Машиностроение Украины и мира

США: производство бизнес-самолетов

Производство бизнес-самолетов традиционно было сконцентрировано в США. Последние являются крупнейшим в мире продуцентом и рынком сбыта указанных машин, а также обладателем самого большого их парка. Инфраструктура для данной отрасли в США включает предприятия многочисленных поставщиков, университеты и исследовательские центры, значительное число мелких региональных аэропортов, широкую сеть технического обслуживания и снабжения топливом, а также отдельные терминалы для обслуживания бизнес-самолетов и их пассажиров в крупных аэропортах. Американские изготовители указанных машин постоянно совершенствуют их технические характеристики, надежность и комфортабельность, а также создают модели, обеспечивающие снижение потребления топлива. Многие из этих усовершенствований были впоследствии использованы продуцентами самолетов гражданской авиации.

Рассматриваемая отрасль США традиционно была представлена четырьмя компаниями Cessna, Hawker Beechcraft Corporation (HBC), Learjet и Gulfstream Aerospace Corporation, на которых в последние годы приходится большинство производимых в США и мире самолетов деловой авиации. Первые три продуцента базируются в Уичите (шт. Канзас), где находятся и многие поставщики компонентов, оборудования и услуг для АРКП.

Капиталом Cessna полностью владеет американская корпорация Textron Inc., которая производит также вертолеты Bell, различное оборудование военного назначения и другие промышленные изделия. Предприятия Cessna находятся не только в Уичите, но и в Индепенденсе (восточный пригород Канзас­Сити, шт. Миссури), Коламбусе (шт. Джорджия) и Чихуахуа (Мексика). В последних двух городах сосредоточено производство частей и узлов для самолетов Cessna.

Cessna производит в основном сверхлегкие и легкие бизнес-самолеты и в меньшей степени среднегабаритные. Она изготовляет также турбовинтовые воздушные суда и самолеты с одним поршневым двигателем. Бизнес­самолетов максимальной взлетной массой более 22,7 т компания не выпускает.

HBC принадлежит инвестиционным компаниям Goldman Sachs и Onex Corporation. Ее предприятия находятся в городах Уичита (здесь производится большинство самолетов HBC), Салина (изготовляются узлы для некоторых самолетов), Литтл-Рок (осуществляются покраска самолетов и установка в них интерьеров) и Чихуахуа (выпускаются части самолетов). Значительное число частей и узлов для некоторых своих моделей HBC ввозит из Великобритании и Японии.

HBC производит в основном сверхлегкие и легкие бизнес-самолеты и с 2008 г. среднегабаритные. Она изготовляет также гражданские турбовинтовые самолеты и самолеты с поршневым двигателем и тренировочные/боевые самолеты для военного сектора. Бизнес­самолетов максимальной взлетной массой более 22,7 т она не выпускает.

Весь капитал Learjet принадлежит канадской группе Bombardier, которая изготовляет самолеты для гражданской и деловой авиации, а также оборудование для железнодорожного транспорта. Производство бизнес-самолетов Learjet cосредоточено в Уичите и по номенклатуре аналогично тому, которое осуществляют компании Cessna и HBC. Фюзеляжи для некоторых своих бизнес-самолетов Learjet получает от ее предприятия в Белфасте (Северная Ирландия), крылья ей поставляет завод, находящийся в Торонто (Канада), и основные композитные детали предприятие в Керетаро (Мексика).

В настоящее время Learjet инвестирует $600 млн. в производство на предприятии в Уичите нового бизнес-самолета Learjet 85. Кроме того, она объявила о планах дальнейшего увеличения производственных мощностей этого предприятия и расширения находящегося на его территории Центра испытательных полетов Bombardier.

Gulfstream является 100%-ной дочерней компанией корпорации General Dynamics, вовлеченной в производство авиакосмической продукции, а также военных, морских и информационных систем. Свой бизнес, связанный с самолетами деловой авиации, Gulfstream осуществляет в Саванне (шт. Джорджия) и Далласе (шт. Техас). В первом, помимо производственных цехов, находятся ее штаб-квартира и предприятия, выполняющие научно-исследовательские и инжиниринговые работы.

Легкие и среднегабаритные модели максимальной взлетной массой до 22,7 т изготовляются для Gulfstream израильской фирмой Israel Aerospace Industries и затем отправляются на предприятие в Далласе для окончательной доработки, которая включает наружную покраску, а также установку интерьера кабины и опционной авионики.

Бизнес­самолеты максимальной взлетной массой более 22,7 т Gulfstream производит на предприятии в Саванне; их окончательная доработка осуществляется в центрах, созданных для этой цели в Калифорнии, Джорджии, Техасе и Висконсине. На такие машины приходится главная часть доходов, получаемых данной фирмой от продажи бизнес-самолетов.

Кроме названных компаний, производство бизнес-самолетов в США осуществляют базирующиеся за пределами страны Dassault (Франция) и Embraer (Бразилия). Кроме того, о своих намерениях начать в 2012 г. производство бизнес-самолетов в США объявила Honda Aircraft Company Inc. (Япония).

Dassault является единственным продуцентом бизнес-самолетов в Европе, изготовляющим также самолеты военного назначения и электронное программное обеспечение. Эта фирма имеет несколько предприятий во Франции, с которых произведенные самолеты доставляются воздушным путем в центр доработки Dassault в Литтл-Роке (шт. Арканзас), где устанавливаются интерьеры кабин, включая проводку, электрические системы и мебель, изготовленную по техническим условиям заказчика, а также производится покраска.

Embraer, единственный продуцент бизнес-самолетов в Бразилии, изготовляет самолеты для деловой и гражданской авиации, а также для вооруженных сил. В мае 2008 г. она объявила о намерении построить в Мельбурне (шт. Флорида) предприятие по производству бизнес-самолетов, чтобы быть ближе к своим покупателям и самому емкому в мире американскому рынку сбыта. Кроме того, ее привлекли в Мельбурне существующая аэропортовая инфраструктура, предоставляемые правительством субсидии и удобное для покупателей место отгрузки их бизнес-самолетов.

В феврале 2011 г. была открыта первая очередь указанного предприятия, предназначенная для окончательной сборки и доделки самолетов. Сборочная линия в Мельбурне похожа на существующую у компании линию в Гавиан­Пейшоту (Бразилия) и состоит из секций, где соединяются крылья с фюзеляжем, готовится интерьер фюзеляжа с частями и проводкой, устанавливаются двигатель, гондолы и авионика и завершается отделка интерьера. Фюзеляжи и крылья производятся на бразильском предприятии Embraer в Ботикату и доставляются морем в Мельбурн; двигатели и авионика приобретаются у североамериканских поставщиков.

Вторая часть комплекса, называемая центром отгрузки самолетов заказчикам, начала функционировать в декабре 2011 г. Тогда же с его сборочной линии в Мельбурне сошел первый экземпляр самолета Phenom 100. На линии работают 75 человек, многие из которых прошли обучение на бразильских предприятиях Embraer. По заявлению последней, в Мельбурне будет собираться также ее бизнес-самолет Phenom 300, в связи с чем число занятых в комплексе возрастет до 200.

Компания Honda Motor в течение многих лет осуществляла в США НИОКР по бизнес-самолетам и реактивным двигателям, а также сборку и испытания прототипов бизнес-самолетов и в августе 2006 г. построила на территории Международного аэропорта Пидмонт-Триад (Гринсборо, шт. Северная Каролина) предприятие Honda Aircraft Company, предназначенное для разработки, производства и сбыта нового бизнес-самолета HondaJet. Предприятие вмещает штаб-квартиру, цеха по инжинирингу, проектированию, НИОКР, летным испытаниям и сборке. Кроме того, в нем появится цех (стоимостью $20 млн.), где будет производиться техническое обслуживание самолета HondaJet. Производство последнего планируется начать в 2012 г., а отгрузки в середине 2013 г.

Сборочный цех сможет выпускать до 100 самолетов HondaJet в год. С расширением производства число занятых в нем возрастет с 550 до 1 тыс. Представители отрасли считают, что Honda Aircraft Company cтанет серьезным конкурентом на рынке бизнес-самолетов, так как ее материнская фирма обладает большими финансовыми возможностями и имеет безупречную репутацию по качеству и техническому уровню всей выпускаемой продукции. Кроме того, отмечается, что среди потенциальных покупателей уже есть ощущение того, что “Honda” cпроектировала и построила высококачественный самолет для деловой авиации и намерена остаться в этом бизнесе.

В 2006-2011 гг. на США приходилось более половины мировых отгрузок бизнес-самолетов по количеству, при этом в 2010 г. этот показатель равнялся 54%, а в 2008 г. почти 83. Крупнейшим продуцентом в указанный 6-летний период была компания Cessna, доля которой в общем американском производстве превышала 50%; второе место занимала HBC.

Глобальные отгрузки бизнес-самолетов американскими продуцентами (ед.)*

  2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.**
Сessna 307 388 466 289 178 183
Eclipse 1 98 161 0 0 0
Emivest 1 1 0 2 0 0
Gulfstream*** 42 59 68 19 24 21
HBC 140 162 160 98 73 30
Bombardier Learjet 71 80 74 46 28 43
Embraer 0 0 0 0 0 ****
Итого 562 788 929 454 303 277

* – Данные GAMA (General Aviation Manufacturers Association) по самолетам максимальной взлетной массой до 22,7 т; ** – предварительные данные; *** – самолеты Gulfstream максимальной взлетной массой до 22,7 т изготовляются в Израиле; **** – первый самолет Embraer с предприятия в Мельбурне был отгружен в декабре 2011 г.

Глобальные отгрузки бизнес-самолетов американскими продуцентами увеличились за 2006-2008 гг. на 65,3% и в 2008 г. достигли 929 ед. Разразившийся осенью 2008 г. мировой финансовый кризис и последовавшая за ним всеобщая рецессия привели к резкому падению спроса на бизнес-самолеты максимальной взлетной массой до 22,7 т. В результате глобальные отгрузки данных машин компаниями США сократились за 2006-2011 гг. наполовину и в 2011 г. составили 277 ед. В 2010 г. они уменьшились по сравнению с 2008 г. на 2/3 и продолжали снижаться в 2011 г.

В ответ на негативные рыночные условия американские продуценты бизнес-самолетов начали с 2009 г. сокращать объемы их выпуска. Были закрыты некоторые предприятия, и работа на ряде сборочных линий стала осуществляться не в две, а одну смену. Cessna отказалась от программы разработки Citation Columbus, самого крупного за всю ее историю бизнес-самолета, а HBC приостановила c января 2011 г. производство легкой модели Hawker 400XP. В декабре того же года в связи с продолжавшимся падением спроса на бизнес-самолеты HBC объявила о приостановке дальнейшей разработки сверхлегкой машины Hawker 200.

В 2006-2011 гг. американские продуценты бизнес-самолетов интенсифицировали послепродажное обслуживание своих покупателей, чтобы воспользоваться возможностями, открывшимися в этой сфере вследствие быстрого роста глобального парка их машин в первые годы указанного периода. Кроме того, им хотелось потеснить на этом рынке независимых поставщиков ремонтных и других технических услуг. Компании США надеются, что рост поступлений от технического обслуживания поможет им компенсировать падение доходов от продаж новых бизнес-самолетов, и так как значительная часть спроса на последние исходит в настоящее время скорее от иностранных рынков, а не американского, сконцентрировали свои послепродажные услуги за границей.

Интенсификация послепродажного обслуживания включает в себя открытие новых сервисных центров за пределами США, наем дополнительных работников для полевого обслуживания, увеличение запасов запасных частей и открытие для покупателей колл-центров, функционирующих 24 ч в сутки, 7 дней в неделю. В 2011 г. Cessna начала строительство нового предприятия техобслуживания в Валенсии (Испания), призванного разгрузить ее сервисный центр в Париже, открыла аналогичный центр в Праге, увеличила запасы запчастей на своем распределительном складе в Амстердаме и создала еще одну команду для мобильного обслуживания европейского рынка.

Gulfstream образовала в 2011 г. полевые и воздушные команды для быстрого реагирования на запросы, связанные с техобслуживанием ее самолетов в любой точке мира, увеличила число складов в Великобритании и Испании с целью лучшего обслуживания своих покупателей в Европе и на Ближнем и Среднем Востоке, а HBC открыла склады запчастей в Лондоне, Дубае и Сингапуре, наняла дополнительных работников для полевого обслуживания клиентов и создала несколько колл-центров за границей.

Bombardier, материнская компания Lerajet, открыла в апреле 2010 г. сервисный центр в Мумбае (Индия), предназначенный для обслуживания клиентов в странах АТР, а в марте 2011 г. ввела в эксплуатацию склад запчастей в Гонконге. Кроме того, компания намерена создать в ближайшее время еще несколько региональных сервисных центров.

Вместе с техническим обслуживанием американские продуценты бизнес-самолетов активизировали маркетинг и сбыт на международных рынках, чтобы воспользоваться растущим там спросом. Открывающиеся возможности в АТР, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Латинской Америке требуют их более активной работы на местах. С этой целью были выделены наиболее перспективные для продаж заграничные зоны, и в каждой из них увеличена численность сбытового персонала. Кроме того, потребовалась определенная адаптация предлагаемых компаниями США самолетов к местным вкусам и культуре. Машины компании HBC в экспортном исполнении, например, будут иметь цвета интерьеров и мебели, отличные от тех, которые используются в самолетах, продаваемых на американском рынке. Может быть также упрощена их авионика, что обусловлено менее опытными местными пилотами и языковыми различиями.

Cessna пересмотрела свою сбытовую стратегию и модели, предлагаемые на рынке КНР, когда ей стало ясно, что покупатели хотят других машин, а Gulfstream заменила на ряде рынков номера некоторых моделей своих новых бизнес-самолетов теми, которые в большей степени отвечали местным вкусам и менталитету. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version