Машиностроение Украины и мира

Россия: рынок компьютерного оборудования в 2011 году

В 2011 г. отгрузки декстопов и ноутбуков на мировой рынок выросли незначительно, хотя цифры по отдельным регионам разнятся – от существенного падения до значительного роста. В России наблюдался один из самых высоких темпов роста, однако доля отечественных сборщиков продолжила сокращаться. В качестве защитный меры российские производители предлагают ввести заградительные пошлины.

Прошлый год оказался трудным для продуцентов ПК, так как им пришлось бороться с негативными последствиями экономической рецессии. Кроме этого, в условиях растущей популярности iPad они были вынуждены доказывать, что их продукция нужна пользователям больше, чем планшетные компьютеры.

Согласно данным IDC, рост отгрузок на мировой рынок ПК в физическом выражении составил всего 1,8%. В общей сложности было продано 353,3 млн. компьютеров, из них 144 млн. составили настольные системы и 209,4 млн. – портативные ПК. При этом число проданных десктопов сократилось по сравнению с 2010 г. на 1,6%, а продажи ноутбуков выросли на 4,2%. Как полагает вице-президент IDC Б. О’Доннелл, в 2012 г. ожидается оживление рынка. Во-первых, опросы потребителей говорят о том, что iPad не воспринимается в качестве замены традиционным ПК. Во-вторых, спрос ускорит выход новой операционной системы Windows 8.

Прогноз мировых отгрузок ПК в 2011-2016 гг. (млн. шт.)

  Отгрузки ноутбуков Отгрузки десктопов
2011 г. 209,4 144,0
2012 г.* 226,4 144,6
2013 г.** 356,6 149,9
2014 г.** 292,4 153,2
2015 г.** 328,2 155,6
2016 г.** 361,3 157,0

* – Оценка; ** – прогноз. Источник: IDC, 2012 г.

В 2011 г. отгрузки ПК развивались за счет новых рынков – их сбыт в развивающихся странах вырос на 11,6%, в то же время в развитых государствах, наоборот, потребители проявляли склонность к экономии, что привело к падению продаж на 8,8%. Россия была показательной страной; в прошлом году было реализовано 12,9 млн. настольных и портативных ПК, что на 13,4% выше показателей 2010 г. В абсолютных цифрах это больше, чем в любой другой стране в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке и Африке. Крупнейшими поставщиками на российский рынок были компании Asus, Acer, HP, Samsung и Lenovo, их совокупная доля составила до 60%.

Сегмент настольных ПК в РФ вырос на 2,2% до 4,46 млн. шт. Пятерка лидирующих поставщиков – HP, DNS, Acer, K-Systems и Lenovo. При этом общая доля десктопов иностранных брэндов составила только 22%.

Сегмент ноутбуков в России вырос в 2011 г. на 20,4% до 4,46 млн. шт. Крупнейшими поставщиками аналитики посчитали Asus, Acer, Samsung, HP и Lenovo. Российские потребители начали терять интерес к мини-ноутбукам, доля которых от общих поставок ноутбуков сократилась до 18,5% по сравнению с ростом в 19,1% годом ранее. На российском рынке ПК доля международных продуцентов в 2011 г. увеличилась. По сравнению с 2010 г. рост составил 4%-ных пункта в физическом выражении, причем данная тенденция прослеживается не первый год.

Эксперты выделяют несколько причин снижения доли местных компаний. Как заявил руководитель программы исследований IDC А. Загнетко, “в первую очередь, это увеличение доли поставок ноутбуков и моноблоков. В данных сегментах у российских сборщиков чрезвычайно слабые позиции. Кроме того, российским продуцентам все сложнее конкурировать на открытом рынке. Сказываются давно уже ставшие общими причины, а именно, коррупция, низкая диверсификация экономики, проблемы защиты частной собственности, низкая эффективность труда и крах отечественных НИОКР. Помимо прочего, все эти факторы выливаются в очень высокую себестоимость производства”.

Российские поставщики придерживаются иной точки зрения. Как заявил президент “К-Системс/IRBIS” Э. Воронецкий, “падение поставок российских десктопов происходило за счет исчезновения региональных сборщиков, т. е. компаний, которые закупали мелкие партии комплектующих у российских дистрибуторов. Доля российских поставок падала также из-за активной поддержки российским правительством импорта продукции, сделанной в основном в КНР, и практически созданием не возможной для производства ситуации внутри страны”.

В сентябре 2011 г. представители “К-Системс/IRBIS” обратились в МЭРТ с просьбой ввести пошлины на ввоз настольных компьютеров, собранных за границей. В апреле Кабинет министров одобрил пошлину в 10%, в настоящее время для вступления решения в силу необходимо одобрение комиссии ЕврАзЭС. В случае введения пошлины увеличится количество продукции, производимой в РФ, вне зависимости от брэндов, заявил Э. Воронецкий.

Впрочем, не все разделяют этот оптимизм. Президент Depo Computers С. Эскин не видит смысла во введении таможенных пошлин с присоединением России к ВТО. Впрочем, их введение никак не отразится ни на позициях игроков, ни на потребителях компьютерной техники. Возможно, компаниям, у которых производство находится на территории РФ, станет немного легче. Однако, например, для корпоративных заказчиков стоимость компьютерной техники зависит не столько он цены “железа”, сколько от технологичности требуемого решения. Опять же, если у компании есть корпоративный стандарт, и она использует технику определенного производителя, то даже после введения пошлины она не откажется от оборудования этого производителя”.

По данным CNews, “К-Системс/IRBIS” заняла 20% российского рынка настольных систем в 2011 г., а Depo Computers оценивает свою долю в 7%. Если в предыдущем году ведущие российские производители компьютеров – “К-Системс”, Depo и Kraftway – занимали в общей сложности почти 22% российского рынка десктопов, то в настоящее время лишь около 8%. На фоне сокращения продаж ПК компании стремятся диверсифицировать свой бизнес, осваивая новые ниши.

Если в III квартале 2010 г., будучи лидером среди российских продуцентов компьютеров, компания Depo поставила на рынок 81 тыс. ПК, то в III квартале 2011 г. отгрузки сократились на 73% до 22 тыс. шт. По данным Gartner, в III квартале 2011 г. доля рынка десктопов, занимаемая Depo, упала с 8,7% до 2,2% относительно соответствующего периода 2010 г. Компания намеренно почти свернула поставки в розничные сети, увеличив при этом производство серверов. Если в 2007 г. их доля в выручке компании составляла 15%, то в I полугодии 2011 г. – превысила 50%. Как заявил генеральный директор С. Эскин, “теперь Depo – инжиниринговая компания. Это не только системный интегратор или поставщик ИТ-услуг, это эффективный управляющий ИТ, способный удовлетворить буквально любую бизнес-задачу: от производства техники под уникальные нужды до управления ИТ на позиции аутсорсера”.

“К-Системс” в III квартале 2010 г. поставила на рынок 80,7 тыс. ПК, в III квартале 2011 г. – на 40 тыс. меньше. Доля рынка “К-Системс” в сегменте десктопов сократилась с 8,6% до 4,2%. Компания “К-Системс” обладает крупнейшим в России сборочным заводом, но загрузить его мощности способна лишь на 5%. Предприятию необходима диверсификация продуктового ряда. Одна из новых ниш, куда вошла “К-Системс”, – выпуск телевизоров, доля которых в перспективе должна достигнуть 50% от всей выручки компании. В то же время, завод, расположенный в Калининградской области, “К-Системс” может частично продать. Ранее компания уже продала предприятие в Мытищах (Московская обл.).

Если отгрузки компьютеров Kraftway в III квартале 2010 г. превышали 40 тыс. шт., то в III квартале 2011 г. – сократились более чем в два раза – до 18 тыс. Доля рынка в сегменте десктопов упала с 4,3% до 1,8%. Эта компания начала диверсифицироваться давно, для чего предусмотрела на заводе в Обнинске (Калужская обл.) возможность в одном цикле собирать совершенно разные устройства. В настоящее время Kraftway имеет центр разработок, в котором занимается созданием технологических платформ для информационной безопасности, медицинских учреждений и обработки видео, инвестируя в НИОКР около $2-3 млн. ежегодно. На базе этих платформ компания на своем заводе создает продукты под нужды конкретных заказчиков. Клиентам выгоднее работать с этими производителями, чем покупать универсальные не адаптированные решения по более высокой цене.

В Depo и Kraftway не переживают по поводу сокращения продаж своих ПК, объясняя это тем, что новые ниши обеспечивают им значительно лучшие показатели по прибыли.

Почти на 40% сократила отгрузки десктопов компания “Эксимер”. Если в III квартале 2010 г. ее доля рынка составляла 2,7% (было отгружено около 25 тыс. ПК), в III квартале 2011 г. – 1,6% (15 тыс. шт.). Компания намерена компенсировать указанное падение выводом на рынок новых продуктов, в том числе 10-дюймовых нетбуков и планшета на базе Intel Atom, а также сервера, который собирается “на основе Intel, Supermicro и Asus”.

Еще один известный российский продуцент компьютеров – компания “Аквариус” больше не входит в десятку крупнейших поставщиков (по версии Gartner), так как его рыночная доля меньше 1,5%. Именно этим значением десятку в сегменте десктопов замыкает компания Apple. В 2010 г. в “Аквариусе”, помимо производства компьютеров и серверов, фокусировались на разработке и продвижении средств по защите информации и персональных данных, а также решений для информатизации медицинских и образовательных учреждений. Кроме того, компания занимается поставками техники сторонних продуцентов.

Единственный российский сборщик ПК, который, по данным Gartner, наращивает продажи – компания DNS, которая, по сведениям официального сайта, имеет 300 магазинов в 90 городах России (в т. ч. два – в Москве) и выпускает как десктопы, так и ноутбуки. Аналитики стали включать DNS в свои отчеты лишь в 2011 г., так как ранее компания не давала им данные. В III квартале 2011 г. DNS отгрузила на рынок 125 тыс. ПК, из которых почти 90 тыс. десктопов. В сегменте настольных ПК ее доля составила 9,1%. В общем сегменте десктопов и ноутбуков DNS занимает 3,5%. Однако из-за того, что DNS продает компьютеры через собственные магазины, аналитики не имеют возможности проверить ее данные.

Иностранные компании, вошедшие в десятку поставщиков десктопов в России, значительно увеличили продажи. Исключением стала лишь компания Acer. Лидер сегмента – компания HP – в III квартале 2011 г. увеличила поставки по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 30%, Lenovo – на 87%, Fujitsu – на 263%, Apple – на 45%.

На большинстве развитых рынков в странах Западной Европы, США или Японии нет крупных локальных сборщиков. Эта ситуация отличается на развивающихся рынках, таких как Россия, Польша, КНР, Бразилия, Украина. Однако и здесь локальные сборщики продолжают проигрывать позиции мировым продуцентам, полагает директор по исследованиям Gartner А. Джамп, так как это происходит, главным образом, за счет роста продаж мобильных компьютеров, которые выпускают в основном именно крупные компании. Данная тенденция продолжится в ближайшие несколько лет, так как предвидится консолидация рынка ПК между крупными игроками. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version