификации претендента и срокам выполнения контракта.

В частности, по второму пункту (качеству работ и квалификации) будут иметь значение количество выполненных участником конкурса за последние 10 лет близких по критериям работ и численность дипломированных специалистов требуемого профиля в исполнительском коллективе.

В Минпромторге отмечают, что, согласно экспертным оценкам, электромобили в ближайшие 5-10 лет будут занимать всего 2-5% от мирового автомобильного рынка из-за недостаточной емкости элементов питания для них.

В настоящее время на российском рынке гибридных автомобилей представлены машины марок Audi, Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Toyota, Porsche и Cadillac; в России нет ни одного продуцента, который занимался бы производством электромобилей (ЭМ) в промышленных масштабах. Первый такой проект запущен в Астрахани, где местная компания “Браво моторс” в мае начала серийное производство ЭМ ограниченной области применения, работающих на аккумуляторных батареях с микропроцессорным управлением. Срок службы аккумуляторов составляет шесть лет. Пилотный ЭМ под рабочим названием “бравомобиль” прошел испытания на опытно­экспериментальном предприятии №1 МВД. Он представляет собой компактную шести­местную машину без дверей, которая может использоваться для перемещений по паркам, заповедникам или набережным, а также на презентационных мероприятиях.

По словам разработчиков, Россия импортирует ежегодно около 500 подобных транспортных средств, несмотря на ограниченную область их применения. В планах компании наладить производство 2-, 4-, 6- и 12-местных ЭМ, а также электрокатера для использования в качестве водного такси.

Компания “Лиотех” совместное предприятие “Роснано” и международного холдинга Thunder Sky (ее продукция литиево­ионные аккумуляторы, которые уже более 5 лет используются на муниципальном пассажирском и грузовом электротранспорте в различных странах мира) подготовило к производству в 2012 г. городской низкопольный электробус большого класса (прототип спроектирован компанией “Лиотех” совместно с заводом “Тролза”), электробус малого класса на базе Ford Transit (разработан “Лиотех” совместно с заводом спецавтомобилей “Промышленные технологии” (Нижний Новгород) и электромобиль Ellada (разработан с компанией “АвтоВАЗ”).

Компания “Лиотех” совместно с партнерами собирается также представить другую технику, оснащенную литиево­ионными аккумуляторами: электромобиль для городских коммунальных служб (на базе шасси “КАМАЗ”), городской электробус большого класса на шасси “НефАЗ”, малый городской коммерческий электромобиль на базе Volkswagen Caddy, электротрактор и электропогрузчик.

Ellada является электрическим вариантом автомобиля Lada с кузовом “Универсал”. АвтоВАЗу удалось разместить аккумуляторы без уменьшения пространства салона и багажника. Электромобиль может заряжаться от бытовой электросети. Пробег при городском цикле движения составляет 150 км при стоимости зарядки 90 руб.

На АвтоВАЗе сообщили, что “массовое производство Ellada может начаться, только когда появятся условия для их эксплуатации”, без указания конкретных сроков. По мнению экспертов, возможная дата появления электрической Lada на рынке 2014 г. Ее цена может составить от 550 тыс. до 700 тыс. руб. ($20-25 тыс.). Серийная Ellada получит литиево­ионные аккумуляторы, которые будет изготавливать строящийся в Новосибирске совместно с китайскими партнерами завод.

Первый электробус российской сборки выпущен российской машиностроительной компанией, крупнейшим в стране предприятием по производству троллейбусов “Тролза” (Энгельс Саратовской обл.). Его аккумуляторы произведены в Новосибирске. По предварительным расчетам, затраты на зарядку большого электробуса составят 150-200 тыс. руб. в год, тогда как топливо для его автобуса, оснащенного ДВС, обойдется в 750-800 тыс. руб. При среднегодовом пробеге 80 тыс. км эксплуатационный ресурс аккумуляторов составляет до 600 тыс. км. Выглядит “Тролза­52501” как обыкновенный современный автобус, а электроэнергии потребляет на 35-40% меньше, чем троллейбус.

Главным претендентом на лидерство в сегменте экологически дружественных автомобилей в России остается “Е-мобиль”. Проект “Е-мобиля” реализует совместное предприятие “Е-Авто”, 51% которого принадлежит группе “ОНЭКСИМ” бизнесмена М. Прохорова и 49% ЗАО “Яровит Моторс”. Инвестиции группы “ОНЭКСИМ” и компании “Яровит” в разработку и организацию серийного производства составляют 150 млн. евро.

ЗАО “Яровит Моторс” занимается производством грузовых автомобилей. Его учредителями являются компания Elgin System (США), владеющая 51% акций, и Tracks & Dumpers (Великобритания; 49%). В настоящее время “Яровит” выпускает грузовики на своем новом заводе в приобретенном в середине 2003 г. здании цеха Ленинградского металлического завода.

Основной кластер по производству “Е-мобилей” разместится под Санкт-Петербургом. Их производство должно начаться в январе-феврале 2013 г. Мощность первой очереди завода составит 45 тыс. автомобилей в год, а полная проектная мощность предприятия к 2016 г. 90 тыс.

В конце 2010 г. были представлены прототипы трех моделей мини-вэна, кросс­купе и городского фургона, созданных на единой платформе. К настоящему времени на вторую модель приходится около 85% поступивших на “Е-мобиль” предварительных заказов. Всего же собранного количества предварительных заказов хватит на 10 лет работы предприятия.

Стоимость серийного “Е-мобиля” в базовой комплектации, по данным компании, составит около 500 тыс. руб. Если стоимость в процессе разработки не вырастет (что часто случается), а характеристики серийных машин по сравнению с прототипами не ухудшатся, можно с уверенностью сказать, что “Е-мобиль” опережает Lada Ellada по всем параметрам. Гарантия на автомобиль составит не менее трех лет.

Компания “Е-Авто” ищет источники внешнего финансирования. Первоначально планируется занять приблизительно 115 млн. евро, но сумма может измениться после переговоров с банками. Помимо займа планируется допэмиссия акций, но ее параметры пока не определены, а акционеры еще не решили, какую долю готовы отдать новому партнеру. В качестве одного из вариантов акционеры “Е-Авто” могут рассмотреть так называемый мезонинный кредит, когда после завершения проекта кредитор может стать миноритарным акционером компании.

Кузов “Е-мобиля” будет целиком изготавливаться из специального армированного полимера. Прессовое оборудование для штамповки деталей на завод в петербургской промзоне “Марьино” поставит германская компания Dieffenbacher. Она является поставщиком комплектующих, армированных углеродным волокном, для таких автомобильных гигантов, как Audi и Mercedes-Benz. Первые две линии обошлись “Е-Авто” в 13 млн. евро.

Как правило, в изготовлении таких кузовных деталей применяется стекловолокно, однако при производстве элементов кузова “Е-мобиля” будет использоваться и базальтовое волокно.

Техническое содействие в разработке “Е-мобиля” оказывает дочернее предприятие мирового производителя автокомпонентов Magna International компания Magna Steyr (Австрия), участвовавшая в инжиниринге автомобилей BMW, Mini, Mercedes Benz. Компания “Е-Авто” подписала в апреле 2011 г. с Magna Steyr контракт стоимостью около $7 млн., согласно которому Magna будет проводить аудит модели, краш­тесты, выдавать рекомендации по сертификации автомобиля.

Концерн Magna, у которого есть предприятия в России, намерен поставлять компании “Е-Авто” детали для производства гибридных автомобилей. Первоначально “Е-мобиль” будет оснащаться двигателями MPE750 компании Weber, которые применяются, в частности, на катерах и снегоходах. В процессе испытаний находится газовый роторно­лопастной двигатель, которым планируется оснащать “Е-мобили” впоследствии.

В конструкции “Е-мобиля” предполагается использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого роторно­лопастным газобензиновым ДВС рабочим объемом 0,6 л, и от емкостного накопителя энергии. Двигатель внутреннего сгорания выполняет только функцию привода генератора электроэнергии; крутящий момент от него на колеса, как это происходит в обычных гибридных силовых установках, не передается. По оценке разработчиков, по своему энергетическому потенциалу силовая установка “Е-мобиля” аналогична обычному 2,0-литровому ДВС мощностью 150 л. с.

В автомобилях предусмотрено по два топливных бака для бензина и газа. Как утверждают в компании “Е-Авто”, каждый из автомобилей расходует всего 3,5 л топлива на 100 км пробега и до 400 км пробега за одну заправку.

Как заявил главный конструктор проекта А. Гинзбург, “сначала присматривались к уже созданным гибридным технологиям западных и азиатских производителей, но поток предложений и изобретений от российских специалистов был настолько велик, а их проекты настолько интересны, что мы решили в конструировании машины опираться в целом на отечественные разработки”. Было решено отказаться от общепринятой аккумуляторной схемы ввиду того, что аккумуляторы слишком дороги и сложны в эксплуатации. Роторный двигатель, работающий всегда на максимально эффективных режимах, имеет ресурс 15-20 тыс. моточасов, что превышает живучесть многих современных ДВС.

А. Гинзбург уточнил, что на низких скоростях динамика “Е-мобиля” может быть неплохой. Потенциал электромоторов позволяет разогнать ее до 60 км/ч за 3,5 с, а до 100 км/ч за 8 с. Максимальная скорость будет ограничена электроникой на уровне 120 км/ч.

После пуска первого завода “Е-мобилей” в Марьино под Санкт-Петербургом мощностью 45 тыс. кузовов и 20 тыс. готовых автомобилей в год руководство проекта планирует сооружение еще двух сборочных заводов на других площадках. Вторая очередь начнет строиться через полгода после выпуска первого автомобиля с конвейера, а инвестиции в строительство двух очередей достигнут 260 млн. евро.

“Е-Авто” планирует построить в России несколько сборочных заводов. Летом 2011 г. в южном пригороде Петербурга началось строительство первого предприятия. Пуск первой очереди на 20 тыс. машин в год запланирован на конец 2012 г. На первом этапе инвестиции в проект должны составить около 150 млн. евро. На первой очереди завода будут трудиться 700 рабочих. Торговать этими машинами готовы свыше 200 дилеров со всей России.

Предполагается также создание завода компонентов годовой мощностью до 100 тыс. машинокомплектов. Технология производства “Е-мобилей” также предусматривает строительство сборочных модулей мощностью 10 тыс. автомобилей в год. Такие модули будут устанавливаться в российских регионах по согласованию с местными властями. Общее число заводов по производству автокомпонентов на территории РФ не превысит 5.

Первоначальную сертификацию автомобиль пройдет в Великобритании. Значительная часть комплектующих будет поступать на завод от российских производителей. Конкретные поставщики будут названы в текущем году.

По данным “Е-Авто”, наибольший интерес к “Е-мобилям” со стороны потенциальных покупателей проявили Центральный, Северо­западный и Поволжский федеральные округа. Ежегодно на сборочных предприятиях в регионах планируется производить по 10 тыс. “Е-мобилей”.

Спрос на “Е-мобили” уже превысил производственные возможности “Е-Авто”. Даже если предположить, что 20-50% потенциальных владельцев “Е-мобиля” отзовут свои заказы, то производственные мощности “Е-Авто” все равно будут загружены на два года вперед.

В настоящее время компания “Е-Авто” принимает заявки от регионов, заинтересованных в размещении производства машин.

Власти Ульяновска выступили с предложением организовать в регионе сборку “Е-мобилей”, указывая развитость местной инфраструктуры для автомобильной отрасли, в частности наличие многочисленных производителей автокомпонентов, создание в регионе индустриального парка и строительство завода по выпуску композитных материалов “Аэрокомпозит”.

В октябре 2011 г. администрация Смоленской области заключила рамочное соглашение с ООО “Е-Авто”, согласно которому стороны рассмотрят возможность размещения в регионе мощностей по производству “Е-мобилей” и компонентов для их сборки. Областные власти готовы оказывать поддержку в организации сервисной сети по обслуживанию “Е-мобилей” на территории региона.

АвтоВАЗ готов предложить для производства “Е-мобилей” площадки в Тольятти и Ижевске, заявил генеральный директор АвтоВАЗа И. Комаров. Причем Ижевск является наиболее перспективной площадкой для реализации данного проекта.

Возможности организации производства 10-25 тыс. “Е-мобилей” на АвтоВАЗе обсуждались с самого начала реализации проекта. По словам М. Прохорова, АвтоВАЗ может выступить в качестве одной из площадок по сборке “Е-мобиля”.

Одно из производств “Е-мобилей” может быть размещено на площадке московского завода “ЗиЛ”. Компания “Е-Авто” планирует использовать мощности “ЗиЛа” либо целиком, либо совместно, если планы руководства Москвы и завода совпадут с планами компании.

По сообщению “Е-Авто”, в настоящее время “Е-мобилями” активно интересуются в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Уже имеются дилерские заявки из Украины, Беларуси, Казахстана, Болгарии, Израиля и Испании. Есть даже предложения о размещении сборочных заводов в Казахстане, Беларуси, Украине, Болгарии, Чехии и Дании.

Все же главным направлением для сбыта “Е-мобилей” руководство компании считает внутрироссийский рынок. По прогнозам “Е-Авто”, главными конкурентами, скорее всего, станут не отечественные автомобили, а иномарки российской сборки эконом­класса, в первую очередь Renault и Peugeot.

Как сообщил председатель Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси И. Войтов, производство “Е-мобилей” может быть налажено в Беларуси, при этом соответствующее соглашение планируется заключить до конца 2012 г.

Как сообщил генеральный директор “Е-Авто” А. Бирюков, компания планирует в конце 2012 г. начале 2013 г. подписать с одной из вьетнамских компаний соглашение о создании завода по сборке “Е-мобиля” мощностью 100 тыс. машин в год во Вьетнаме. Средства на строительство завода предоставит вьетнамское правительство, которое уже документально подтвердило намерения. Согласно заявлению А. Бирюкова, продукцию завода предполагается продавать на территории всей Юго-Восточной Азии. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version