Мировой рынок бизнес-самолетов значительно вырос в последние два десятилетия, что объясняется в основном увеличившимся спросом на них со стороны корпораций и более широким признанием целесообразности использования этих машин в качестве транспортных средств. В некоторых случаях деловая авиация стала жизнеспособной альтернативой гражданскому воздушному транспорту, позволяющей пользователям попадать в несколько мест за один день, продолжать работу во время полета и совершать рейсы в пункты назначения, слабо обслуживаемые коммерческими авиатранспортными компаниями. Появление более совершенных и эффективных моделей бизнес-самолетов, их использование для чартерных рейсов и принятие программ долевого владения этими транспортными средствами еще больше расширили клиентскую базу деловой авиации и способствовали росту ее популярности во всем мире.
Несмотря на перечисленные положительные факторы, последний мировой экономический кризис привел к сильному падению спроса на бизнес-самолеты, и прежде всего в таких регионах, как Северная Америка и Западная Европа, которые являются крупнейшими рынками сбыта для данных машин. Светлым пятном на этом фоне является растущая популярность деловой авиации на развивающихся рынках Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, а также Африки. В настоящее время спрос в каждом из этих регионов занимает относительно скромное место в глобальных продажах бизнес-самолетов, но, согласно прогнозам, он будет быстро расширяться и, очевидно, станет “локомотивом” роста для мировой деловой авиации.
Спрос на рассматриваемые самолеты сильно зависит от общего положения в экономике. Он растет, когда последняя находится в хорошем состоянии и корпорации получают значительные прибыли, и, наоборот, падает, если данные положительные факторы отсутствуют. Товарные запасы подержанных бизнес-самолетов являются барометром “здоровья” деловой авиации. Если они составляют 10% действующего парка деловой авиации и менее, то это свидетельствует о хорошем положении в отрасли, а если – 13% и более – о плохом. В период последней глобальной рецессии запасы указанных самолетов находились на уровне 18%.
Несмотря на неблагоприятный экономический “климат”, продуценты бизнес-самолетов продолжают вкладывать значительные средства в совершенствование продукции и разработку новых конструкций. Эти инвестиции необходимы, потому что конкуренция на данном рынке очень высока, и для завоевания и удержания клиентуры крайне важно сделать продукцию выгодно отличающейся от той, которую предлагают соперники. Кроме того, инновации подстегиваются самими покупателями (особенно среднегабаритных машин), которые обращают внимание не только на эффективность и технические характеристики самолета, но и оборудование, устанавливаемое для них в кабине и салоне. Растущие требования со стороны клиентов становятся нормой не только на традиционных рынках Северной Америки и Западной Европы, но и на таких новых, как КНР и Россия.
По числу эксплуатируемых бизнес-самолетов лидерами на мировом рынке в 2010 г. были Северная Америка и Европа, где этот показатель составлял соответственно 10854 и 2501 ед., или 70 и 16% глобального парка этих машин. Далее следовали Южная Америка (984 ед., 6%), Азия (844 ед., 5%) и Африка (322 ед., 2%).
Самый большой парк бизнес-самолетов в 2010 г. имели США – 9620 ед., что составляло 65% мирового показателя. Второе место занимала Mексика (634 ед., 4%) и третье – Бразилия (569 ед., почти 4%).
Анализ динамики мирового парка бизнес-самолетов в 2006-2010 гг. показывает растущую значимость в нем развивающихся рынков. В указанный период число эксплуатируемых машин данного класса в Азии увеличивалось ежегодно в среднем на 16,2%, Южной Америке – на 16,3% и Африке – на 10,5%. В Европе этот показатель равнялся 10,8%, а в Северной Америке – только 3,2%.
Ниже приводятся данные Комиссии по международной торговле США, характеризующие динамику парков бизнес-самолетов в различных регионах и некоторых странах в 2006-2010 гг. (максимальной взлетной массой до 23 т; I – сверхлегкие, II – легкие, III – среднегабаритные, IV – среднегодовой темп прироста общего парка):
I | II | III | IV | ||||
2006 г. | 2010 г. | 2006 г. | 2010 г. | 2006 г. | 2010 г. | 2006-2010 гг. | |
ед. | % | ||||||
Австралия и Океания | 0 | 13 | 59 | 74 | 40 | 67 | 11,7 |
Азия | 0 | 18 | 135 | 164 | 244 | 508 | 16,2 |
Индия | 0 | 2 | 21 | 37 | 25 | 74 | … |
КНР | 0 | 1 | 21 | 22 | 10 | 32 | … |
Африка | 0 | 12 | 90 | 108 | 126 | 202 | 10,5 |
Европа | 1 | 147 | 814 | 949 | 845 | 1405 | 10,8 |
Великобритания | 0 | 34 | 101 | 115 | 145 | 221 | … |
Россия | 0 | 2 | 2 | 5 | 39 | 80 | … |
Франция | 0 | 9 | 64 | 85 | 86 | 112 | … |
Германия | 0 | 5 | 189 | 228 | 104 | 158 | … |
Северная Америка | 1 | 510 | 5099 | 4796 | 4453 | 5548 | 3,2 |
Канада | 0 | 16 | 124 | 141 | 167 | 251 | … |
Мексика | 0 | 11 | 231 | 275 | 264 | 348 | … |
США | 1 | 474 | 4682 | 4309 | 3966 | 4837 | … |
Южная Америка | 0 | 85 | 359 | 522 | 193 | 377 | 16,3 |
Бразилия | 0 | 80 | 216 | 280 | 95 | 209 | … |
Прогнозы отраслевых специалистов относительно отгрузок новых бизнес-самолетов в 2011-2030 гг. указывают на дальнейший сдвиг спроса в сторону развивающихся рынков и уменьшение доли Северной Америки. В конце указанного периода удельный вес последней в общих отгрузках, очевидно, снизится до 40%; примерно 10% придется на КНР, 9% – на Латинскую Америку и примерно по 6% – на Россию и Индию. Европа сохранит за собой второе место, обеспечив себе 17%-ную долю на рынке. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)