Машиностроение Украины и мира

Япония: рынок бытовой электроники в 2011-2012 годах уменьшается

В последнее время японские производители электроники и бытовой техники испытывают серьезные финансовые трудности. Основная причина – низкий спрос на жидкокристаллические и плазменные телевизоры, ценовые войны за потребителя и жестокая конкуренция со стороны южнокорейских компаний. Ситуацию осложняет высокий курс иены, снижающий экспортную выручку, и стихийные бедствия, обрушившиеся в прошлом году на Японию и Таиланд, где японские компании разместили часть производственных мощностей.

Совокупные чистые убытки японских компаний-изготовителей бытовых электронных товаров по итогам 2011-2012 отч. г. (завершился 31 марта) превысили $20 млрд. Такие результаты во многом обусловлены потерями их подразделений по производству жидкокристаллических панелей на фоне снижения спроса на них, а также укреплением иены, которое делает экспорт менее прибыльным.

В 2011 г. рынок ЖК-дисплеев объемом $100 млрд., достигнув своего пика в 2010 г., начал сжиматься. По мнению экспертов, рынок продолжит сокращаться на 3-4% ежегодно, так как потребители в развитых странах уже успели заменить старые аппараты на электронно-лучевых трубках на новые жидкокристаллические модели.

В последнее время японские производители электроники и бытовой техники один за другим отчитываются об убытках и снижают прогнозы по прибыли.

Корпорация Sony Corp., один из ведущих производителей электроники в мире, несет убытки четвертый год подряд. Чистые убытки по итогам 2011-2012 отч. г. (завершился 31 марта) выросли в 1,7 раза и составили рекордную сумму в 456,7 млрд. иен ($5,72 млрд.).

При этом выручка Sony за отчетный период составила 6,493 трлн. иен ($81,44 млрд.), что на 9,6% ниже показателя годом ранее. Операционные убытки составили 67,3 млрд. иен ($844 млн.) против операционной прибыли в 199,8 млрд. иен годом ранее.

В корпорации уточнили, что ухудшение финансового состояния связано с дополнительными налоговыми выплатами. В то же время Sony намерена вернуться к операционной прибыли по итогам текущего 2012-2013 отч. г. Согласно прогнозам компании, соответствующий показатель составит 180 млрд. иен ($2,2 млрд.) против операционных убытков на 67,3 млрд. иен по итогам завершившегося отчетного года.

В начале апреля новый президент и главный исполнительный директор компании К. Хираи, ранее занимавший пост исполнительного заместителя президента и отвечавший за сектор потребительской электроники, пообещал провести фундаментальную реформу структуры доходов Sony, за счет которой планируется привести компанию к прибыли.

Еще в ноябре 2011 г. Sony предупредила, что закончит очередной отчетный год с убытками, связанными также и с дополнительными налоговыми выплатами, при этом подразделение по производству телевизоров потеряет $2,2 млрд. на фоне снижения спроса и укрепления иены.

С 2005 г. рыночная капитализация компании сократилась почти на 60%, в то время как у южнокорейского конкурента – компании Samsung за этот период, напротив, почти удвоилась.

В целях сокращения производственных расходов Sony уволит 10 тыс. сотрудников к концу 2012 г., сократив штат на 6%. Увольнения затронут персонал компании как в Японии, так и за рубежом. Кроме того, Sony может потребовать от руководства (семи исполнительных директоров, включая Г. Стрингера) вернуть полученные бонусы.

Ранее стало известно, что Sony планирует продать подразделения по производству пленки и клеящих материалов, используемых в фотоаппаратах, телевизорах и мобильных телефонах, где в настоящее время работают около 3 тыс. сотрудников. Сделка отвечает стратегии развития компании, которая предусматривает “облегчение активов” и ориентацию на организационную модель устройства компании Apple, которая привлекает к непосредственному производству продукции другие компании. Сумма сделки, по оценкам японских СМИ, составит $360-480 млн. Ее планируется завершить к концу 2012 г.

Sony Corp. выходит из совместного с Sharp Corp. предприятия по производству жидкокристаллических (LCD) панелей – СП Sharp Display Products Corp. Новая стратегия Sony предусматривает покупку таких панелей вместо их производства.

По условиям соглашения Sharp Display Products Corp. выкупит за 10 млрд. иен ($126 млн.) все акции Sony в капитале СП (7,04% акций).

Ранее, в декабре 2011 г., корпорация вышла из капитала СП с южнокорейской Samsung Electronics, которая выкупила долю японской Sony Corp. в капитале фирмы S-LCD (специализируется на производстве ЖК-дисплеев) за 1,08 трлн. вон ($938,97 млн.). Данная сделка позволила Sony монетизировать долю в S-LCD, одновременно обеспечив бесперебойные поставки LCD-панелей от Samsung. При этом Sony закупает панели по рыночной стоимости, не неся рисков и производственных издержек.

Компания Panasonic сообщила об убытках в 197,6 млрд. иен ($2,6 млрд.) по итогам III квартала 2011-2012 отч. г. При этом годовые убытки составили, по оценке, рекордные 780 млрд. иен (более $10,2 млрд.).

Фирма, известная своими марками Panasonic, National, Technics и Quasar, является одним из мировых лидеров в разработке и производстве бытового и промышленного электронного оборудования для широкого круга потребителей, бизнеса и промышленности.

Как заявил глава подразделения Panasonic по электробытовой продукции К. Таками, компания планирует построить завод в Европе в 2013 г. для расширения поставок бытовой техники в ряд стран, в том числе в Россию. Где конкретно будет располагаться новый завод, пока не решено. Panasonic также рассматривает возможность приобретения существующего завода соответствующего профиля у другой компании.

Между тем запланированный объем производства на новом заводе составляет 1 млн. стиральных машин и 1 млн. холодильников в год. К. Таками выразил надежду, что расширение производства бытовой техники позволит компенсировать негативное влияние низкого спроса на телевизоры Panasonic и мощной конкуренции. В настоящее время электробытовые товары Panasonic, предназначенные для доставки в Европу, производятся на заводах в КНР.

Компания Sharp также сообщила об убытках в III квартале 2011-2012 отч. г. Продажи телевизоров в октябре-декабре 2011 г. упали практически вдвое, и компания оценивает убытки по итогам года на уровне 290 млрд. иен ($3,8 млрд.). Прогноз по продажам телевизоров был снижен с 13,5 млн. до 12,8 млн. шт.

Еще один продуцент бытовой электроники – компания Toshiba тоже завершила отчетный квартал с убытками в 10,6 млрд. иен ($139 млн.). В результате Toshiba сократила прогноз по продажам своих телевизоров с 18 млн. до 15 млн. шт.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что японским компаниям необходимо консолидировать производство телевизоров и вывести на рынок принципиально новые модели, способные стать хитами. В противном случае они продолжат терпеть убытки, увеличивающиеся с каждым годом.

В мае появилась неофициальная информация о том, что Sony и Panasonic ведут переговоры о совместной разработке телевизоров на базе OLED-технологий нового поколения (технологии построения дисплейных панелей с использованием светодиодов на основе светоизлучающих органических материалов). В свою очередь их южнокорейские конкуренты Samsung Electronics и LG Electronics уже активно внедряют OLED и планируют наладить коммерческое производство таких экранов уже к концу года. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version