В настоящее время Бразилия представляет собой растущий рынок сбыта, а также крупную базу производства для бизнес-самолетов. Единственным их продуцентом в стране является компания Embraer, изготовляющая также самолеты для гражданской авиации.
Embraer вышла на рынок самолетов деловой авиации в 2002 г. с очень крупной среднегабаритной машиной Legacy 600, а позже стала также производить сверхлегкие и легкие самолеты данного класса (Phenom 100 и 300), с помощью которых смогла быстро утвердиться на мировом рынке. Большинство самолетов компании выпускается в Бразилии, но ее производственные мощности имеются, кроме того, в КНР, Португалии и США.
Если производство самолетов деловой авиации появилось в Бразилии только в последнем десятилетии, то машины для региональных рейсов и нужд армии выпускаются уже относительно давно. Embraer была создана в 1969 г. в качестве государственного предприятия по разработке и производству самолетов для бразильских ВВС. В 1994 г. она была приватизирована и стала искать новые способы получения доходов и увеличения капитала. Основываясь на прогнозируемом расширении спроса на бизнес-самолеты, компания начала в 2002 г. осуществлять их производство, а уже в 2005 г. поставила перед собой задачу превратиться к 2015 г. в крупного игрока на мировом рынке данных машин Для достижения этой цели она решила наладить выпуск всего спектра бизнес-самолетов.
В 2010 г. чистые продажи самолетов деловой авиации Embraer возросли до $5,36 млрд. и обеспечивали около 20% ее общих доходов против 7% в 2005 г. Доля компании в мировых отгрузках указанных самолетов увеличилась к 2010 г. до 19% (с 3% в 2008 г.).
Из бизнес-самолетов максимальной взлетной массой до 22,7 т Embraer производит в настоящее время сверхлегкий Phenom 100, легкий Phenom 300 и крупный среднегабаритный Legacy 600, являющийся модификацией ее регионального лайнера ERJ 135; их отгрузки начались соответственно в 2008 г., 2009 г. и 2002 г. С тех пор на мировой рынок было поставлено более 300 Phenom 100/300, в том числе в 2011 г. 83 вместо запланированных 100. Это снижение обусловлено тем, что в I полугодии прошлого года производство было приостановлено для внесения некоторых изменений в конструкции указанных машин, рекомендованных Федеральным управлением гражданской авиации США. Наибольшей популярностью Phenom 100/300 пользуются в Латинской Америке, и прежде всего в самой Бразилии.
По состоянию на начало 2011 г. более половины всех произведенных отгрузок Phenom 100/300 пришлось на США и около четверти на Бразилию. Доля последней в общем мировом парке бизнес-самолетов незначительна, но по сверхлегким и легким моделям она намного выше и быстро растет. Это связано с тем, что мелкие и средние компании страны начинают активно использовать данные модели для расширения своего бизнеса.
Брэнд Embraer очень популярен в Бразилии и является источником национальной гордости. К тому же среди продуцентов легких бизнес-самолетов только эта компания имеет полностью ей принадлежащие предприятия технического обслуживания в Бразилии, что позволяет ей осуществлять там все виды ремонта и тем самым выгодно отличаться от конкурентов. За пределами собственной страны такого преимущества у Embraer не существует, и ее позиции могут быть слабее, чем у давно действующих продуцентов бизнес-самолетов с признанным качеством технического обслуживания.
Ниже приводятся данные GAMA (Ассоциации американских продуцентов самолетов общей авиации), характеризующие отгрузки бизнес-самолетов Embraer (ед., максимальной взлетной массой до 22,7 т):
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Phenom 100 | – | – | 2 | 97 | 100 | 41 |
Phenom 300 | – | – | – | 1 | 26 | 42 |
Legacy 600 | 27 | 36 | 36 | 18 | 11 | 13 |
Итого | 27 | 36 | 38 | 116 | 137 | 96 |
В настоящее время Embraer осуществляет разработку среднегабаритных моделей Legacy 450 и 500, которые призваны расширить номенклатуру предлагаемых ею бизнес-самолетов и заполнить пробел между Phenom 100/300 и намного более крупным Legacy 600. Эти новые модели будут снабжены системами дистанционного управления, ранее отсутствовавшими на самолетах сопоставимых размеров.
Указанная программа, затраты на которую оценены в $750 млн., была официально начата в апреле 2008 г., и в конце 2010 г. ее осуществлением занимались 650 человек. Предполагалось, что самолет Legacy 500 поступит в эксплуатацию в 2012-2013 гг., а Legacy 450 годом позже. Однако недавно стало известно, что разработка Legacy 500 задерживается из-за проблем, связанных с программным обеспечением для дистанционного управления. Это означает, что отгрузка первого экземпляра данной машины состоится только в 2014 г. Legacy 450 и 500 сделают линейку бизнес-самолетов Embraer одной из самых полных в отрасли.
Ниже приводятся стоимостные и некоторые другие характеристики бизнес-самолетов Embraer максимальной взлетной массой до 22,7 т (находящихся в производстве или разработке в 2011 г.; I – цена, млн. $; II – дальность полета в тыс. км, в скобках число пассажиров; III – максимальное число пассажиров, в скобках число членов команды; IV – год ввода в эксплуатацию):
I | II | III | IV | |
Phenom 100 | 3,75 | 2,04 (4) | 7 (1) | 2008 |
Phenom 300 | 8,14 | 3,52 (6) | 9 (1) | 2009 |
Legacy 450 | 15,25 | 4,26 (6) | 9 (2) | 2014 |
Legacy 500 | 18,40 | 5,56 (6) | 12 (2) | 2013 |
Legacy 600 | 27,45 | 7,22 (4) | 14 (2) | 2002 |
В 2010 г. на предприятиях Embraer работало около 70% всех занятых в АРКП Бразилии. Изза кризиса компания сократила в феврале 2009 г. число работников на 20%, и на конец 2010 г. оно равнялось 18,9 тыс., из которых 85% трудились в Бразилии.
Все работники Embraer имеют диплом средней школы, а 38% еще и степень бакалавра. Около 24% сотрудников являются инженерами, окончившими в большинстве случаев высшие образовательные учреждения Бразилии, из них более 200 были выпущены бразильским Технологическим институтом аэронавтики (ITA), находящимся недалеко от штаб-квартиры Embraer в Сан-ЖозедушКампуше (шт. Сан-Паулу). Кроме того, компания имеет собственный центр обучения, способствующий росту квалификации ее сотрудников. Его 18-месячная программа специализации для инженеров готовит для Embraer специалистов по аэронавтике из выпускников любых бразильских технических ВУЗов.
Бразильская авиационная промышленность представлена в основном компанией Embraer и сосредоточена вокруг Сан-ЖозедушКампуша, где находятся государственные исследовательские институты и технологический парк. Компания имеет также предприятия в других городах шт. Сан-Паулу, на которых собираются самолеты Phenom 100/300. Кроме того, для сборки своих бизнес-самолетов или производства их компонентов она создала мощности в США, Португалии и КНР.
Phenom 100 и 300 могут собираться как в Бразилии, так и США. В первом случае сборка, внутренняя отделка, покраска и испытания происходят на заводе в ГавианПейшоту (шт. Сан-Паулу). Изза проблем, связанных с трудоемкой покраской, это предприятие выпускает в настоящее время около 10 указанных самолетов в месяц, хотя его мощности рассчитаны на 15. Крылья, фюзеляж и другие конструкции производятся в Ботикату (шт. Сан-Паулу) и затем перевозятся грузовиками в ГавианПейшоту или в порт около Сан-Паулу, откуда они доставляются морем во Флориду (США) для окончательной сборки. Покупатели могут теперь забирать свои самолеты не только в Сан-ЖозедушКампуш, но и в США, где Embraer построила для них в 2011 г. (в Мельбурн, шт. Флорида) специальный центр.
Для ускорения разработки самолетов и повышения эффективности их производства Embraer широко использует последние достижения науки и техники. Например, при разработке Phenom 100 она применила программное обеспечение CATIA V5 фирмы Dassault, а при сборке его алюминиевого фюзеляжа в Ботикату использовала с 2006г. роботизированный заклепочный инструмент, обеспечивающий снижение издержек производства. В 2007-2010 гг. компания инвестировала $90 млн. в автоматы-роботы для предприятия в Ботикату, которые могут сверлить и сваривать в 7 раз быстрее, чем при работе вручную. В 2011 г. были вложены значительные средства в увеличение мощности и частичную автоматизацию цеха по окраске самолетов в ГавианПейшоту.
В Сан-ЖозедушКампуше есть заводы и цеха иностранных фирм, которые поставляют авиаконструкции и другие компоненты для самолетов Embraer. Что касается американских инвесторов, то их средства вложены в основном в предприятия технического обслуживания. В свою очередь, бразильская компания, как уже указывалось, создала производственные мощности в США, КНР и Португалии. Ее завод в Мельбурне (шт. Флорида) построен по тому же проекту, что и предприятие по сборке сверхлегких и легких самолетов в Бразилии. В настоящее время на нем собирается Phenom 100, первый экземпляр которого был отгружен в декабре 2011 г. На линии данного предприятия можно собирать как Phenom 100, так и 300, и при полной загрузке мощностей с нее могут сходить до 8 самолетов в месяц.
Создание бразильской фирмой производственных мощностей в США было продиктовано прежде всего тем, что собираемые там самолеты предназначаются в основном для американского рынка самого крупного рынка сбыта самолетов Embraer, а дальность полета последних не позволяет им осуществлять безостановочные полеты из Бразилии в США. Кроме того, большинство компонентов для бизнес-самолетов Embraer поступает от североамериканских поставщиков. И наконец, сыграло свою роль повышение курса бразильского реала по отношению к доллару.
В КНР Embraer трансформирует в настоящее время линию по производству регионального самолета ERJ-145 (в Харбине) в линию для сборки его деловой модификации Legacy 600. Отгрузки новых машин должны начаться в ближайшие полтора года. При их производстве будут использоваться уже существующие там инфраструктура, финансовые ресурсы и рабочая сила.
В середине 2008 г. Embraer начала также строить два предприятия в Эворе (Португалия), одно из которых предназначается для производства композитных частей и узлов, а второе металлических. Ввод этих объектов в эксплуатацию намечен на текущий год. Предприятия будут снабжать указанными частями все производимые бразильской компанией самолеты, включая машины для деловой авиации.
Используемая Embraer система материальнотехнического снабжения является по природе глобальной, при этом бразильские фирмы играют в ней относительно скромную роль. Лучшие технологии и оборудование компания приобретает у ведущих мировых поставщиков, а затем концентрируется на интеграции и сборке. В некоторых бизнес-самолетах Embraer используются те же компоненты, которые поставщики производят для конкурирующих с ними машин. Это происходит, в частности, потому, что большинство частей и узлов компания покупает у американских продуцентов. Например, Phenom 100 и Mustang фирмы Cessna (США) используют авионику Garmin и двигатели Pratt & Whitney.
Хотя бразильские поставщики выиграли от роста Embraer после ее приватизации в 1990-е годы, в последующие 10 лет доля местных компонентов в производстве компании сократилась, так как с появлением в этот период новых технологий и оборудования более целесообразным стало их получение путем заключения рискоразделяющих соглашений с иностранными поставщиками, имеющими неоспоримые преимущества перед бразильскими фирмами.
В последние 10 лет Embraer запустила довольно большое число капиталоемких программ, связанных с разработкой бизнес-самолетов, чему, в частности, способствовало активное использование ею рискоразделяющих соглашений с поставщиками, с помощью которых можно сократить время и затраты на разработку нового самолета. Кроме того, такие соглашения позволяют компании концентрироваться на ее ключевых операциях, к которым она относит проектирование и сборку самолетов, управление сетью снабжения, сертификацию и глобальное обслуживание своих клиентов. Рискоразделяющие соглашения с партнерами содействуют также более интегрированному подходу к сборке самолетов и увеличивают ответственность поставщиков. Garmin поставила для Phenom 100/300 полностью интегрированный комплект авионики, который обеспечивает первичный полет, навигацию, связь, приземление, а также работу приборов, показывающих погоду, контролирующих работу двигателя и предупреждающих экипаж об опасности.
По состоянию на конец 2010 г. вклад рискоразделяющих партнеров в затраты Embraer составил $582 млн. Эти средства были использованы при разработке Phenom 100/300 и Legacy 450/500, а также семейства региональных самолетов E170/190. Размеры денежных взносов указанных партнеров зависят от стадий разработки самолетов. В 2008 г. они равнялись $134,8 млн. и были связаны с сертификацией Phenom 100, а в 2009 г. уменьшились до $102,2 млн., отражая сокращение в этом году расходов на сертификацию Phenom 300, имеющего общую с Phenom 100 платформу. В 2010 г. данный показатель также слегка снизился, так как не проводилось никаких сертификаций, и затраты пришлись в основном на программу Legacy 450/500.
Ниже называются рискоразделяющие партнеры Embraer по программам разработки ее бизнес-самолетов максимальной взлетной массой менее 22,7 т:
Phenom 100/300 | Legacy 450/500 | Legacy 600 | |
Двигатель | Pratt & Whitney Canada | Honeywell | – |
Авионика | Garmin | Rockwell Collins | – |
Прочее оборудование* | Eaton | Heroux-Devtek, Goodrich, B/E Aerospace, Parker, BMW Group | Aernnova, Sonaca, ENAER |
* – Гидравлические системы, системы управления полетом, шасси и авиаконструкции. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)