Машиностроение Украины и мира

Бразилия: производство бизнес-самолетов

В настоящее время Бразилия представляет собой растущий рынок сбыта, а также крупную базу производства для бизнес-самолетов. Единственным их продуцентом в стране является компания Embraer, изготовляющая также самолеты для гражданской авиации.

Embraer вышла на рынок самолетов деловой авиации в 2002 г. с очень крупной среднегабаритной машиной Legacy 600, а позже стала также производить сверхлегкие и легкие самолеты данного класса (Phenom 100 и 300), с помощью которых смогла быстро утвердиться на мировом рынке. Большинство самолетов компании выпускается в Бразилии, но ее производственные мощности имеются, кроме того, в КНР, Португалии и США.

Если производство самолетов деловой авиации появилось в Бразилии только в последнем десятилетии, то машины для региональных рейсов и нужд армии выпускаются уже относительно давно. Embraer была создана в 1969 г. в качестве государственного предприятия по разработке и производству самолетов для бразильских ВВС. В 1994 г. она была приватизирована и стала искать новые способы получения доходов и увеличения капитала. Основываясь на прогнозируемом расширении спроса на бизнес-самолеты, компания начала в 2002 г. осуществлять их производство, а уже в 2005 г. поставила перед собой задачу превратиться к 2015 г. в крупного игрока на мировом рынке данных машин Для достижения этой цели она решила наладить выпуск всего спектра бизнес-самолетов.

В 2010 г. чистые продажи самолетов деловой авиации Embraer возросли до $5,36 млрд. и обеспечивали около 20% ее общих доходов против 7% в 2005 г. Доля компании в мировых отгрузках указанных самолетов увеличилась к 2010 г. до 19% (с 3% в 2008 г.).

Из бизнес-самолетов максимальной взлетной массой до 22,7 т Embraer производит в настоящее время сверхлегкий Phenom 100, легкий Phenom 300 и крупный среднегабаритный Legacy 600, являющийся модификацией ее регионального лайнера ERJ 135; их отгрузки начались соответственно в 2008 г., 2009 г. и 2002 г. С тех пор на мировой рынок было поставлено более 300 Phenom 100/300, в том числе в 2011 г. 83 вместо запланированных 100. Это снижение обусловлено тем, что в I полугодии прошлого года производство было приостановлено для внесения некоторых изменений в конструкции указанных машин, рекомендованных Федеральным управлением гражданской авиации США. Наибольшей популярностью Phenom 100/300 пользуются в Латинской Америке, и прежде всего в самой Бразилии.

По состоянию на начало 2011 г. более половины всех произведенных отгрузок Phenom 100/300 пришлось на США и около четверти на Бразилию. Доля последней в общем мировом парке бизнес-самолетов незначительна, но по сверхлегким и легким моделям она намного выше и быстро растет. Это связано с тем, что мелкие и средние компании страны начинают активно использовать данные модели для расширения своего бизнеса.

Брэнд Embraer очень популярен в Бразилии и является источником национальной гордости. К тому же среди продуцентов легких бизнес-самолетов только эта компания имеет полностью ей принадлежащие предприятия технического обслуживания в Бразилии, что позволяет ей осуществлять там все виды ремонта и тем самым выгодно отличаться от конкурентов. За пределами собственной страны такого преимущества у Embraer не существует, и ее позиции могут быть слабее, чем у давно действующих продуцентов бизнес-самолетов с признанным качеством технического обслуживания.

Ниже приводятся данные GAMA (Ассоциации американских продуцентов самолетов общей авиации), характеризующие отгрузки бизнес-самолетов Embraer (ед., максимальной взлетной массой до 22,7 т):

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Phenom 100 2 97 100 41
Phenom 300 1 26 42
Legacy 600 27 36 36 18 11 13
Итого 27 36 38 116 137 96

В настоящее время Embraer осуществляет разработку среднегабаритных моделей Legacy 450 и 500, которые призваны расширить номенклатуру предлагаемых ею бизнес-самолетов и заполнить пробел между Phenom 100/300 и намного более крупным Legacy 600. Эти новые модели будут снабжены системами дистанционного управления, ранее отсутствовавшими на самолетах сопоставимых размеров.

Указанная программа, затраты на которую оценены в $750 млн., была официально начата в апреле 2008 г., и в конце 2010 г. ее осуществлением занимались 650 человек. Предполагалось, что самолет Legacy 500 поступит в эксплуатацию в 2012-2013 гг., а Legacy 450 годом позже. Однако недавно стало известно, что разработка Legacy 500 задерживается из-за проблем, связанных с программным обеспечением для дистанционного управления. Это означает, что отгрузка первого экземпляра данной машины состоится только в 2014 г. Legacy 450 и 500 сделают линейку бизнес-самолетов Embraer одной из самых полных в отрасли.

Ниже приводятся стоимостные и некоторые другие характеристики бизнес-самолетов Embraer максимальной взлетной массой до 22,7 т (находящихся в производстве или разработке в 2011 г.; I – цена, млн. $; II – дальность полета в тыс. км, в скобках число пассажиров; III – максимальное число пассажиров, в скобках число членов команды; IV – год ввода в эксплуатацию):

I II III IV
Phenom 100 3,75 2,04 (4) 7 (1) 2008
Phenom 300 8,14 3,52 (6) 9 (1) 2009
Legacy 450 15,25 4,26 (6) 9 (2) 2014
Legacy 500 18,40 5,56 (6) 12 (2) 2013
Legacy 600 27,45 7,22 (4) 14 (2) 2002

В 2010 г. на предприятиях Embraer работало около 70% всех занятых в АРКП Бразилии. Из­за кризиса компания сократила в феврале 2009 г. число работников на 20%, и на конец 2010 г. оно равнялось 18,9 тыс., из которых 85% трудились в Бразилии.

Все работники Embraer имеют диплом средней школы, а 38% еще и степень бакалавра. Около 24% сотрудников являются инженерами, окончившими в большинстве случаев высшие образовательные учреждения Бразилии, из них более 200 были выпущены бразильским Технологическим институтом аэронавтики (ITA), находящимся недалеко от штаб-квартиры Embraer в Сан-Жозе­душ­Кампуше (шт. Сан-Паулу). Кроме того, компания имеет собственный центр обучения, способствующий росту квалификации ее сотрудников. Его 18-месячная программа специализации для инженеров готовит для Embraer специалистов по аэронавтике из выпускников любых бразильских технических ВУЗов.

Бразильская авиационная промышленность представлена в основном компанией Embraer и сосредоточена вокруг Сан-Жозе­душ­Кампуша, где находятся государственные исследовательские институты и технологический парк. Компания имеет также предприятия в других городах шт. Сан-Паулу, на которых собираются самолеты Phenom 100/300. Кроме того, для сборки своих бизнес-самолетов или производства их компонентов она создала мощности в США, Португалии и КНР.

Phenom 100 и 300 могут собираться как в Бразилии, так и США. В первом случае сборка, внутренняя отделка, покраска и испытания происходят на заводе в Гавиан­Пейшоту (шт. Сан-Паулу). Из­за проблем, связанных с трудоемкой покраской, это предприятие выпускает в настоящее время около 10 указанных самолетов в месяц, хотя его мощности рассчитаны на 15. Крылья, фюзеляж и другие конструкции производятся в Ботикату (шт. Сан-Паулу) и затем перевозятся грузовиками в Гавиан­Пейшоту или в порт около Сан-Паулу, откуда они доставляются морем во Флориду (США) для окончательной сборки. Покупатели могут теперь забирать свои самолеты не только в Сан-Жозе­душ­Кампуш, но и в США, где Embraer построила для них в 2011 г. (в Мельбурн, шт. Флорида) специальный центр.

Для ускорения разработки самолетов и повышения эффективности их производства Embraer широко использует последние достижения науки и техники. Например, при разработке Phenom 100 она применила программное обеспечение CATIA V5 фирмы Dassault, а при сборке его алюминиевого фюзеляжа в Ботикату использовала с 2006г. роботизированный заклепочный инструмент, обеспечивающий снижение издержек производства. В 2007-2010 гг. компания инвестировала $90 млн. в автоматы-роботы для предприятия в Ботикату, которые могут сверлить и сваривать в 7 раз быстрее, чем при работе вручную. В 2011 г. были вложены значительные средства в увеличение мощности и частичную автоматизацию цеха по окраске самолетов в Гавиан­Пейшоту.

В Сан-Жозе­душ­Кампуше есть заводы и цеха иностранных фирм, которые поставляют авиаконструкции и другие компоненты для самолетов Embraer. Что касается американских инвесторов, то их средства вложены в основном в предприятия технического обслуживания. В свою очередь, бразильская компания, как уже указывалось, создала производственные мощности в США, КНР и Португалии. Ее завод в Мельбурне (шт. Флорида) построен по тому же проекту, что и предприятие по сборке сверхлегких и легких самолетов в Бразилии. В настоящее время на нем собирается Phenom 100, первый экземпляр которого был отгружен в декабре 2011 г. На линии данного предприятия можно собирать как Phenom 100, так и 300, и при полной загрузке мощностей с нее могут сходить до 8 самолетов в месяц.

Создание бразильской фирмой производственных мощностей в США было продиктовано прежде всего тем, что собираемые там самолеты предназначаются в основном для американского рынка самого крупного рынка сбыта самолетов Embraer, а дальность полета последних не позволяет им осуществлять безостановочные полеты из Бразилии в США. Кроме того, большинство компонентов для бизнес-самолетов Embraer поступает от североамериканских поставщиков. И наконец, сыграло свою роль повышение курса бразильского реала по отношению к доллару.

В КНР Embraer трансформирует в настоящее время линию по производству регионального самолета ERJ-145 (в Харбине) в линию для сборки его деловой модификации Legacy 600. Отгрузки новых машин должны начаться в ближайшие полтора года. При их производстве будут использоваться уже существующие там инфраструктура, финансовые ресурсы и рабочая сила.

В середине 2008 г. Embraer начала также строить два предприятия в Эворе (Португалия), одно из которых предназначается для производства композитных частей и узлов, а второе металлических. Ввод этих объектов в эксплуатацию намечен на текущий год. Предприятия будут снабжать указанными частями все производимые бразильской компанией самолеты, включая машины для деловой авиации.

Используемая Embraer система материально­технического снабжения является по природе глобальной, при этом бразильские фирмы играют в ней относительно скромную роль. Лучшие технологии и оборудование компания приобретает у ведущих мировых поставщиков, а затем концентрируется на интеграции и сборке. В некоторых бизнес-самолетах Embraer используются те же компоненты, которые поставщики производят для конкурирующих с ними машин. Это происходит, в частности, потому, что большинство частей и узлов компания покупает у американских продуцентов. Например, Phenom 100 и Mustang фирмы Cessna (США) используют авионику Garmin и двигатели Pratt & Whitney.

Хотя бразильские поставщики выиграли от роста Embraer после ее приватизации в 1990-е годы, в последующие 10 лет доля местных компонентов в производстве компании сократилась, так как с появлением в этот период новых технологий и оборудования более целесообразным стало их получение путем заключения рискоразделяющих соглашений с иностранными поставщиками, имеющими неоспоримые преимущества перед бразильскими фирмами.

В последние 10 лет Embraer запустила довольно большое число капиталоемких программ, связанных с разработкой бизнес-самолетов, чему, в частности, способствовало активное использование ею рискоразделяющих соглашений с поставщиками, с помощью которых можно сократить время и затраты на разработку нового самолета. Кроме того, такие соглашения позволяют компании концентрироваться на ее ключевых операциях, к которым она относит проектирование и сборку самолетов, управление сетью снабжения, сертификацию и глобальное обслуживание своих клиентов. Рискоразделяющие соглашения с партнерами содействуют также более интегрированному подходу к сборке самолетов и увеличивают ответственность поставщиков. Garmin поставила для Phenom 100/300 полностью интегрированный комплект авионики, который обеспечивает первичный полет, навигацию, связь, приземление, а также работу приборов, показывающих погоду, контролирующих работу двигателя и предупреждающих экипаж об опасности.

По состоянию на конец 2010 г. вклад рискоразделяющих партнеров в затраты Embraer составил $582 млн. Эти средства были использованы при разработке Phenom 100/300 и Legacy 450/500, а также семейства региональных самолетов E170/190. Размеры денежных взносов указанных партнеров зависят от стадий разработки самолетов. В 2008 г. они равнялись $134,8 млн. и были связаны с сертификацией Phenom 100, а в 2009 г. уменьшились до $102,2 млн., отражая сокращение в этом году расходов на сертификацию Phenom 300, имеющего общую с Phenom 100 платформу. В 2010 г. данный показатель также слегка снизился, так как не проводилось никаких сертификаций, и затраты пришлись в основном на программу Legacy 450/500.

Ниже называются рискоразделяющие партнеры Embraer по программам разработки ее бизнес-самолетов максимальной взлетной массой менее 22,7 т:

Phenom 100/300 Legacy 450/500 Legacy 600
Двигатель Pratt & Whitney Canada Honeywell
Авионика Garmin Rockwell Collins
Прочее оборудование* Eaton Heroux-Devtek, Goodrich, B/E Aerospace, Parker, BMW Group Aernnova, Sonaca, ENAER

* – Гидравлические системы, системы управления полетом, шасси и авиаконструкции. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version