Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок бизнес-самолетов

Мировой рынок бизнес-самолетов значительно вырос в последние два десятилетия, что объясняется в основном увеличившимся спросом на них со стороны корпораций и более широким признанием целесообразности использования этих машин в качестве транспортных средств. В некоторых случаях деловая авиация стала жизнеспособной альтернативой гражданскому воздушному транспорту, позволяющей пользователям попадать в несколько мест за один день, продолжать работу во время полета и совершать рейсы в пункты назначения, слабо обслуживаемые коммерческими авиатранспортными компаниями. Появление более совершенных и эффективных моделей бизнес-самолетов, их использование для чартерных рейсов и принятие программ долевого владения этими транспортными средствами еще больше расширили клиентскую базу деловой авиации и способствовали росту ее популярности во всем мире.

Несмотря на перечисленные положительные факторы, последний мировой экономический кризис привел к сильному падению спроса на бизнес-самолеты, и прежде всего в таких регионах, как Северная Америка и Западная Европа, которые являются крупнейшими рынками сбыта для данных машин. Светлым пятном на этом фоне является растущая популярность деловой авиации на развивающихся рынках Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, а также Африки. В настоящее время спрос в каждом из этих регионов занимает относительно скромное место в глобальных продажах бизнес-самолетов, но, согласно прогнозам, он будет быстро расширяться и, очевидно, станет “локомотивом” роста для мировой деловой авиации.

Спрос на рассматриваемые самолеты сильно зависит от общего положения в экономике. Он растет, когда последняя находится в хорошем состоянии и корпорации получают значительные прибыли, и, наоборот, падает, если данные положительные факторы отсутствуют. Товарные запасы подержанных бизнес-самолетов являются барометром “здоровья” деловой авиации. Если они составляют 10% действующего парка деловой авиации и менее, то это свидетельствует о хорошем положении в отрасли, а если – 13% и более – о плохом. В период последней глобальной рецессии запасы указанных самолетов находились на уровне 18%.

Несмотря на неблагоприятный экономический “климат”, продуценты бизнес-самолетов продолжают вкладывать значительные средства в совершенствование продукции и разработку новых конструкций. Эти инвестиции необходимы, потому что конкуренция на данном рынке очень высока, и для завоевания и удержания клиентуры крайне важно сделать продукцию выгодно отличающейся от той, которую предлагают соперники. Кроме того, инновации подстегиваются самими покупателями (особенно среднегабаритных машин), которые обращают внимание не только на эффективность и технические характеристики самолета, но и оборудование, устанавливаемое для них в кабине и салоне. Растущие требования со стороны клиентов становятся нормой не только на традиционных рынках Северной Америки и Западной Европы, но и на таких новых, как КНР и Россия.

По числу эксплуатируемых бизнес-самолетов лидерами на мировом рынке в 2010 г. были Северная Америка и Европа, где этот показатель составлял соответственно 10854 и 2501 ед., или 70 и 16% глобального парка этих машин. Далее следовали Южная Америка (984 ед., 6%), Азия (844 ед., 5%) и Африка (322 ед., 2%).

Самый большой парк бизнес-самолетов в 2010 г. имели США – 9620 ед., что составляло 65% мирового показателя. Второе место занимала Mексика (634 ед., 4%) и третье – Бразилия (569 ед., почти 4%).

Анализ динамики мирового парка бизнес-самолетов в 2006-2010 гг. показывает растущую значимость в нем развивающихся рынков. В указанный период число эксплуатируемых машин данного класса в Азии увеличивалось ежегодно в среднем на 16,2%, Южной Америке – на 16,3% и Африке – на 10,5%. В Европе этот показатель равнялся 10,8%, а в Северной Америке – только 3,2%.

Ниже приводятся данные Комиссии по международной торговле США, характеризующие динамику парков бизнес-самолетов в различных регионах и некоторых странах в 2006-2010 гг. (максимальной взлетной массой до 23 т; I – сверхлегкие, II – легкие, III – среднегабаритные, IV – среднегодовой темп прироста общего парка):

  I II III IV
2006 г. 2010 г. 2006 г. 2010 г. 2006 г. 2010 г. 2006-2010 гг.
ед. %
Австралия и Океания 0 13 59 74 40 67 11,7
Азия 0 18 135 164 244 508 16,2
  Индия 0 2 21 37 25 74
  КНР 0 1 21 22 10 32
Африка 0 12 90 108 126 202 10,5
Европа 1 147 814 949 845 1405 10,8
  Великобритания 0 34 101 115 145 221
  Россия 0 2 2 5 39 80
  Франция 0 9 64 85 86 112
  Германия 0 5 189 228 104 158
Северная Америка 1 510 5099 4796 4453 5548 3,2
  Канада 0 16 124 141 167 251
  Мексика 0 11 231 275 264 348
  США 1 474 4682 4309 3966 4837
Южная Америка 0 85 359 522 193 377 16,3
  Бразилия 0 80 216 280 95 209

 

Прогнозы отраслевых специалистов относительно отгрузок новых бизнес-самолетов в 2011-2030 гг. указывают на дальнейший сдвиг спроса в сторону развивающихся рынков и уменьшение доли Северной Америки. В конце указанного периода удельный вес последней в общих отгрузках, очевидно, снизится до 40%; примерно 10% придется на КНР, 9% – на Латинскую Америку и примерно по 6% – на Россию и Индию. Европа сохранит за собой второе место, обеспечив себе 17%-ную долю на рынке. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version